Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: судьи Плисяковой О.О.
судей: Назинкиной Н.В. и Попова О.В, при секретаре: Новиковой Д.М, с участием:
прокурора: Тишковой Т.С, адвоката: Рычкова В.В, осужденного: Шашкова А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе адвоката Рычкова Виталия Вячеславовича в интересах осужденного Шашкова Алексея Игоревича на приговор Первомайского районного суда г. Кирова от 02 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Кировского областного суда от 25 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Плисяковой О.О, выступления осужденного Шашкова А.И. и адвоката Рычкова В.В. в режиме видеоконференцсвязи, поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Тишковой Т.С, считавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
приговором Первомайского районного суда г. Кирова от 02 апреля 2021 года
Шашков Алексей Игоревич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец г. "адрес", гражданин "данные изъяты", не судимый
- осужден по ч.3 ст.30 п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 6 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения в отношении Шашкова А.И. до вступления приговора в законную силу в виде содержания под стражей оставлена без изменения.
Срок отбытия наказания определено исчислять со дня вступления приговора в законную силу.
В соответствии с ч.3.2 ст.72 УК РФ зачтено Шашкову А.И. в срок отбытия наказания время его задержания в порядке ст.ст.91, 92 УПК РФ, а также содержания под стражей в период с 07.08.2020 до дня вступления настоящего приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Приговором решен вопрос о вещественных доказательствах.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Кировского областного суда от 25 мая 2021 года приговор оставлен без изменения.
Приговором суда Шашков А.И. признан виновным в покушении на незаконный сбыт наркотического средства - производного "данные изъяты", в количестве не менее 199, 12 грамма с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере, при этом преступление не было доведено до конца по независящим от него обстоятельствам.
Преступление совершено в период с июня по 07 августа 2020 года в г. Кирове при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.
В кассационной жалобе адвокат Рычков В.В, действующий в интересах осужденного Шашкова А.И, просит отменить судебные решения, вынести новый приговор, переквалифицировать действия осужденного на ч. 1 ст. 30 п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, применить к наказанию положения ч. 6 ст. 15, ст. 64 УК РФ, изменить вид исправительного учреждения, в котором осужденному следует отбывать наказание, на исправительную колонию общего режима. Указал, что судом были установлены лишь подготовительные действия Шашкова А.И. к сбыту, а не действия, которые образуют объективную сторону состава данного преступления.
В возражениях на кассационную жалобу заместитель прокурора Кировской области Ломовцев С.А. считал приговор и апелляционное определение, не подлежащими отмене или изменению по доводам кассационной жалобы.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения закона по делу не установлены.
Осужденный Шашков А.И. в ходе судебного разбирательства вину в предъявленном обвинении признал, не оспаривая совершение им инкриминируемого преступления.
Вывод суда о виновности Шашкова А.И. в совершении преступления, за которое он осужден, соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, подробно изложенных в приговоре суда.
Так, обстоятельства совершенного преступления установлены:
показаниями самого осужденного Шашкова А.И. об обстоятельствах совершения им преступного деяния, которые он подтвердил в ходе проверки показаний на месте, из которых следует, что он занимался организацией закладок с наркотическими средствами, 23 июня 2020 года он через закладку получил оптовую партию наркотика, весы и изоленту, наркотическое средство он принес домой, где расфасовал, часть которого разложил в закладки, другая часть находилась при нем, он был задержан сотрудниками полиции, наркотики были изъяты, в том числе и по месту его жительства
Показаниями свидетелей ФИО9 и ФИО10 - сотрудников полиции об обстоятельствах проведения ОРМ "Наблюдение", в ходе которого был задержан ФИО2, в ходе осмотра которого был обнаружен и изъят сотовый телефон, доступ к которому задержанный добровольно предоставил, 15 свертков, обмотанных изолентой, также в ходе проведения осмотра места жительства задержанного были обнаружены и изъяты: полимерный пакет с порошкообразным веществом, электронные весы, пакеты.
Суд обоснованно признал показания данных лиц достоверными и положил в основу приговора, поскольку они последовательны, согласуются как между собой, так и в совокупности с другими доказательствами, исследованными в судебном заседании. Показания указанных лиц существенных противоречий, влияющих на правильность установления фактических обстоятельств дела, не содержат.
Данных, указывающих о заинтересованности участников уголовного судопроизводства в умышленной фальсификации доказательств виновности Шашкова А.И. не имеется.
Кроме показаний указанных лиц, вина осужденного подтверждается другими объективными доказательствами: протоколом задержания и личного досмотра Шашкова А.И, у которого были обнаружены: сотовый телефон, 15 свертков из липкой ленты желто-зеленого цвета, протоколами осмотра мест происшествия, в ходе которых по месту жительства Шашкова А.А. были обнаружены и изъяты: полимерный пакет с белым веществом, пустые полимерные пакеты, 9 мотков липкой ленты разного цвета, электронные весы, металлическая ложка, справками и заключениями экспертов о составе и массе наркотических средств, на сбыт которого был направлен умысел осужденного, а также вещественными и иными доказательствами, положенными в основу приговора.
Оценка исследованным судом первой инстанции доказательствам дана в соответствии с требованиями ст.ст. 17, 87, 88 УПК РФ, с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в своей совокупности - достаточности для разрешения данного дела. Не согласиться с приведенной в приговоре оценкой доказательств, оснований не имеется, поскольку получены они с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства и являются допустимыми.
В основу приговора положены доказательства, которые были непосредственно исследованы и проверены в ходе судебного разбирательства.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о том, что материалы уголовного дела были сфальсифицированы, в материалах уголовного дела не имеется.
Оснований для иной оценки доказательств не имеется. Каких-либо противоречий в доказательствах, которые следовало бы истолковать в пользу осужденного Шашкова А.И, не усматривается.
Из протокола судебного заседания следует, что судебное следствие проведено в соответствии с требованиями ст.ст. 273 - 291 УПК РФ. Нарушений процессуальных прав участников процесса, повлиявших на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора, по делу не допущено.
Вопреки доводам кассационной жалобы все обстоятельства совершения преступления установлены в ходе судебного разбирательства, им дана оценка, а действия осужденного квалифицированы правильно.
Описание деяния, признанного судом доказанным, содержит все необходимые сведения, которые позволяют судить о событии преступления, причастности к нему Шашкова А.И. и его виновности, а также об обстоятельствах, достаточных для правильной правовой оценки содеянного.
Всесторонне, полно и объективно исследовав обстоятельства дела, суд пришел к обоснованному выводу о виновности Шашкова А.И. в покушении на незаконный сбыт наркотических средств, с использованием информационно- телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере, при этом преступление не доведено до конца по независящим от него обстоятельствам в связи с изъятием наркотических средств из незаконного оборота сотрудниками правоохранительных органов и верно квалифицировал его действия по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.
Доводы жалобы защитника, что подготовительные действия осужденного к сбыту наркотических средств, а именно: ведение переписки и вступление в сговор с неустановленным следствием лицом, получение наркотического средства, его дальнейшее хранение и расфасовка в целях сбыта, должны квалифицироваться как приготовление к совершению сбыта, являются несостоятельными и основаны на неверном толковании уголовного закона.
Пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами", которым была предусмотрена возможность квалификации действий, как приготовление к сбыту, исключен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 30 "О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами"; при этом вышеназванное Постановление Пленума дополнено пунктом 13.2, согласно которому, если лицо в целях осуществления умысла на незаконный сбыт наркотических средств или указанных веществ незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает или перерабатывает эти средства, вещества, растения, тем самым совершая действия, направленные на их последующую реализацию и составляющие часть объективной стороны сбыта, однако по независящим от него обстоятельствам не передает их потребителю, то такое лицо несет уголовную ответственность за покушение на незаконный сбыт этих средств, веществ растений.
С учетом изложенного законных оснований для переквалификации действий осужденного не имеется.
Обвинительный приговор постановлен в соответствии с требованиями ст.ст. 302, 304, 307 УПК РФ, каких-либо предположений и противоречий не содержит.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного приговора, поскольку направлены на переоценку имеющихся материалов дела, которые были исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении уголовного дела, в связи с чем, не требуют дополнительной мотивировки.
Оснований для переоценки доказательств в кассационном порядке не имеется.
Суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой инстанции фактических обстоятельств дела, проверяя в процессе кассационного производства лишь правильность применения и толкования нижестоящими судебными инстанциями материального и процессуального закона.
В силу ст. ст. 401.1, 401.15 УПК РФ оснований для их переоценки в кассационном порядке не имеется, поскольку повлиявших на исход дела существенных нарушений уголовно-процессуального закона при собирании, исследовании и оценке доказательств не допущено.
Тот факт, что оценка, данная судом собранным доказательствам, не совпадает с позицией защитника и осужденного, не свидетельствует о нарушении судом требований уголовно-процессуального закона и не является основанием для отмены или изменения судебных решений в кассационном порядке.
Наказание осужденному назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 60 УК РФ с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, наличия смягчающих и отсутствии отягчающих наказание обстоятельств, данных о личности, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Обстоятельствами, смягчающими наказание, судом признаны: явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, признание вины, раскаяние в содеянном, наличие хронических заболеваний.
Каких-либо иных обстоятельств, прямо предусмотренных законом в качестве смягчающих наказание и не учтенных судом при его назначении, не усматривается.
Обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено.
Положения ч. 1 ст. 62 и ч. 3 ст. 66 УК РФ судом применены верно.
Данные о личности осужденного судом приняты во внимание полно при назначении наказания.
Вывод суда о возможности исправления осужденного только в условиях реального отбывания наказания в виде лишения свободы и отсутствии оснований для применения ч. 6 ст. 15, ст. 73, ст. 64 УК РФ, мотивирован судом совокупностью указанных в приговоре конкретных обстоятельств дела, с чем соглашается и суд кассационной инстанции.
Не назначая дополнительный вид наказания, суд мотивировал принятое решение.
Оснований для смягчения назначенного наказания Шашкову А.И. не имеется, поскольку все заслуживающие внимания обстоятельства, известные суду на момент постановления приговора, были надлежащим образом учтены при решении вопроса о виде, размере наказания, которое является справедливым, соразмерным содеянному, соответствующим личности осужденного, отвечает целям, установленным ч.2 ст.43 УК РФ, в связи с чем, не может быть признано чрезмерно суровым.
Вид исправительного учреждения осужденному определен верно.
При апелляционном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями УПК РФ проверил законность, обоснованность и справедливость приговора в том числе и по доводам апелляционной жалобы, содержащей аналогичные доводы настоящей кассационной жалобы, приведя убедительные мотивы принятого решения, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Оснований ставить под сомнение законность и обоснованность принятого судом апелляционной инстанции решения в материалах дела не содержится.
Апелляционное определение соответствует требованиями ст. 389.28 УПК РФ.
Существенных нарушений норм уголовного и уголовно-процессуального законов, влекущих отмену или изменение приговора и апелляционного определения, не установлено.
Исходя из приведенных обстоятельств, кассационная жалоба адвоката Рычкова В.В. в интересах осужденного Шашкова А.И. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 401.13-401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Первомайского районного суда г. Кирова от 02 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Кировского областного суда от 25 мая 2021 года в отношении Шашкова Алексея Игоревича - оставить без изменения.
Кассационную жалобу адвоката Рычкова В.В. в интересах осужденного Шашкова А.И. - оставить без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий: подпись
Судьи: две подписи
Копия верна
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.