Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Власенко И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дериглазовой Елены Анатольевны к акционерному обществу "Лучегорский угольный разрез", публичному акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания", акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания", открытому акционерному обществу "Служба аттестации рабочих мест" об оспаривании индивидуальных сведений персонифицированного учета и предоставлении их в Главное управление - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Пожарскому району, признании недействительными карты специальной оценки условий труда по специальности участковый маркшейдер, анализов хронометражного наблюдения, по кассационной жалобе Дериглазовой Елены Анатольевны
на решение Пожарского районного суда Приморского края от 28 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 30 марта 2021 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, пояснения представителя АО "Лучегорский угольный разрез" Дмитриевой Т.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дериглазова Е.А. обратилась в суд с иском к АО "Лучегорский угольный разрез" о возложении обязанности откорректировать индивидуальные сведения персонифицированного учета и предоставить их в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Пожарскому району.
В обоснование указала, что с 06.09.1993 состоит с ответчиком в трудовых отношениях. За период работы она занимала следующие должности: с 06.09.1993 по 22.03.1994 должность горнорабочей на маркшейдерских работах в маркшейдерском отделе разреза "Лучегорского п/о "Приморскуголь"; с 23.03.1994 по 04.06.1998, с 08.08.2000 по 09.02.2004 должность участкового маркшейдера в маркшейдерской службе, участкового маркшейдера разреза "Западный" разрезоуправления "Лучегорское"; с 5.06.1998 по 22.10.1998 находилась в отпуске по беременности и родам; с 23.10.2000 по 07.08.2000 находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1, 5, 3 лет; с 10.02.2004 по 26.03.2019 должность контрольного мастера, мастера контрольного в ОТК общие участки и службы, старшего мастера контрольного в ОТК разрезоуправления "Лучегорское"; с 27.03.2019 по 31.12.2019 должность участкового маркшейдера в маркшейдерско-геологической службе разрезоуправления "Лучегорское". Продолжает работать в данной должности по настоящее время. В марте 2020 года, перед достижением возраста 50 лет, имея общий страховой стаж более 30 лет, обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Пожарскому району от 12.03.2020 ей отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, не включены периоды работы у ответчика продолжительностью 15 лет 10 мес. 20 дней в связи с тем, что данные представлены работодателем общим стажем. Работодатель в спорные периоды не предоставил в пенсионный орган сведения о работе истца в особых условиях труда в режиме полной занятости. Должности участкового маркшейдера и мастера контрольного (старшего) дают право на досрочную пенсию.
Постоянная и полная занятость в спорные периоды в особых условиях труда подтверждается приказом о приеме на работу, личными карточками Формы Т-2, должностной инструкцией, журналами дневных заданий, штатным расписанием, записями в трудовой книжке. Согласно Карте аттестации рабочих мест N 2 за 2003-2004 год, N 2 за 2010 год, старший мастер контрольный имеет право на льготное пенсионное обеспечение с учетом установленных производственных факторов воздействия. При подготовке Карты были проверены фактические условия труда мастера контрольного по степени вредности и опасности, установлено воздействие вредных производственных факторов, а также тяжелые условия труда (шум, вибрация, химические факторы, тепловая нагрузка). Согласно Карте N 48 специальной оценки условий труда за 2017 год старший мастер контрольный также имеет право на льготное пенсионное обеспечение с учетом установленных производственных факторов воздействия. Ответчик, выступая работодателем при оценке условий ее труда, информировал истца о льготном пенсионном обеспечении.
Просила обязать АО "Лучегорский угольный разрез" откорректировать индивидуальные сведения персонифицированного учета и предоставить их в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Пожарскому району за периоды работы: с 10.02.2004 по 26.03.2019 - в должности контрольного мастера, мастера контрольного в ОТК общие участки и службы, старшего мастера контрольного в ОТК разрезоуправления "Лучегорское" с кодом особых условий труда - 2010100б-23269; с 27.03.2019 по 31.12.2019 в должности участкового маркшейдера в маркшейдерско-геологической службе разрезоуправления "Лучегорское" с кодом особых условий труда 2010100б-23181, взыскать расходы по оплате госпошлины. Признать недействительными Карту специальной оценки условий труда по специальности участковый маркшейдер от 12.12.2018, анализы хронометражного наблюдения от 09.09.2010 и 12.04.2005, указав, что данные документы содержат недостоверные сведения о тяжести и напряженности трудового процесса и по своим выводам о конкретных трудовых функциях противоречат установленным требованиям ГОСТ на выполнение работ, а также реальным условиям работ на производстве.
Решением Пожарского районного суда Приморского края от 28 декабря 2020 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 30 марта 2021 года решение Пожарского районного суда Приморского края от 28 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Дериглазова Е.А. просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, в связи с допущенными судом нарушениями норм материального и процессуального права. Полагает, что спор разрешен судом в нарушение требований п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которым закреплено право женщин на досрочную пенсию по старости по достижении 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж 20 лет. Ссылается на допущенные судом процессуальные нарушения связи с отказом в допросе свидетелей по делу. Считает, что отказ суда в признании незаконной Карты специальной оценки условий труда по специальности участкового маркшейдера N 16650005А АО "Лучегорский угольный разрез" от 12.12.2018 в связи с пропуском исковой давности, не основан на законе, так как об использовании указанных документов для оценки ее пенсионных прав ей стало известно только в судебном заседании по настоящему гражданскому делу.
АО "Лучегорский угольный разрез" представлены возражения на кассационную жалобу, в которых представитель ответчика выражает несогласие с доводами, изложенными в ней, просит оставить принятые судебные акты без изменения.
Истец, представители ПАО "Дальневосточная энергетическая компания", АО "Дальневосточная генерирующая компания", АО "Служба аттестации рабочих мест" в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика АО "Лучегорский угольный разрез" в судебном заседании поддержала возражения на жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства (должностные инструкции, анализ хронометражного наблюдения от 12.05.2005, анализ хронометражного наблюдения от 09.09.2010, данные карт аттестации рабочих мест по должностям занимаемым истцом, в совокупности с приведенным в заключении государственной экспертизы условий труда N от 30.09.2020 (по судебному постановлению) хронометражем рабочего дня Дериглазовой Е.А.), пришел к выводу о том, что выполнение истцом работы, предусмотренной Списком N, постоянно, в течение полного рабочего дня, не менее 80% рабочего времени, не подтверждено, а предусмотренный ч.1 ст. 392 ТК РФ срок для оспаривания карты специальной оценки условий труда по специальности участковый маркшейдер N от 12.12.2018, с которой истец ознакомлена 27.03.2019, с учетом даты подачи иска 18.06.2020, Дериглазовой Е.А. пропущен, при отсутствии уважительных причин его пропуска.
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что представленные истцом в материалы дела трудовая книжка, приказы о приеме на работу, штатное расписание, личные карточки Формы Т-2, должностные инструкции, журналы дневных заданий не содержат сведений о характере и продолжительности работы истца в определенных условиях. Заключениями государственной экспертизы условий труда N от 30.09.2020, N от 30.09.2020, N N, 10/5-2020 от 30.09.2020, не предусмотрено оснований для признания недействительной карты N специальной оценки условий труда по специальности участковый маркшейдер от 12.12.2018.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции также считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
Судом установлено, что Дериглазова Е.А. в период с 10.02.2004 по 04.12.2006 работала в должности контрольного мастера отдела технического контроля разрезоуправления "Лучегорское"; с 05.12.2006 по 25.08.2015 мастером контрольным в отделе технического контроля общие участки и службы разрезоуправления "Лучегорское"; с 26.08.2015 по 01.09.2015 старшим мастером контрольным отдела технического контроля АО "ДГК"; с 01.09.2015 по 26.03.2019 старшим мастером контрольным в отделе технического контроля АО "ЛУР"; с 27.03.2019 по настоящее время работает в должности участкового маркшейдера в маркшейдерско-геологической службе аппарата управления АО "ЛУР".
03.03.2020 истец обратилась в ГУ-УПФР по Пожарскому району с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-УПФР по Пожарскому району от 12.03.2020 в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей было отказано в связи с отсутствием специального стажа.
В стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не включены следующие периоды: с 23.10.1998 по 07.08.2000 - отпуск по уходу за ребенком до 1, 5 лет в связи с тем, что включение данного периода не предусмотрено постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, разъяснениями Министерства труда РФ N 5 от 22.05.1996, в выписке из ИЛС ЗЛ данный период сдан работодателем общим стажем; с 10.02.2004 по 26.03.2019 - в должности контрольного мастера, мастера контрольного в отделе технического контроля общие участки и службы, старшего мастера контрольного в отделе технического контроля разрезоуправления "Лучегорское" в связи с тем, что в выписке из ИЛС ЗЛ данные периоды работы представлены общим стажем, работодатель не подтверждает право на включение данного периода работы в льготный стаж; с 27.03.2019 по 31.12.2019 - в должности участкового маркшейдера маркшейдерско-геологической службе разрезоуправления "Лучегорское", в выписке из ИЛС ЗЛ данные периоды представлены общим стажем, работодатель не подтверждает право на включение данного периода льготный стаж.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере менее 30, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Согласно пп. "б" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", и Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинет Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" предусмотрена должность "мастера (старшие мастера) контрольные", код 2010100б-23269, вид производства - добыча открытым способом угля, вид работ - открытые горные работы и работы на поверхности разрезов, карьеров, шахт и рудников; должность "маркшейдеры, маркшейдеры участковые", код 2010100б-23181, вид производства - добыча открытым способом угля, вид работ - открытые горные работы и работы на поверхности разрезов, карьеров, шахт и рудников.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2002 N 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем согласно п. 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5 понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий, и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда) в режиме полного рабочего дня.
Выпиской из лицевого счета застрахованного лица подтверждено, что индивидуальные сведения в отношении специального стажа Дериглазовой Е.А. представлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ без кода льготных условий.
Обоснованность представления работодателем сведений в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица общим стажем за период с 10.02.2004 по 26.03.2019 - в должности контрольного мастера, мастера контрольного в отделе технического контроля общие участки и службы, старшего мастера контрольного в отделе технического контроля разрезоуправления "Лучегорское"; с 27.03.2019 по 31.12.2019 - в должности участкового маркшейдера в маркшейдерско-геологической службе разрезоуправления "Лучегорское" ввиду не выполнения истцом работы, предусмотренной Списком N 2, постоянно, в течение полного рабочего дня, не менее 80% рабочего времени, была предметом проверки суда первой и апелляционной инстанции. Выводы суда основаны на исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательствах, а именно должностных инструкциях мастера контрольного и старшего мастера контрольного ОТК филиала "ЛУР", участкового маркшейдера, анализе хронометражного наблюдения от 12.05.2005, анализе хронометражного наблюдения от 09.09.2010 за мастером контрольным ОТК СП РУ "Лучегорское", данных карты аттестации рабочего места по условиям труда N 2 по должности старший мастер контрольный (февраль 2012), карте аттестации рабочего места по условиям труда N 3 мастера контрольного (февраль 2012), карте N 48 специальной оценки условий труда по должности старший мастер контрольный (ноябрь 2017), карте специальной оценки условий труда по должности участковый маркшейдер (декабрь 2018), в совокупности с приведенным в заключении государственной экспертизы условий труда N 1/2020 от 30.09.2020 (по судебному постановлению) хронометражем рабочего дня Дериглазовой Е.А.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу, что продолжительность специального стажа Дериглазовой Е.А, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости, составляет 8 лет 7 месяцев 19 дней, при требуемом - 10 лет, при данной продолжительности специального стажа право на назначение страховой пенсии по старости наступит по достижении возраста 51 год.
Доводы кассационной жалобы Дериглазовой Е.А. о наличии у нее требуемого законом стажа в тяжелых условиях труда и незаконности действий работодателя по предоставлению в пенсионный орган индивидуальных сведений персонифицированного учета общим стажем направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что недопустимо в силу полномочий суда кассационной инстанции, определенных статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Также судебная коллегия кассационного суда находит правильными, основанными на нормах материального права, выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований Дериглазовой Е.А. об оспаривании Карты специальной оценки условий труда от 12.12.2018.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкции по ее заполнению.
Разрешая требования Дериглазовой Е.А. о признании недействительной карты N специальной оценки условий труда по специальности участковый маркшейдер от 12.12.2018, с которой она была ознакомлена под роспись 27.03.2019, правильно применив приведенные нормы закона, суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с заключением государственной экспертизы условий труда N от 30.09.2020, а также заключения государственной экспертизы условий труда N от 30.09.2020 по результатам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда на рабочем месте участкового маркшейдера аппарата управления маркшейдерско-геологической службы АО "ЛУР", а также заключений государственных экспертиз условий труда N, 10/5-2020 от 30.09.2020 несоответствий требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации не выявлено, гарантии и компенсации предоставляются в полном объеме на основании результатов отчета о проведении специальной оценки условий труда в АО "ЛУР" от 04.02.2019.
С учетом представленных заключений, судом первой инстанции верно не усмотрено оснований для признания недействительной карты N специальной оценки условий труда по специальности участковый маркшейдер от 12.12.2018, при этом судом сделан правильный вывод в связи с заявлением ОАО "САРМ" и о пропуске истцом, предусмотренного ч.1 ст. 392 ТК РФ трехмесячного срока для обращения в суд.
Доводы кассационной жалобы Дериглазовой Е.А, в том числе о соблюдении ею срока исковой давности по требованию об оспаривании карты специальной оценки условий труда от 12.12.2018 были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции, обоснованно отклонены, поскольку спор возник из трудовых правоотношений, к которым применимы положения Трудового кодекса РФ, в том числе о сроках для обращения в суд за защитой нарушенного права.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пожарского районного суда Приморского края от 28 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 30 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Дериглазовой Елены Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.