Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Цыбульника В.Е, судей Зари А.И, Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Пересыпке Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации - Толкачевой А.В. на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 21 июня 2021 года, которым удовлетворены заявленные военнослужащим войсковой части N майором Кумуковым Муталифом Ильясовичем требования о признании незаконными действий Министерства обороны Российской Федерации и руководителя Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с порядком учета инвестиционного дохода на именном накопительном счете участника (далее - ИНС), накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи Зари А.И, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации - Орлова И.Н, поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя войсковой части N - капитана юстиции Тотиева М.Ю. возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Кумуков М.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия руководителя ФГКУ "Росвоенипотека", связанные с не начислением на его ИНС участника НИС дохода от инвестирования за период с 28 марта 2009 г. по 1 августа 2020 г.;
- обязать руководителя ФГКУ "Росвоенипотека" произвести расчет и определить величину инвестиционного дохода, который был бы начислен ему при своевременном включении в реестр участников НИС, а также истребовать из Министерства обороны Российской Федерации сумму указанного дохода;
- обязать Министерство обороны Российской Федерации перечислить на его ИНС участника НИС денежную сумму дохода от инвестирования средств, определенную ФГКУ "Росвоенипотека" за указанный период.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывается, что истцом пропущен установленный ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд с исковым заявлением, поскольку 25 июня 2020 г. Кумуков М.И. был включен в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения - 28 марта 2009 г, а 27 апреля 2021 г. ему были перечислены денежные средства. При этом, ссылаясь на уведомление о включении военнослужащего в реестр НИС автор жалобы утверждает, что истец был ознакомлен с ним 16 октября 2020 г, что подтверждается его подписью. Следовательно, по мнению автора жалобы, с указанной даты истцу достоверно стало известно о том, что его права нарушены. В обоснование свой позиции представитель Министерства обороны Российской Федерации ссылается на определение Кассационного военного суда от 2 февраля 2021 г. N 2а-85/2020.
Автор жалобы утверждает, что вина Министерства обороны Российской Федерации в позднем включении истца в реестр участников НИС отсутствует, и указывает, что в данном случае Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим административным ответчиком.
В письменных возражениях административный истец и представитель третьего лица просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и поданных относительно нее возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ право граждан на обращение в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти и должностного лица возникает в том случае, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно частям 1 и 8 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закона), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 15 ст. 15 Закона предусмотрена возможность реализации прав военнослужащих на жилище в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" путем участия в НИС, которая предполагает выделение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений.
Как следует из материалов дела, Кумуков М.И. был ознакомлен под роспись в войсковой части N с информацией о состоянии его ИНС, включая сумму денежных средств, учтенных на счете в размере 2 800 547 руб. 29 коп, 6 апреля 2021 г, что подтверждается представленной из войсковой части N справкой о состоянии ИНС военнослужащих воинской части по состоянию на 1 января 2021 г.
Согласно сообщению ФГКУ "Росвоенипотека" от 20 апреля 2021 г. N НИС-015231 Кумукову М.И. на его обращение от 16 апреля 2021 г. по вопросу учета на ИНС дохода от инвестирования накоплений был дан ответ, согласно которому определить размер инвестиционного дохода, который мог бы быть получен за период с 28 марта 2009 г. до даты открытия ИНС не представляется возможным.
Вопреки доводу жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что о предполагаемом нарушении своих прав истцу стало известно не ранее 6 апреля 2021 г. Поэтому, обратившись в суд 17 мая 2021 г. истец установленный статьей 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения в суд не пропустил.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Кумуков М.И. заключил первый контракт о прохождении военной службы 20 августа 2007 г, зачислен в списки личного состава войсковой части N и назначен на воинскую должность.
Согласно послужному списку Кумукова М.И, справок начальника штаба войсковой части N от 26 марта 2020 г. N 193, N 195 административный истец, имея общую продолжительность военной службы 1 год 7 месяцев 8 дней, был назначен на воинскую должность командира автомобильной роты войсковой части N, одновременно с чем, приказом МВД России от 28 марта 2009 г. N 310л/с ему с той же даты присвоено первое воинское звание офицера "капитан", после этого истец непрерывно проходит военную службу на офицерских должностях.
Исходя из этого, истец подлежал обязательному включению в реестр участников НИС с 28 марта 2009 г, о чем также указано в представленной в суд справке командира войсковой части N от 8 июня 2021 г.
Из уведомления о включении Кумукова М.И. в реестр участников НИС, личной карточки участника НИС следует, что истец включен в реестр участников НИС 25 июня 2020 г. с датой возникновения основания для включения - 28 марта 2009 г, о чем он был уведомлен 16 октября 2020 г.
Как следует из заключения по результатам служебного разбирательства в войсковой части 6787 от 30 марта 2020 г. истец не был своевременно включен в реестр участников НИС ввиду нераспорядительности должностных лиц войсковой части N.
Из справки представителя руководителя ФГКУ "Росвоенипотека" от 7 июня 2021 г. усматривается, что ИНС Кумукова М.И. открыт 30 июля 2020 г, учет накоплений на счете и их передача в доверительное управление производится с 1 августа 2020 г, инвестиционный доход начисляется и учитывается с 3-го квартала 2020 г, на ИНС истца учтены накопления в размере 2 800 546 руб. 86 коп, из которых 58 254 руб. 11 коп. -доход от инвестирования накоплений.
Денежная сумма в размере 2 800 546 руб. 86 коп. перечислена истцу 27 апреля 2021 г, что подтверждается представленной в суд банковской выпиской со счета Кумукова М.И, открытого в ПАО "МИнБанк", от 15 июня 2021 г.
В пункте 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" определено, что реализация права на жилище участниками НИС осуществляется наряду с иными формами посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений.
На основании части 1 ст. 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на ИНС участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
Следовательно, доходы от инвестирования являются составной частью накоплений для жилищного обеспечения, посредством которых, в свою очередь, реализуется право участников НИС на жилище.
С учетом этого гарнизонный военный суд пришел к верному выводу, что невыплата Кумукову М.И, являющемуся участником НИС, накоплений для жилищного обеспечения без учета доходов от инвестирования за период с 28 марта 2009 г. по 1 августа 2020 г. нарушает его право.
Вопреки мнению представителя ответчика, данное право подлежит восстановлению именно федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы (уполномоченным федеральным органом), которым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 года N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" является Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 ст. 7 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" уполномоченный федеральный орган, в частности, оформляет получение в установленном порядке бюджетных ассигнований для накопления средств на именных накопительных счетах участников; проводит учет накоплений для жилищного обеспечения, в том числе на ИНС участников; проводит в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, конкурсы по отбору специализированного депозитария для заключения с ним договора об оказании услуг специализированного депозитария, а также конкурсы по отбору управляющих компаний для заключения с ними договоров доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения; является в соответствии с законодательством Российской Федерации стороной договоров с управляющими компаниями и специализированным депозитарием, которые отобраны по результатам конкурса; истребует и получает от управляющих компаний средства для их целевого использования участниками НИС; осуществляет оформление и выдачу целевых жилищных займов участникам НИС; выплачивает участникам НИС или членам их семей накопления для жилищного обеспечения после возникновения права на их использование.
Согласно статье 17 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" уполномоченный федеральный орган передает накопления для жилищного обеспечения в доверительное управление управляющим компаниям, которые осуществляют доверительное управление в целях обеспечения права участников НИС на использование накоплений. Учредителем доверительного управления является Российская Федерация. От имени Российской Федерации права учредителя доверительного управления осуществляет уполномоченный федеральный орган. Выгодоприобретателем по договору доверительного управления является Российская Федерация в лице уполномоченного федерального органа. Средства, переданные в доверительное управление управляющей компании, и доходы от инвестирования не переходят в собственность доверительного управляющего. Доходы от инвестирования относятся на прирост средств, переданных в доверительное управление.
Доходами от инвестирования являются дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам и банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения, чистый финансовый результат от реализации активов, финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля.
К доходам от инвестирования относятся и процентные доходы по целевым жилищным займам тех участников НИС, которые уволены с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. "д" - "з", "л" и "м" п. 1, подп. "в" - "е.2" и "з" - "л" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и обязаны возвратить не только выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы по договору целевого жилищного займа, но и проценты по ставке, установленной этим договором (ч. 2 ст. 15 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих").
Кроме того, в силу ч. 8 ст. 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения (за исключением индивидуального клирингового обеспечения) обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию.
При этом учет накоплений для жилищного обеспечения осуществляется уполномоченным федеральным органом (ч. 9 ст. 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих").
Из приведенных положений Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" следует, что накопления для жилищного обеспечения, в том числе доходы от инвестирования, всех участников НИС вне зависимости от ведомства, в котором они проходят военную службу, а также управление этими накоплениями, равно как и принятие решений об их выплате, находятся в ведении уполномоченного федерального органа.
Что касается федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, то в соответствии с частью 3 ст. 4 и ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" на них возложена обязанность по выплате участнику НИС за счет средств федерального бюджета, выделяемых этим органам, только денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
То обстоятельство, что несвоевременное включение Кумукова М.И. в реестр участников НИС произошло не по вине уполномоченного федерального органа, не освобождает этот орган от исполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению прав участника НИС на получение в полном объеме накоплений для жилищного обеспечения, которые предусмотрены федеральным законом.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно возложил на руководителя ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность произвести расчет дохода от инвестирования накоплений, который должен был быть начислен на ИНС Кумукова М.И. за период с 28 марта 2009 г. по 1 августа 2020 г, а на Министерство обороны Российской Федерации - перечислить указанные денежные средства.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Грозненского гарнизонного военного суда от 21 июня 2021 года по административному исковому заявлению Кумукова Муталифа Ильясовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.