Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Борс Х.З, судей Думушкиной В.М, Дурневой С.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации на решение Ейского городского суда Краснодарского края от 11.02.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12.05.2021 по гражданскому делу по исковому заявлению Гривакова ФИО11 к Федеральному Государственному казенному учреждению "Южное Управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения, доплате денежных средств, Заслушав доклад судьи Борс Х.З, судебная коллегия
установила:
Гриваков М.А. обратился в суд с иском к обратился в суд с иском к Федеральному Государственному казенному учреждению "Южное Управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (филиал "Южный" ФГАУ "Центральное управление жилищно- социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации), третье лицо - Министерство обороны Российской Федерации, в котором просит признать незаконным решение ФГКУ МО РФ "Югрегионжилье" от 10.03.2020 N63; обязать ответчика внести Гривакову Е.Е. в реестр военнослужащих (граждан), принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях МО РФ; обязать ответчика устранить допущенное нарушение его прав, доплатив ему, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 N76 "Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения", Порядком предоставления субсидии, утвержденным приказом Министерства Обороны РФ от 21.07.2014 N510, денежную сумму в размере 2 091 290, 84 руб.
Решением Ейского городского суда Краснодарского края от 11.02.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12.05.2021, суд признал незаконным решение ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 10.03.2020 N63.
Обязал филиал "Южный" ФГАУ "Центральное управление жилищно- социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации внести Гривакову Е.Е. в реестр военнослужащих (граждан), принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях Министерства обороны Российской Федерации.
Обязал филиал "Южный" ФГАУ "Центральное управление жилищно- социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации устранить допущенное нарушение прав Гривакова М.А, доплатив ему, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 N76 "Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения", Порядком предоставления субсидии, утвержденным приказом Министерства Обороны РФ от 21.07.2014 N "адрес", денежную сумму в размере 2 091 290, 84 руб.
В кассационной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Каймаков А.И. просит приостановить исполнение решения суда первой инстанции, отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12.05.2021, направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд, либо не передавая дело на новое рассмотрение принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гривакова М.А. отказать.
В обоснование доводов жалобы указывает, что судами неверно определены обстоятельства дела. Считает, что Гривакова Е.Е. не относится к перечню лиц, которые могут быть признаны членами семьи военнослужащего Гривакова М.А, перечисленному в абз. 5 п.5 ст.2 ФЗ от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Гриваков М.А. в период с 24.07.1992 по 27.06.2015 проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ.
Приказом командующего войсками 2 командования военно-воздушных сил и противовоздушной обороны N N от 18.06.2015 Гриваков М.А. уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы с оставлением списком в списках очередников на получение жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, направлен на воинский учет в отдел ВК Краснодарского края по городу Ейск и Ейскому району. Приказом командира войсковой части 69806 N N от 25.06.2015, Гриваков М.А. исключен из списков личного состава воинской части с 27.06.2015.
Общая продолжительность военной службы Гривакова М.А. составляет 22 года 11 месяцев.
Как следует из справки военного комиссара Ейска, Ейского и Щербиновского районов Краснодарского края от 03.06.2019, в личном деле, в графе 21 "семейное положение" значатся- жена Гривакова С.Е, 24.06.1973 года рождения, дочь - Гривакова М.Е, ФИО12 года рождения, дочь - Гривакова Е.Е, ФИО13 года рождения.
Согласно свидетельству о расторжении брака, брак между Гриваковым Е.А. и Гриваковой С.Е. прекращен 01.11.2002 на основании решения мирового судьи судебного участка N3 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан России от 23.10.2002, о чем 06.11.2001 составлена запись акта о расторжении брака N N
Решением начальника отделения (территориальной, г. Челябинск) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N103 от 26.06.2015 были приняты на учет и включены в реестр военнослужащих (граждан), принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях Министерства обороны РФ: Гриваков М.А, ФИО14, составом семьи, супруга - Гривакова С.Е, ФИО15, падчерица - Гривакова Е.Е, ФИО17 падчерица, Гривакова М.Е ФИО18
Решением заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N63 от 10.03.2020 Гривакова Е.Е. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в составе семьи Гривакова М.А.
Решением заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N305 от 30.04.2020, Гривакову М.А. и совместно проживающим с ним членам семьи- супруга ФИО21.06.1973 г.р, дети Гривакова М.Е, 16.10.2004 г.р. предоставлена денежная субсидия для приобретения (строительства) жилого дома (жилых помещений) в размере 6 273 872, 55 руб.
В соответствии с решением Заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N305 от 27.05.2020, в связи с предоставлением Гривакову М.А. субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 6 273 872, 55 рублей, Гриваков М.А. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Гривакова М.А. суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 31, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" пришел к выводу о том, что законных оснований для принятия решения N63 от 10.03.2020 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещения Гривакову Е.Е. у заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ не имелось, решение является незаконным, в связи с чем, Гривакова Е.Е. подлежит восстановлению на таком учете, и подлежит доплате истцу денежная субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения с учетом члена семьи Гривакова М.А. - Гриваковой Е.Е.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств, не противоречат закону и подробно мотивированы в оспариваемых судебных актах.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 25 сентября 2014 г. N 2271-О, от 27 октября 2015 г. N 2527-О, от 26 мая 2016 г. N 1046-О), жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений ст. 40 Конституции РФ.
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией РФ определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей является Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих").
Согласно п. 2 ст. 3 названного Закона правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Исходя из положений пункта 13 указанной статьи граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом для военнослужащих.
Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены статьей 56 ЖК РФ.
В соответствии пунктом 2 данной статьи граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В силу части 2 статьи 31 ЖК РФ вселенные собственником жилого помещения члены его семьи, имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Истцом представлено свидетельство о рождении N N, выданного Отделом ЗАГС администрации Черниговского района Приморского края ФИО23, отцом ФИО24, является Гриваков Е.А.
При этом, как следует из решения Ейского городского суда от 12.02.2015 по гражданскому делу N2-559/2015, Гривакова Е.Е. признана находящейся на иждивении Гривакова М.А. и является членом его семьи.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 09.12.2020, исковые требования Гривакова М.А. к Министерству обороны РФ удовлетворены частично. Гривакова Е.Е. признана членом семьи Гривакова М.А. В удовлетворении требований Гривакова М.А. к Министерству обороны РФ о признании Гриваковой Е.Е, находящейся на иждивении Гривакова М.А. -отказано.
При этом, указанным апелляционным определением установлено, что Гриваков Е.А. - биологический отец Гриваковой Е.Е. дал нотариальное согласие на ее удочерение Гриваковым М.А.; Гривакова Е.Е. проживала и проживает в настоящее время с Гриваковым М.А, ведет общее хозяйство.
Таким образом, Гривакова Е.Е. признана членом семьи Гривакова М.А. и соответственно, она является бывшим членом семьи Гривакова Е.А, и в силу ч. 4 ст. 31 ЖК РФ - в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Более того, согласно выписке из лицевого счета на жилое помещение от 06.02.2020 установлено, что Гривакова Е.Е. зарегистрирована в квартире 146, расположенной по адресу: "адрес", именно в качестве члена семьи нанимателя Гривакова М.А.
С учетом изложенного, руководствуясь приведенными нормами права, суды пришли к выводу о том, что законных оснований для принятия решения N N от 10.03.2020 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещения Гриваковой Е.Е. у заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ не имелось. Доказательств иного ответчиком не представлено.
Все доводы заявителя кассационной жалобы повторяют его правовую позицию в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и нашедшую отражение и правильную оценку в принятых по делу судебных актах. Мотивы, по которым суды признали заявленные истцом требования обоснованными и отклонили доводы апелляционной жалобы ответчика, подробно приведены судами в обжалуемых судебных постановлениях, с которыми суд кассационной инстанции соглашается.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела.
Между тем переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 ГПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок и неправильного отправления правосудия, а не пересмотра по существу. Отступления от этого принципа оправданы, только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для отмены вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ейского городского суда Краснодарского края от 11.02.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12.05.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий Борс Х.З.
Судьи Думушкина В.М.
Дурнева С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.