Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.
и судей Васильевой Е.В, Кочергиной Т.В, при помощнике Распитине А.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Т.В.
дело по апелляционной жалобе Шевнина А.В. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 18 августа 2021г, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Шевнина А... В... к ДГИ г.Москвы о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной защиты - отказать, УСТАНОВИЛА:
Шевнин А.В. обратился в суд с иском к ДГИ г.Москвы о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной защиты, указывая на то, что Шевнин А.В. зарегистрирован и проживает по адресу: адрес. Указанная трехкомнатная квартира предоставлена Шевнину А.В. решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 31.01.2019 N Д-5239/2019.
Совместно с истцом, в указанном жилом помещении, общей площадью 87, 1 кв.м, и жилой площадью 56, 7 кв.м, зарегистрированы и проживают члены его семьи в составе 4 человек: супруга Шевнина М.В, дочь Шевнина А.А, паспортные данные, сын Шевнин Н.А, паспортные данные, сын Шевнин М.А, паспортные данные Также, решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 31.01.2019 NД-5239/2019 Шевнину А.В. предоставлена однокомнатная квартира, общей площадью 36, 8 кв.м, по адресу: адрес.
Согласно удостоверению N 2902140030 от 22.10.2014 семья истца в составе 5 человек является многодетной. Удостоверение действительно до 08.10.2030.
Уведомлением Департамента городского имущества города Москвы от 30.04.2021 N 23302/21-1 семье истца в указанном составе отказано в мерах социальной поддержки путем предоставления компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений взамен предоставления земельного участка в собственность, в связи с тем, что семья истца не имеет оснований быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий.
С указанным решением Департамента истец не согласен, считает его незаконным, необоснованным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы, вследствие чего подлежащим отмене, поскольку в отношении семьи истца имеется не одно, а несколько оснований для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Какие-либо права на иные жилые помещения и недвижимое имущество ни истец, ни члены его семьи не имеют, жилищные условия они не ухудшали ни за последние пять лет, ни ранее. Являются гражданами Российской Федерации.
Истец просил суд признать незаконным отказ ДГИ г.Москвы в предоставлении дополнительных мер социальной поддержки путем предоставления компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений взамен предоставления земельного участка в собственность и обязать ДГИ г. Москвы признать семью истца нуждающейся в обеспечении жилыми помещениями с последующей компенсационной выплатой.
Истец Шевнин А.В. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении слушания дела не заявлял.
Представитель ответчика ДГИ г.Москвы в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, предоставил в суд письменные возражения на иск, в которых просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 18 августа 2021г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец Шевнин А.В. выражает несогласие с данным судебным решением, считая его незаконным и необоснованным.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом с соблюдением требований закона. Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
Порядок и условия предоставления компенсационной выплаты установлены Порядком предоставления отдельным категориям граждан компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 24.05.2016 N 271-ПП "Об организации предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений из жилищного фонда города Москвы" (далее - Постановление N 271-ПП)
В соответствии с постановлением N 271-ПП, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Москвы от 31.07.2018 N 864-ПП, жителям города Москвы, имеющим трех или более несовершеннолетних детей на момент подачи в Департамент заявления о предоставлении компенсационной выплаты для строительства или приобретения жилых помещений взамен земельного участка (далее - компенсационная выплата) и состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании названного заявления предоставляются дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями.
Как следует из материалов дела и установлено судом, семья Шевнина А.В. в составе семьи из 5 человек (он, жена - Шевнина М.В, дочь - Шевнина А.А, сын - Шевнин Н.А, сын - Шевнин М.А.) проживает по адресу: адрес, на жилищном учете не состоит.
15.04.2021 Шевнин А.В. обратился в ДГИ г.Москвы по вопросу предоставления социальной поддержки взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно в виде компенсационной выплаты в целях приобретения или строительства жилого помещения как многодетной семье.
Письмом Департамента от 17.05.2021 N ДГИ-ГР-13024/21-1 истцу даны надлежащие разъяснения.
Рассматривая настоящий спор по существу и давая оценку представленным доказательствам, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку Департамент городского имущества города Москвы обоснованно отказал истцу в мерах социальной поддержки путем предоставления компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений взамен предоставления земельного участка в собственность ввиду того, что в городе Москве единый порядок и условия постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях установлены Законом города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (далее - Закон), Законом города Москвы от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Порядок признания граждан малоимущими в целях признаниях их нуждающимися в жилых помещениях определен Законом города Москвы от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях". Постановлением Правительства Москвы от 06.06.2006 N 362-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" определена методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей города Москвы малоимущими.
Предоставление государственной услуги по вопросу принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в соответствии с административным регламентом "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014 N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных правоотношений" (приложение 6) (далее - Регламент), путем подачи заявления и пакета документов в многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы "Мои документы".
Исчерпывающий перечень документов, предоставляемых заявителем, определен в п. 2.5.1.1 Регламента.
В случае если имущественная обеспеченность семьи истца соответствует требованиям нормативно-правовых актов города Москвы о признании граждан малоимущими, он вправе обратиться в один из многофункциональных центров предоставления государственных услуг с заявлением о признании семьи нуждающейся в жилых помещениях.
При этом, компенсационная выплата является мерой социальной поддержки, направленной на улучшение жилищных условий граждан, состоящих на жилищном учете в городе Москве, оснований для ее предоставления жителям города Москвы, не состоящим на жилищном учете - не имеется.
Порядок предоставления жилой площади, в том числе предоставления компенсационной выплаты, в городе Москве установлен законом для всех граждан.
Органы исполнительной власти города Москвы осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством города Москвы и не вправе делать исключения из предусмотренного законом порядка.
Как предусмотрено п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на основании решения уполномоченного органа осуществляется для граждан, имеющих трех и более детей, в случае и в порядке, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Указанным Постановлением утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.
Суд верно указал, что истцу Департаментом городского имущества города Москвы были даны разъяснения по сути поставленных в обращениях вопросов, данный ответ не является решением ДГИ г.Москвы об отказе в рассмотрении жилищного вопроса, письмо носит разъяснительный характер.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, судом первой инстанции нарушений норм материального права, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого решения, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у семьи истца имеется несколько оснований для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий, каких-либо прав на иные жилые помещения и недвижимое имущество ни истец, ни члены его семьи не имеют, жилищные условия не ухудшали за последние пять лет, являются гражданами Российской Федерации, отклоняются судебной коллегией поскольку на обращения истца в рамках Федерального закона от 02.05.2006г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Департаментом городского имущества города Москвы было дано разъяснение письмом, в котором ответчиком указан порядок и условия для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и указано, что ответ не является решением об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях и постановке на жилищный учет в соответствии с установленным порядком.
В силу п.5 ст. 7 Закона города Москвы N 29 одним из условий постановки жителей города Москвы на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является признание их малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Семья истца на жилищном учете в городе Москве не состоит и вопрос о ее принятии на учет не рассматривался, в связи с чем улучшить жилищные условия в рамках постановления N 271-ПП оснований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые бы нуждались в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы значимые по делу обстоятельства, установленные на основании оценки представленных сторонами доказательств, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г.Москвы от 18 августа 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шевнина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.