Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В.
и судей Дегтеревой О.В, Жолудовой Т.В, при помощнике судьи Филатовой Н.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе представителя *** по доверенности Телелейко Л.Ф. на решение Хорошевского районного суда города Москвы от 26 августа 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Киселева Анатолия Александровича к ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области о возобновлении выплаты, -отказать, УСТАНОВИЛА:
*** обратился в суд к ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области с иском, в котором просил признать незаконным решение о прекращении выплаты ежемесячной доплаты к пенсии от 01.12.2018 незаконным, обязать назначить дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, взыскать задолженность по дополнительному ежемесячному материальному обеспечению в размере 249195, 45 руб, проценты за задержку выплаты, компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб. и судебные расходы в размере 35 000 руб.
В обоснование заявленных требований *** ссылался на то, что Постановлением Правительства РФ от 16.01.1996 года ему была присуждена Премия Правительства РФ за разработку и создание новой техники, выдан диплом N 00532, 08.08.2017 года ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области назначил ему дополнительное материальное обеспечение в соответствии со п. 2 ст. 3 ФЗ от 04.03.2002 года N21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ" в размере 16613, 03 руб, однако с 01.12.2018 решением пенсионного органа выплата дополнительного материального обеспечения была прекращена, что является незаконным и нарушает его права.
Представитель истца по доверенности Телелейко Л.Ф. исковые требования в суде поддержал.
Представитель ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области по доверенности Суханова Ю.В. против удовлетворения требований истца возражала.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит представитель истца по доверенности Телелейко Л.Ф. в апелляционной жалобе
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца по доверенности Телелейко Л.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статья 39).
В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" определены условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ граждане Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ приведен исчерпывающий перечень граждан, которым назначается дополнительное материальное обеспечение.
В числе таких граждан лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР) (подпункт 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 ноября 2007 г. N 736-О-О Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, к которым подпункт 8 пункта 2 его статьи 1 относит, в частности, лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР). Само по себе закрепление в законе права этих лиц на получение дополнительного материального обеспечения не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на какое бы то ни было ущемление конституционных прав граждан.
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение относятся в том числе лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом исходя из норм закона лауреаты государственной премии - это граждане Российской Федерации, отмеченные за особые заслуги и выдающиеся достижения в соответствующей области перед Российской Федерацией.
Указом Президента Российской Федерации от 21.06.2004 года N 785 были учреждены четыре Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и три Государственные премии Российской Федерации в области литературы искусства в размере 5 млн. рублей каждая и утверждено Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Пунктом 1 указанного Положения установлено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства являются высшим признанием заслуг деятелей науки и культуры перед обществом и государством.
Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства присуждаются Президентом Российской Федерации (пункт 3 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785).
Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства состоят из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии и удостоверения к нему, а также фрачного знака лауреата Государственной премии (пункт 4 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785).
Названное положение утратило силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485, которым утверждены новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Пунктом 1 нового Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий предусмотрено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей науки перед обществом и государством.
Пунктом 1 нового Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства также предусмотрено, что Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей культуры и искусства перед обществом и государством.
Государственная премия присуждается Президентом Российской Федерации (пункт 5 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и пункт 3 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485).
Государственная премия состоит из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии, удостоверения к нему и фрачного знака лауреата Государственной премии (пункт 6 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и пункт 4 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485).
Таким образом, Государственная премия Российской Федерации является высшим признанием заслуг деятелей науки, культуры и искусства перед обществом и государством, присуждается Президентом Российской Федерации гражданам Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 года N 439 "О Премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники" учреждено 40 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники с присуждением их начиная с 2005 года в размере 1 млн. рублей каждая, в том числе 10 премий за работы в сфере обороны и безопасности, в целях стимулирования научно-технического развития и совершенствования системы премирования за достижения в области науки и техники. Результаты работы, за достижение которых присуждается премия Правительства Российской Федерации, в отличие от результатов, за достижение которых присуждаются Государственные премии, не имеют столь масштабного характера.
Таким образом, премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники является средством поощрения ученых и специалистов за достижения в соответствующих направлениях научно-исследовательской и научно-технической деятельности, присуждается Правительством Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим определенные научные достижения и разработки.
Исходя из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К числу таких граждан относятся лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом в системе премий, присуждаемых в Российской Федерации, различаются Государственные премии Российской Федерации и премии Правительства Российской Федерации, имеющие различные цели и основания присуждения, правовой статус и субъектов присуждения.
Так, Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий присуждаются гражданам Российской Федерации Президентом Российской Федерации за особые заслуги перед Российской Федерацией и выдающие достижения в соответствующей области науки и являются высшим признанием заслуг гражданина Российской Федерации перед обществом и государством в этой сфере.
В отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники носят стимулирующий, поощрительный характер, присуждаются решением Правительства Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за определенные достижения в области науки и техники.
К государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и выдающие достижения, на получение дополнительного материального обеспечения, устанавливаемого к пенсии, относятся премии, имеющие статус Государственной в соответствии с нормативным актом, учредившим их, и положением о них. Соответственно, субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР, лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ***, *** года рождения, является получателем страховой пенсии по старости, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.01.1996 года *** была присуждена премия Правительства РФ за разработку и создание новой техники.
Согласно выписки из электронного журнала принятия заявления от 07.08.2017, *** обратился в ЦГУ "Мои документы" районов Северное Тушино и Южное Тушино с заявлением о предоставлении услуги по назначению ежемесячной доплаты неработающим пенсионерам, истцом была представлена справка пенсионного органа, копия трудовой книжки и копия диплома о присвоении премии Правительства РФ от 16.01.1996 N00532.
08 августа 2017 года *** было установлено дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ в соответствии с ФЗ от 04.03.2002 года N 21-ФЗ в размере 16613, 03 руб.
01.12.2018 года ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области вынесено решение о прекращении выплаты истцу ежемесячной доплаты к пенсии в связи с выявлением несоответствия названия награды положениям ФЗ от 04.03.2002 года N 21-ФЗ.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе *** в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, исходя из того, что оспариваемое истцом решение о прекращении ежемесячной доплаты к пенсии было постановлено пенсионным органом в полном соответствии с требованиями закона и с учетом того, что премия Правительства Российской Федерации, в отличие от Государственной премии Российской Федерации, учреждена в целях совершенствования системы премирования в определенной области, стимулирования профессиональной деятельности в этой области и статусом Государственной премии не наделена. При этом суд учел, что к Государственной премии Российской Федерации, с присуждением которой Федеральный закон от 04.03.2002г. N 21-ФЗ связывает право граждан на установление дополнительного материального обеспечения, относится та премия, которая является таковой в соответствии с актом, учредившем ее, и положением о ней. Премия Правительства Российской Федерации не предусмотрена перечнем премий, дающих право на получение дополнительного материального обеспечения, в соответствии с нормами названного Закона, в связи с чем *** не имеет право на получение спорной выплаты, и решение об отказе в возобновлении истцу выплат дополнительного ежемесячного обеспечения принято ответчиком обоснованно, оснований к возобновлению выплат истцу ДМО, у суда не имелось.
Принимая во внимание, указанные выше обстоятельства у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для удовлетворения требований истца о возобновновлении выплаты дополнительного материального обеспечения, и соответственно требования истца о взыскании суммы выплат, процентов, расходов на юридические услуги и компенсации морального вреда, также удовлетворению не подлежали.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Ссылку представителя истца на то, что истец обратился в пенсионный орган с заявлением о возобновлении выплаты в соответствии с требованиями законодательства, судебная коллегия полагает ошибочными, поскольку они основаны на неверном толковании приведенных выше норм права, подлежащих применению при рассмотрении и разрешении настоящего спора по существу.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, аналогичны позиции стороны истца, изложенной в иске и в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хорошевского районного суда города Москвы от 26 августа 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя *** по доверенности Телелейко Л.Ф, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.