Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лескина А. В.
на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 01.04.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 20.07.2021
по административному делу по административному исковому заявлению Лескина А. В. к Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению Министерства внутренних дел по Ставропольскому краю о признании незаконными распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина и решения о депортации.
Заслушав доклад судьи Белоусовой Ю.К, пояснения представителя Лескина А.В. адвоката Амвросова К.Х, поддержавшего доводы кассационной жалобы, а также возражения против ее удовлетворения представителя ГУ МВД по Ставропольскому краю Кузнецова А.С, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ленский А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным Распоряжения Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) от 14.12.2020 N 6769-рн о признании нежелательным его пребывания (проживания) на территории Российской Федерации гражданина Республики Узбекистан сроком на 8 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии с частью 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, возложении обязанности после отбытия наказания выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 31 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а также вынесенного на его основании ГУ УМВД России по Ставропольскому краю решения 12.01.2021 N 1 о депортации Лескина А.В. за пределы Российской Федерации.
Требования мотивированы незаконность принятых в отношении него решений, поскольку только факт наличия судимости, при условии, что он длительное время проживал на территории Российской Федерации, имеет социальные и родственные связи в России, в Республике Узбекистан не проживает длительное время, не имеет в республике родственников, друзей, работы, - не позволяли принять оспариваемые распоряжения и решение.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 01.04.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 20.07.2021, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с постановленными судебными актами Лескин А.В. обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене и принятии по делу нового решения об удовлетворении его требований, ссылался на несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушении норм материального и процессуального права, в частности приводит доводы также о том, что в настоящее время он не является гражданином Республики Узбекистан, сведения о чем были представлены суду, вместе с тем необоснованно оставлены без внимания.
Кассационная жалоба в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 28.10.2021.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации извещены надлежащим образом, ходатайств процессуального характера от них не поступало, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в их отсутствии.
Изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и оспариваемые судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для их отмены, по следующим основаниям.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела Решением Пролетарского районного суда г.Ростов-на-Дону от 07.10.2010 установлен факт постоянного проживания Лескина А.В. на территории РФ с января 2002 года.
26.12.2011 Лескин А.В. обратился в УФМС России по Ставропольскому краю о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, не требующем получения визы, зарегистрированным за N10376, указав о наличии у него гражданства Республики Узбекистан, а также о намерении переехать на постоянное проживание в РФ по адресу: "адрес". с 29.11.2014 Лескин А.В. имеет регистрацию по данному адресу.
Решением УФМС России по Ставропольскому краю от 21.02.2012 N 29949 Лескину А.В. разрешено временное проживание на территории Российской Федерации.
14.05.2014 Леский А.В. обратился в УФМС России в Предгорном районе Ставропольского края с заявлением о выдаче вида на жительство, предоставив в качестве документа, удостоверяющего личность, национальный паспорт Республики Узбекистан N, сроком действия с 21.02.2012 по 21.02.2015. 06.11.2014 принято положительное решение о выдаче ему вида на жительство иностранного гражданина, сроком до 06.11.2019.
Приговором Минераловодского городского суда Ставропольского края от 30.03.2018 Лескин А.В. осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
07.02.2019 Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по СК принято решение N 1038/2014 об аннулировании вида на жительства на основании пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
14.12.2020 Распоряжением ФСИН России N 6769-рн пребывание (проживание) в Российской Федерации Лескина А.В, гражданина Республики Узбекистан, признано нежелательным сроком на 8 (восемь) лет после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии с частью 3 статьи 89 Уголовного кодекса Российской Федерации.
12.01.2021 на основании Распоряжения ФСИН России N6769-рн о нежелательности пребывания Лескина А.В. на территории РФ, Решением о депортации N 1 инспектора отделения противодействия незаконной миграции г. Пятигорска отдела иммиграционного контроля управления по вопросам миграции ГУ МВД России по СК, решено депортировать гражданина Республики Узбекистан Лескина А.В. за пределы Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается в случае, если иностранный гражданин имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
В силу пункта 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, и их территориальными органами при осуществлении контроля за исполнением иностранными гражданами и лицами без гражданства таких решений устанавливается совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Пунктом 3 Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 N 199, определено, что в случае выявления предусмотренных Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, территориальные органы (подразделения) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти представляют в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти материалы, подтверждающие указанные обстоятельства. Порядок представления материалов и их рассмотрения определяется нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В настоящее время данное положение утратило силу в виду принятия Постановления Правительством Российской Федерации от 23.08.2021 N 1390 "О порядке принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, а также приостановления действия и отмены такого решения в отношении лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, а также приостановления действия и отмены такого решения в отношении лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения").
Пунктом 2 указанного Порядка решение о нежелательности пребывания, а также решение о приостановлении, возобновлении его действия или отмене такого решения принимаются федеральными органами исполнительной власти, включенными в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2021 N 1390, в который включен ФСИН России, в отношении лиц отбывающих наказание.
Приказом ФСИН России от 23.12.2019 N 1180 утвержден Порядок представления и рассмотрения материалов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия Федеральной службой исполнения наказаний решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, положениями которого установлено по итогам рассмотрения материалов, представленных учреждениями, исполняющими наказания, территориальными органами ФСИН России и структурными подразделениями ФСИН России для их рассмотрения и принятия ФСИН России, последний принимает решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, подлежащих освобождению из мест лишения свободы.
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Вступившим в законную силу приговором суда Лескин А.В. осужден за совершение преступления, относящегося к категории тяжких, пунктом "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено, что в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении 8 лет после отбытия наказания.
Распоряжением ФСИН России от 14.12.2020 N 6769-рн признано пребывание (проживание) в Российской Федерации Лескина А.В, гражданина Республики Узбекистан, нежелательным сроком на 8 лет после отбытия наказания, до момента погашения судимости.
На основании распоряжения и пункта 11 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Решением ГУ МВД России по Ставропольскому краю решено депортировать гражданина Республики Узбекистан Лескина А.В. за пределы Российской Федерации.
Оспариваемые распоряжение и решение приняты уполномоченными органами исполнительной власти, при наличии правовых оснований для их принятия, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, к каковым относится совершение иностранным гражданином на территории Российской Федерации умышленного тяжкого преступления, что, вопреки доводам кассационной жалобы, создает реальную угрозу общественному порядку.
Таким образом, суды, отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из того, что оспариваемые акты приняты административными ответчиками в рамках компетенции, при наличии законных оснований. По этом судами установлено, что вид на жительство Лескину А.В. был аннулирован, гражданство Российской Федерации он не получал.
Равно суды пришли к обоснованному выводу, что наличие у Лескина А.В. родственных связей на территории Российской Федерации не может служить поводом для признания распоряжения и решения нарушающими его право на уважение личной и семейной жизни, так как они приняты с учетом степени общественной опасности преступного деяния, совершенного административным истцом, относящегося к категории тяжких, а также исходя из приоритета интересов населения Российской Федерации, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина, имеющего непогашенную судимость, семейных и (или) родственных связей в Российской Федерации.
У суда кассационной инстанции, с учетом фактических обстоятельств дела основания для переоценки данных выводов отсутствуют, поскольку принятые административными ответчиками меры соразмерны, направлены на защиту публичных интересов общества и Российской Федерации и прав административного истца в той мере, в которой это предусмотрено и предоставлено ему статьей 8 Конвенции, не нарушают.
Утверждение Лескина А.В. об отсутствии у него в настоящее время гражданства Республики Узбекистан, то что он является лицом без гражданства, не свидетельствует о необоснованности обжалуемых ненормативных правовых актов.
Приказом МВД России от 24.04.2020 N 239 утвержден Порядок депортации иностранных граждан и лиц без гражданства Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами, пунктом 2.2 которого предусмотрена депортация иностранных граждан в отношении которого принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее - Порядок депортации).
ГУВМ МВД России или территориальный орган МВД России на региональном уровне в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о депортации направляет информацию об указанном решении в МИД России с целью доведения ее до сведения дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания иностранного гражданина (пункт 8 Порядка депортации).
Статьей 12.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а также разделом II.1. Порядка депортации предусмотрено, что в случае выдачи лицу без гражданства временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации решение о его депортации подлежит отмене федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом, принявшим такое решение, в течение пяти рабочих дней со дня поступления информации о выдаче данному лицу временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.
Такое временное удостоверение личности лица без гражданства, порядок и основания выдачи которого регулируются статьей 5.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" Лескину А.В. не выдавалось.
Доводы Лескина А.В. о том, что ФСИН России не были приняты меры по установлению у него отсутствия гражданства Республики Узбекистан, являются не состоятельными, поскольку оспариваемое распоряжение принято по итогам рассмотрения материалов в отношении Лескина А.В. и заключения, в которых имелась информация о наличии у него гражданства данной республики, о котором он также указывал сам.
Представленная стороной административного истца ксерокопия справки Генерального Консульства Республики Узбекистан в г. Ростове-на-Дону от 16.03.2021 о том, что Лескин А.В. выведен из гражданства Республики Узбекистан в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан УП-5004 от 07.04.2017 не влечет признание необоснованными выводы судов, поскольку правовые основания для признания вынесенного распоряжения и решения незаконными отсутствуют.
Кроме того, лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства, личность которого подтверждается соответствующими документами (пункты 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Стороной административного истца доказательства отнесения его к такой категории граждан в соответствии с требованиями действующего законодательства и выдачи соответствующего документа, не представлены.
В связи с этим права административного истца при вынесении оспариваемых ненормативных правовых актов не затрагиваются в той степени, как предусмотрено статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания их незаконными и подлежащими отмене.
Вопреки позиции административного истца в кассационной жалобе, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку судами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Постановленные судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, нарушений норм процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием административного истца с принятыми решениями, направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств, что не свидетельствует о наличии оснований для их отмены.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 01.04.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 20.07.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Лескина А. В. без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф.Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24.11.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.