N 88-17694/2021
г. Кемерово 18 октября 2021 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Латушкиной С.Б.
рассмотрел гражданское дело N 2-1800/2020, УИД 38MS0078-01-2020- 002069-04 по иску Областного государственного казённого учреждения "Центр социальных выплат Иркутской области" к Плоскиной Елене Альбертовне о взыскании неосновательно полученной финансовой помощи, по кассационной жалобе Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение мирового судьи судебного участка N 78 г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области от 21 декабря 2020 г. и апелляционное определение Нижнеудинского городского суда от 20 мая 2021 г,
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное казённое учреждение "Центр социальных выплат Иркутской области" обратилось в суд с иском о взыскании с Плоскиной Елены Альбертовны в порядке статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательно полученной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в размере 50 000 рублей.
В обоснование исковых требований областное государственное казённое учреждение "Центр социальных выплат Иркутской области" указало, что в июле 2019 года Плоскина Е.А. обратилась в Администрацию Костинского муниципального образования с заявлением об оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области, п. Костино, указав, что ею частично утрачено имущество первой необходимости.
Администрацией Костинского муниципального образования ответчик включен в список граждан на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в размере 50 000 рублей.
Областное государственное казённое учреждение "Центр социальных выплат Иркутской области" произвело выплату финансовой помощи получателям, указанным в списке, а именно ответчику была перечислена финансовая помощь в размере 50 000 рублей. Указанная сумма зачислена на расчётный счёт получателя.
Вместе с тем финансовая помощь в указанном размере получена ответчиком неправомерно, в связи с неверным определением степени утраты имущества граждан и включением их в список Администрацией Костинского муниципального образования Иркутской области.
Данное обстоятельство установлено в ходе проверки использования средств Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в рамках выездной встречной проверки органами федерального казначейства в Администрации муниципального района муниципального образования "Нижнеудинский район" в 2020 году уже после осуществления выплаты истцом и подтверждается Актом встречной проверки администрации муниципального района муниципального образования "Нижнеудинский район" от 7 февраля 2020 г.
Данное обстоятельство также подтверждается Актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате наводнения, где в качестве пострадавшего указан ответчик по адресу места жительства "адрес"3.
Как следует из Акта, имущество первой необходимости утрачено частично, сумма финансовой помощи составляет 50 000 рублей, вместе с тем согласно Акту утрачено 2 предмета первой необходимости, не утрачено 8. Таким образом, степень утраты имущества ответчиком не соответствует критерию частичной утраты имущества, указанному в подпункте "а" пункта 2 (2) Правил. В связи с чем у ответчика отсутствовало право на получение финансовой помощи за частичную утрату имущества в размере 50 000 рублей.
В связи с выявленными переплатами Плоскиной Е.А. в целях досудебного урегулирования спора направлено уведомление 29 июня 2020 г. о необходимости возврата излишне выплаченных денежных средств в федеральный бюджет, оплата не произведена.
Решением мирового судьи судебного участка N 78 г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области от 21 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Нижнеудинского городского суда от 20 мая 2021 г, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просит отменить решение мирового судьи судебного участка N 78 г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области от 21 декабря 2020 г. и апелляционное определение Нижнеудинского городского суда от 20 мая 2021 г.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьёй единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при вынесении оспариваемых судебных постановлений не допущено.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту также Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту также Правила N 110).
Согласно п. 1(1) Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий понятие "имущество первой необходимости" определяется как минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования (п. 2(2) Правил N 110).
Согласно пункту "л" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением правительства Иркутской области от 29 июня 2019 г. N 519-пп, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений и утратившим силу в связи с изданием Постановления правительства Иркутской области от 1 июля 2020 г. N 393-пп "Об утверждении порядка оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий" утвержден порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий, согласно которому финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости оказывается гражданам, включенным в утвержденные в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества. Списки подготавливаются и подписываются главами администрации муниципальных образований Иркутской области, в состав территорий которых входят населенные пункты, пострадавшие от чрезвычайной ситуации, согласовываются с начальником ГУ МВД РФ по делам ГО и ЧС по Иркутской области, ГУ МВД РФ по Иркутской области, утверждаются председателем правительства Иркутской области. Выплата финансовой помощи гражданам осуществлялась ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области", подведомственным министерству.
В соответствии с пунктом 8 Порядка, утвержденного приказом МЧС России от 21 марта 2019 г. N 155, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений и утратившего силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 29 апреля 2020 г. N 275, подготовка документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, предусмотренных пп. "г" и "д" пункта 11 Правил N 110, осуществляется путем обращения граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, с соответствующим заявлением, а органы местного самоуправления подготавливают списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости. Списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени полной или частичной утраты имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в соответствии с критериями, утвержденными пунктом 2(2) Правил N 110. Акт обследования подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписи, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в установленные сроки подписываются главой местной администрации в части подтверждения факта постоянного проживания граждан в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации и в которых они зарегистрированы по месту жительства, а также фактов нарушения условий жизнедеятельности граждан и (или) утраты ими частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение суток после составления указанных списков подготавливаются сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнованиях и подписываются руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации, который осуществляет проверку в указанных списках и сводных данных для выплаты помощи гражданам объемов необходимых бюджетных ассигнований.
Указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам представляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в территориальный орган МВД России на региональном уровне и ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне организовывает проверку списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в части соответствия адресов регистрации по месту жительства и паспортных данных граждан и подписывает сводные данные для дальнейшей организации выплаты помощи гражданам.
Начальник ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации подписывает списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в части подтверждения нахождения адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, сводные данные для выплаты помощи гражданам - в части их соответствия указанным спискам по количеству граждан.
Руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне и начальник ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации подписывают указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам в двухдневный срок с даты их получения.
Утверждённые руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение суток после подписания территориальным органом МВД России на региональном уровне и ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации сводные данные для выплаты помощи гражданам и копии списков представляются в МЧС России.
Обосновывающие документы к указанным спискам и сводным данным хранятся в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации. МЧС России в течение 5 рабочих дней с даты получения представленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводных данных для выплаты помощи гражданам осуществляет проверку в части своевременности их подготовки и представления, наличия необходимых подписей и печатей, соответствия объемов необходимых бюджетных ассигнований.
При соблюдении указанных требований заместитель Министра Российской Федерации по делам ГО и ЧС согласовывает сводные данные для выплаты помощи гражданам.
Согласно пп. "д" п. 2 Правил N 110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение, в том числе, на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 руб. на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 000 руб. на человека.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ответчиком Плоскиной Е.А. получена социальная единовременная денежная выплата в размере 50 000 рублей на основании акта комиссионного обследования утраченного имущества от 4 июля 2019 г. как гражданином, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
1 июля 2019 г. Плоскина Е.А. обратилась с заявлением по установленной форме в адрес Главы Костинского муниципального образования о включении её в списки на оказание единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества, без указания сведений о наименовании и количестве утраченного имущества. На основании заявления Плоскиной Е.В, в соответствии с Порядком, утверждённым приказом МЧС России от 21 марта 2019 г. N 155, комиссией в лице специалиста Костинского муниципального образования В.А.А, ведущего специалиста Костинского муниципального образования Л.Т.В, делопроизводителя Костинского муниципального образования Г.О.В, депутата Думы Костинского муниципального образования Т.А.Н, 4 июля 2019 г. составлен Акт, согласно которого в нарушение п. "а" ч.2 (2) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. N 110 дано заключение о частичной утрате имущества первой необходимости и сумме финансовой помощи Плоскиной Е.А. в размере 50 000 рублей, при фактическом указании утраченных 2 предметов одной подкатегории.
Акт выездной проверки ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" от 7 февраля 2020 г. не содержит сведений о признании незаконным Акта комиссионного обследования утраченного имущества от 4 июля 2019 г, сведений об оспаривании данного Акта от 4 июля 2019 г. в установленном законом порядке и признании его незаконным суду не представлено.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь приведёнными выше нормами права, а также руководствуясь положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 14 января 2016 г. N 1-П, 22 июня 2017 г. N 16-П, 26 февраля 2018 г. N 10-П, установив из совокупности представленных сторонами доказательств ненадлежащее исполнение уполномоченными должностными лицами своих обязанностей при предоставлении ответчику финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, выразившееся в неверном определении степени утраты имущества, не соответствующей критериям частичной утраты имущества, а также отсутствие противоправных и недобросовестных действий ответчика при получении указанной финансовой помощи, которая является мерой социальной помощи государства, направленной на возмещение ущерба, причинённого имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, обеспечивающей право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, являющейся средством существования, отсутствие счётной ошибки, мировой судья пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и взыскания с ответчика в пользу истца суммы финансовой помощи в размере 50 000 руб.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами мирового судьи и их правовым обоснованием согласился.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в оспариваемых заочном решении и апелляционном определении, мотивированы, соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела, оснований считать их неправильными не имеется.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведённом правовом регулировании, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы, повторяют позицию Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в суде первой и апелляционной инстанции и доводы апелляционной жалобы, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы судов не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 ГПК РФ правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделён, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 ГПК РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка NN 78 г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области от 21 декабря 2020 г. и апелляционное определение Нижнеудинского городского суда от 20 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - без удовлетворения.
Судья С.Б. Латушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.