Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Конаревой И.А, Никулиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 30 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 14 июля 2021 года по административному делу N 2а-1843/2021 по административному исковому заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, ведущему судебному приставу - исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю Мороз Надежде Юрьевне о признании незаконным постановления.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, пояснения представителя заинтересованного лица - прокурора Генеральной прокуратуры Симоненко Е.В, возражавшей по существу доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее - Минстрой Алтайского края, Министерство) обратилось в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее - УФССП России по Алтайскому краю) об отмене постановления ведущего судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Алтайскому краю (далее - МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств) Мороз Н.Ю. от 22 декабря 2020 года об отказе в окончании исполнительного производства N N; возложении на указанного судебного пристава-исполнителя обязанности окончить исполнительное производство на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве", мотивируя тем, что предметом исполнения по данному исполнительному производству на основании вступившего в законную силу решения Топчихинского районного суда Алтайского края от 12 июля 2018 года по делу N 2-152/2018 является обязанность Министерства организовать приведение площадки временного хранения ТКО в соответствие с требованиями СанПиН, что не предполагает непосредственного исполнения органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и статьей 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039; полномочия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО отнесены к исключительным полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
Кроме того, земельный участок, на котором расположена площадка временного хранения ТКО, находится в муниципальной собственности и у Министерства отсутствует возможность его использования и проведения на нем каких-либо мероприятий.
Во исполнение требований исполнительного документа Минстроем Алтайского края проведены неоднократные совещания, по результатам которых определились конкретные мероприятия, обязательные для исполнения администрацией Топчихинского района Алтайского края, согласованы задания на проектирование объекта "Рекультивация земель площадки складирования ТКО площадью 4 га в с. Топчиха Топчихинского района Алтайского края", "Строительство площадки временного накопления ТКО в с. Топчиха Топчихинского района Алтайского края".
Непосредственное исполнение решение суда осуществляется органом местного самоуправления - администрацией Топчихинского района Алтайского края, а все меры организационного характера Минстроем Алтайского края приняты.
При вынесении оспариваемого постановления судебным приставом-исполнителем не учтено, что реализация мероприятий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, их рекультивация и прочее на уровне Алтайского края осуществляется в рамках региональной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие сельского хозяйства Алтайского края", утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 23 октября 2014 года N 494, и ответственным исполнителем данной программы является Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.
Определением Центрального районного суда г. Барнаула от 5 февраля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Топчихинского района Алтайского края.
В ходе рассмотрения дела произведена замена заинтересованного лица на Прокуратуру Алтайского края, в качестве административного ответчика привлечен судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств Мороз Н.Ю.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 30 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 14 июля 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 10 сентября 2021 года, административным истцом ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме со ссылкой на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, и неправильное применение судами норм материального права. Повторяя доводы, положенные в обоснование административного иска, истец настаивает, что сами по себе организационные меры, характеризующие полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не входят, по смыслу положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в нормативное содержание понятий "размещение отходов", "хранение отходов", "захоронение отходов", "утилизация отходов", "обезвреживание отходов", как они определены в статье 1 указанного закона, соответственно, задача этих органов в области обращения с отходами состоит в оказании регулирующего, контрольного и иного организационно-властного воздействия, в связи с чем считает, что на органы исполнительной власти субъекта РФ не может быть возложена обязанность по непосредственному принятию мер по приведению площадки временного хранения ТКО в соответствии с СанПин; иное означало бы возложение на органы исполнительной власти субъекта РФ обязанности по совершению действий, выходящих за пределы его полномочий, что повлекло бы за собой ответственность, предусмотренную, в том числе статьей 286 Уголовного кодекса Российской Федерации. По мнению истца, необходимость принятия мер по приведению площадки временного хранения ТКО в соответствии с СанПин осуществляется именно органами местного самоуправления, а не органом исполнительной власти региона.
Вместе с тем, судами не учтено, что осуществление органами власти действий, выходящих за пределы установленных полномочий, отнесены действующим законодательством к коррупциогенным факторам (Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96), недопустимы и влекут соответствующую ответственность. Полагает неверными выводы суда о непредставлении заявителем доказательств в подтверждение исполнения именно Министерством требований исполнительного документа, поскольку Министерством инициирована подготовка проектно-сметной документации по приведению площадки временного хранения ТКО площадью 2 га в с. Топчиха, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 22:49:020117:294 в соответствие с требованиями СанПин 2.1.7.1322-03 с целью оказания возможного содействия муниципалитету в определении суммы, необходимой для проведения установленных решением суда работ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Представители сторон в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, решением Топчихинского районного суда Алтайского края от 12 июля 2018 года с учетом апелляционного определения Алтайского краевого суда от 14 ноября 2018 года на Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края возложена обязанность в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу организовать приведение площадки для временного хранения твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером N, в соответствие с требованиями пункта 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", выполнив следующие мероприятия: поверхность хранящихся насыпью отходов защитить от воздействия атмосферных осадков и ветров; осуществить обустройство поверхности площадки искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием; по периметру площадки сделать обваловку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
На администрацию Топчихинского района, администрацию Топчихинского сельсовета возложена обязанность в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу участвовать в привидении площадки для временного хранения твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером N, в соответствии с требованиями пункта 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", в том числе участвовать в выполнении
следующих мероприятий: поверхность хранящихся насыпью отходов защитить от воздействия атмосферных осадков и ветров; осуществить обустройство поверхности площадки искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием; по периметру площадки сделать обваловку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями (дело N 2-152/2018).
На основании выданного по делу исполнительного листа в отношении должника - Минстроя Алтайского края судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств 6 марта 2019 года возбуждено исполнительное производство N N, предмет исполнения: обязать в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу организовать приведение площадки для временного хранения твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером N, в соответствие с требованиями пункта 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", выполнив следующие мероприятия: поверхность хранящихся насыпью отходов защитить от воздействия атмосферных осадков и ветров; осуществить обустройство поверхности площадки искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием; по периметру площадки сделать обваловку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Определением Топчихинского районного суда Алтайского края от 28 марта 2019 года Минстрою Алтайского края предоставлена отсрочка в исполнении решения суда до 1 июня 2019 года.
Согласно акту совершения исполнительных действий от 5 августа 2019 года работы по приведению в соответствие земельного участка, на котором находится площадка для временного хранения ТБО, не ведутся, решение суда не исполнено в полном объеме.
Исходя из предоставленной судебному приставу административным ответчиком 29 апреля 2019 года информации в Минстрое Алтайского края состоялось рабочее совещание по вопросу организации исполнения решения суда о приведении в соответствии с СанПиН площадки для хранения ТКО; администрацией Топчихинского района принимаются меры для составления проектно-сметной документации на выполнение мероприятий по приведению площадки для временного хранения отходов в соответствие с требованиями СанПиН. По информации от 3 декабря 2019 года указано на проведение Минстроем Алтайского края рабочих совещаний по вопросам исполнения решения суда. Указано, что в ходе изучения геологической обстановки на месте размещения площадки временного накопления твердых коммунальных отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером N в с. Топчиха, выявлено наличие высокого уровня грунтовых вод, паводковых вод и невозможности их отведения, в связи с чем администрацией Топчихинского района Алтайского края принято решение о выделении нового земельного участка и рекультивации площадки для временного хранения твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером N.
Определением Топчихинского районного суда Алтайского края от 13 января 2020 года Минстрою Алтайского края предоставлена отсрочка в исполнении решения суда до 1 июня 2020 года.
16 июня 2020 года Министерством судебному приставу-исполнителю предоставлена информация о проведении 16 января 2020 года рабочего совещания по вопросу исполнения решения суда. Указано, что принято решение о рекультивации площадки для временного хранения ТКО, администрацией Топчихинского района Алтайского края разработан план мероприятий ("Дорожная карта") и получены рекомендации Минстроя Алтайского края по рассмотрению вопроса по обращению в суд с требованием об изменении способа и порядка исполнения решения суда; Минстроем Алтайского края в марте 2020 года согласованы задания на проектирование объекта "Рекультивация земель площадки складирования ТКО площадью 4 га в с. Топчиха Топчихинского района Алтайского края", "Строительство площадки временного накопления ТКО в с. Топчиха Топчихинского района Алтайского края"; в апреле 2020 года администрацией Топчихинского района Алтайского края в соответствии с Порядком формирования и реализации краевой адресной инвестиционной программы, оценки социальной и бюджетной эффективности инвестиционных проектов, планируемых к реализации с участием средств бюджета Алтайского края, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 05 августа 2009 года N 348, в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края направлен комплект документов для включения в адресную инвестиционную программу Алтайского края на 2021 год мероприятий по разработке проектно-сметной документации и строительству объекта капитального строительства "Строительство площадки временного накопления ТКО в с. Топчиха Топчихинского района Алтайского края", а также разработка проектно-сметной документации "Рекультивация земель площадки складирования ТКО площадью 4 га в с. Топчиха Топчихинского района Алтайского края".
Определением Топчихинского районного суда Алтайского края от 3 июля 2020 года Минстрою Алтайского края отказано в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью его дальнейшего исполнения.
По информации Минстроя Алтайского края от 13 ноября 2020 года на совещании 14 сентября 2020 года приняты решения о необходимости раздела земельного участка с кадастровым номером N и определения размеров земельных участков с учетом фактической площади складирования ТКО, а также приведении в соответствие с решением суда вновь созданного земельного участка, на котором расположена площадка для временного накопления ТКО, проведении рекультивации вновь созданного земельного участка, на котором осуществлялось складирование основной массы отходов; администрацией Топчихинского района Алтайского края выполнены работы по разделу земельного участка площадью 40001 кв.м с кадастровым номером N, образованы два новых земельных участка с кадастровыми номерами N (площадью 20001 кв.м) и N (площадью 2000 кв.м).
14 декабря 2020 года Министерство обратилось к начальнику отдела - старшему судебному приставу МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств с заявлением об окончании исполнительного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в обоснование которого сослалось на то, что организация деятельности по приведению площадки в соответствие с требованиями СанПиН не предполагает непосредственного исполнения органами власти субъекта Российской Федерации полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, Министерством приняты все возможные меры организационного характера, в частности, проведение неоднократных совещаний, по результатам которых определились конкретные мероприятия, обязательные для исполнения администрацией Топчихинского района Алтайского края, согласование заданий на проектирование объекта "Рекультивация земель площадки складирования ТКО площадью 4 га в с. Топчиха Топчихинского района Алтайского края", "Строительство площадки временного накопления ТКО в с. Топчиха Топчихинского района Алтайского края".
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств Мороз Н.Ю. от 22 декабря 2020 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным постановлением, Министерство обратилось в суд с настоящим административным иском.
В силу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Разрешая по существу заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь приведенными выше положениями действующего законодательства, исходил из того, что для разрешения вопроса о возможности окончания исполнительного производства юридическое значение имеет факт исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе и наличие достаточных и достоверных данных об этом в материалах исполнительного производства, при этом действующим законодательством на судебного пристава-исполнителя возложена проверить исполнение должником обязательства, указанного в исполнительном документе.
Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и установив отсутствие доказательств фактического исполнения должником требований исполнительного документа на дату обращения с заявлением об окончании исполнительного производства, суд пришел к верному выводу о том, что основания для признания незаконным оспариваемого постановления в рассматриваемом случае отсутствуют, поскольку, как обоснованно указано судом, исполнение требований исполнительного листа об организации приведения площадки для временного хранения твердых бытовых отходов не может быть ограничено только проведением неоднократных совещаний и согласованием заданий на проектирование объекта без предоставления доказательств того, что в настоящее время на спорной площадке для временного хранения твердых бытовых отходов выполнены работы: поверхность хранящихся насыпью отходов защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, осуществлено обустройство поверхности площадки искусственным водонепронициаемым и химическим стойким покрытием, по периметру площадки сделана обвалка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями. Наличие краевой инвестиционной адресной программы, утвержденной Правительством Алтайского края 7 сентября 2020 года N 384, также не является основанием для признания решения суда исполненным.
С учетом приведенного правового регулирования и установленных по делу обстоятельств, а также с учетом вступившего в законную силу решения Топчихинского районного суда Алтайского края от 12 июля 2018 года, которым на Министерство возложена обязанность организовать приведение площадки для временного хранения твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 22:49:020117:294, в соответствие с требованиями пункта 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", выполнив следующие мероприятия: поверхность хранящихся насыпью отходов защитить от воздействия атмосферных осадков и ветров; осуществить обустройство поверхности площадки искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием; по периметру площадки сделать обваловку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, то есть принять все меры, обеспечивающие приведение указанной площадки в соответствие с требованиями действующего законодательства, что соответствует компетенции должника и указанному судебному акту не противоречит, доводы административного истца об обратном несостоятельны.
Данные доводы, приведенные административным истцом в кассационной жалобе, как следует из содержания обжалуемых судебных постановлений, ранее заявлялись Министерством и были проверены судами применительно к имеющимся в их распоряжении материалам дела. Повторяя заявленные доводы, истец фактически выражает несогласие с выводами судов относительно обстоятельств дела, настаивая на иной оценке доказательств и установлении новых обстоятельств. Такие доводы, учитывая полномочия суда кассационной инстанции, определенные статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы нет.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 30 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 14 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.