Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей: Гришина С.В. и Патланя В.А.
при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 2 июля 2021 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, капитан-лейтенанта Актелова Константина Алексеевича о признании незаконными действий начальника филиала Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - "91 финансово-экономическая служба" (далее - ФЭС), связанных с порядком обеспечения истца денежным довольствием.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, объяснения представителя административного истца - Леушина С.В. в обоснование поданной жалобы, судебная коллегия
установила:
Актелов К.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил отказ начальника ФЭС в выплате ему повышающего коэффициента к денежному довольствию в размере 1, 5 за выполнение задач при вооруженном конфликте в Сирийской Арабской Республике (далее - САР) за период с мая 2020 года по февраль 2021 года и просил произвести соответствующие выплаты.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В жалобе указывается, что постановлением Правительства РФ от 3 июня 2011 г. N 438 "О порядке предоставления дополнительных гарантий сотрудникам дипломатической службы, работающим в иностранных государствах со сложной общественно-политической обстановкой и в государствах, которые находятся в условиях чрезвычайного положения или в состоянии вооруженного конфликта" (с учетом изменений от 26 июля 2012 г.) САР включена в перечень государств, которые находятся в состоянии вооруженного конфликта. Автор жалобы ссылается на разъяснения Минюста России, из которых следует, что действие указанного постановления Правительства РФ распространяется на все органы исполнительной власти. В связи с этим представитель административного истца полагает, что его доверитель имеет право на получение денежного довольствия с учетом повышающего коэффициента.
Автор жалобы обращает внимание на то, что в материалах дела содержится справка командира войсковой части - полевая почта N от 29 марта 2021 г. N 113, в соответствии с которой Актелов К.А. выполнял специальные и служебные задачи в условиях боевых действий.
Суд не истребовал документы, которые, по мнению представителя административного истца, необходимы для правильного разрешения дела, а именно: личное дело Актелова К.А. и ответ штаба Черноморского флота о содержании указаний Генерального штаба Вооруженных Сил РФ относительно выполнения военнослужащими задач в условиях введенного положения на территории САР.
Кроме того, рассмотрение судом дела в отсутствие сторон, по мнению автора жалобы, является процессуальным нарушением, поскольку лишило участников процесса возможности реализовать свои права, предусмотренные КАС РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика - Тюленева Н.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 23 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, устанавливаются повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию. Правила выплаты денежного довольствия, размеры повышающих коэффициентов и надбавок к денежному довольствию на соответствующих территориях устанавливаются Правительством Российской Федерации в зависимости от мест дислокации воинских формирований и выполняемых военнослужащими задач.
В соответствии с пунктом 85 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ и предоставления им и членам их семей отдельных выплат (далее - Порядок), утвержденного приказом Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 г. N 727, военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, а также военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, денежное довольствие выплачивается в порядке и в размерах, установленных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1071 "О выплате денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, а также военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах", на основании приказа соответствующего командира.
В приложении к данному постановлению Правительства РФ установлен повышающий коэффициент в размере 1, 5 к денежному довольствию при выполнении военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах.
Таким образом, основаниями для выплаты военнослужащим денежного довольствия с повышающим коэффициентом является выполнение им задач в условиях чрезвычайного положения или на территории, отнесенной к зоне вооруженного конфликта. Перечень таких территорий, применительно к выплате военнослужащим повышающего коэффициента к денежному довольствию, устанавливается только Правительством РФ.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Актелов К.А. на основании соответствующих приказов командира с 6 мая 2020 г. по 15 февраля 2021 г. проходил военную службу в должности начальника технической службы войсковой части - полевая почта 45610.
21 мая 2021 г, после получения всех выплат за период службы в указанной воинской части, административный истец обратился в ФЭС с рапортом о перерасчете выплаченного денежного довольствия с учетом повышающего коэффициента 1, 5 как военнослужащему, выполнявшему специальные задачи в условиях вооруженного конфликта за период нахождения в пределах САР и ее территориальных вод.
Однако ФЭС отказала истцу в перерасчете указанной выплаты ввиду отсутствия нормативных правовых актов об отнесении САР к зоне вооруженного конфликта.
Оценивая правомерность данного отказа, гарнизонный военный суд верно исходил из того, что постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1071 САР в качестве территории, на которой военнослужащие выполняют задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженном конфликте, не определена.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 июня 2011 г. N 438 (в ред. постановления Правительства РФ от 26 июля 2012 г. N 771) САР включена в перечень государств, находящихся в условиях чрезвычайного положения или в состоянии вооруженного конфликта.
Между тем данное постановление принято Правительством РФ в порядке реализации статьи 15 Федерального закона "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации". Финансовое обеспечение расходных обязательств, возникающих в связи с реализацией настоящего Постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых Министерству иностранных дел Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на содержание зарубежного аппарата (пункт 5).
Таким образом, данный перечень утвержден для целей предоставления дополнительных гарантий сотрудникам дипломатической службы, работающим в иностранных государствах, и на военнослужащих Министерства обороны РФ не распространяется.
Разъяснения Минюста России, на которые ссылается представитель административного истца, вопреки доводам жалобы, выводов об обратном не содержат.
При таких обстоятельства суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ФЭС правовых оснований для выплаты Актелову К.А. денежного довольствия с учетом повышающего коэффициента. Наличие в деле справки командира войсковой части - полевая почта N о выполнении Актеловым К.А. специальных и служебных задач в условиях боевых действий на правильность данного вывода суда не влияет.
Поскольку в распоряжении суда имелись доказательства, позволяющие сделать вывод относительно правомерности оспариваемых действий ФЭС, оснований для истребования дополнительных доказательств, с точки зрения их достаточности, не имелось.
Утверждение в жалобе о нарушении судом права административного истца и его представителя на участие в судебном заседании является несостоятельным, поскольку указанные лица, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли (л.д. 65, 68). С учетом изложенного препятствий для рассмотрения административного дела в их отсутствие у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 2 июля 2021 г. по административному исковому заявлению Актелова Константина Алексеевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 октября 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.