Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черчага С.В.
судей Климовой В.В, Ивановой Л.В, с участием прокурора Гаринина Э.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Александрова Юрия Сергеевича к Военному комиссариату Ставропольского края о взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, по кассационной жалобе Александрова Юрия Сергеевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 8 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Климовой В.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры РФ Гаринина Э.П, полагавшего. Что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Александров Ю.С. обратился с иском к Российской Федерации в лице Военного комиссариата Ставропольского края о взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от 24 февраля 2021 года исковые требования Александрова Ю.С. удовлетворены. Суд взыскал с Военного комиссариата Ставропольского края единовременно в пользу Александрова Ю.С. за счет средств федерального бюджета недополученная сумма ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2020 года в размере 203 677, 74 руб.; обязал Военный комиссариат Ставропольского края установить Александрову Ю.С. за счет средств федерального бюджета с 1 декабря 2020 года сумму ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 2 203, 47 руб, с последующей ее индексацией в установленном законом порядке.
Апелляционным определением Ставропольского краевого суда от 8 июня 2021 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований Александрова Ю.С. к Российской Федерации в лице Военного комиссариата Ставропольского края отказано.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено и следует из материалов дела, Александров Ю.С. является инвалидом второй группы в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 23 июня 2005 года Александрову Ю.С. с 1 декабря 2004 года установлена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 740 руб.
Справкой военного комиссариата Ставропольского края от 25 февраля 2020 года N ДВ-84158, выданной Александрову Ю.С, подтверждаются произведенные ежемесячные денежные выплаты в счет компенсации на приобретение продовольственных товаров с 1 января 2005 года по 31 декабря 2007 года в размере 740 руб, с 1 января 2008 года по 28 февраля 2008 года в размере 791, 80 руб, с 1 марта 2008 года по 30 сентября 2008 года в размере 802, 90 руб, 1 октября 2008 по 31 декабря 2011 года в размере 817, 70 руб, с 1 января 2012 года по 1 февраля 2020 года в размере 740 руб.
В справках Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу от 27 декабря 2020 года указаны индексы потребительских цен в Ставропольском крае за 2005-2020 года.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1, ст. 15 ГК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с тем, что ежемесячные суммы денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, подлежащие выплате истцу, в установленном порядке своевременно проиндексированы не были, поэтому недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к причинению истцу имущественного вреда (убытков).
Суд апелляционной инстанции не согласился с приведенными выводами суда первой инстанции, указав, что установление и пересмотр денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ N "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" был определен новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление.
Данным Федеральным законом были внесены изменения, в том числе, в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 руб. При этом п. 3 ст. 4 Федерального закона N 122-ФЗ в ст. 14 и 39 Закона Российской Федерации от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ внесены изменения, согласно которым гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб. и ежегодная компенсация за вред здоровью - инвалидам I и II группы в размере 500 руб, III группы - 400 руб.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе, и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.
Во исполнение требований закона, Правительство Российской Федерации ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 размеров компенсаций и иных выплат, которыми устанавливаются коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Проанализировав приведенные положения закона в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, учитывая, что в настоящий момент размер выплачиваемой истцу на основании решения суда компенсационной выплаты на приобретение продовольственных товаров значительно превышает размер относительно установленных соответствующих выплат с учетом индексации, произведенной в установленном Правительством РФ порядке, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2020 года в размере 203 677, 74 руб.
При этом апелляционной коллегией указано, что выплата истцу компенсации в размере, значительно превышающем установленный на законодательном уровне размер соответствующих компенсаций, свидетельствует о неравном положении истца в сравнении с иными лицами, которым компенсационные выплаты на приобретение продовольственных товаров производятся на основании соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.
Также судом апелляционной инстанции отмечено, что индексацию вышеуказанной выплаты необходимо производить только после того, как ее размер, установленный в предусмотренном соответствующем постановлении Правительства РФ порядке, достигнет размера получаемых истцом выплат.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, которые обоснованы и мотивированы, постановлены при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
При этом, выводы судебной коллегии соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствие с требованиями процессуальных норм.
Несогласие заявителя с выводами суда апелляционной инстанции, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не свидетельствуют о существенных нарушениях судом норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных судом апелляционной инстанции нарушениях норм права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 8 июня 2021 года, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Климова В.В.
Иванова Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.