Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Григорьевой Т.Е. на решение Красногорского городского суда Московской области от 9 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Григорьевой Т.Е. в интересах несовершеннолетней ФИО2 к администрации городского округа Красногорск Московской области о признании незаконным бездействие.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Григорьева Т.Е, действующая в интересах несовершеннолетней дочери ФИО2, обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным бездействие администрации городского округа Красногорск Московской области в решении вопроса по устройству несовершеннолетнего ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в группу полного дня в дошкольном образовательном учреждении, находящемся в доступной близости от места проживания. Возложить на административного ответчика обязанность реализовать право несовершеннолетней ФИО2 на бесплатное дошкольное образование в группе полного дня МБОУ "Образовательный центр " "данные изъяты"".
В обоснование заявленных требований указала, что 4 августа 2020 года обратилась в управление образования администрации городского округа Красногорск Московской области с заявлением о постановке на учет дочери ФИО2 для получения места в дошкольном образовательном учреждении. Приоритетной образовательной организацией выбрано МБОУ "Образовательный центр " "данные изъяты"". Согласно данным электронного учета, очередь на зачисление в дошкольное образовательное учреждение не подошла. 2 сентября 2020 года на обращение дан ответ об отказе в предоставлении места в запрашиваемом учреждении.
Считала, что административный ответчик не исполнил свои обязанности и не принял мер по обеспечению несовершеннолетней ФИО2 местом в дошкольном образовательном учреждении, несмотря на то, что ребенок достиг требуемого возраста, был поставлен в очередь на предоставление места по письменному обращению в Управление 25 октября 2018 года.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 9 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 мая 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 23 августа 2021 года через Красногорский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 21 сентября 2021 года, Григорьева Т.Е, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов. Полагает, что судами необоснованно сделаны выводы о том, что административными ответчиками приняты меры по реализации права ее ребенка на получение дошкольного образования. Указывает, что во вновь построенных дошкольных учреждениях, место ее ребенку не предлагалось, доказательств предложения альтернативных мест в дошкольных учреждения, не имеется. Судом не учтены и не установлены критерии территориальной доступности дошкольной общеобразовательной организации для ее ребенка, а указанные детские сады находятся в значительной территориальной удаленности от места проживания.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как усматривается из материалов дела, несовершеннолетняя ФИО2 проживает по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ состоит на очереди в ЕИС "Зачисление в ДОУ" для получения направления в дошкольное образовательное учреждение.
Приоритетными дошкольными образовательными учреждениями выбрано МБОУ "Образовательный центр " "данные изъяты"", МГБОУ детский сад N, МГБОУ детский сад N. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ позиция в очереди ФИО2 в МБОУ "Образовательный центр " "данные изъяты"" - 33, МБДОУ детский сад N - 130, МБДОУ детский сад N - 129.
В приоритетных детских садах фактическая наполняемость групп возрастной категории, к которой относится ребенок административного истца, равна либо превышает предельную наполняемость групп. На момент подачи заявления о зачислении в детский сад и формировании групп на учебный 2020-2021 годы групп соответствующих возрастной категории ФИО2 не было как в приоритетных детских садах, так и в дошкольных образовательных учреждения, функционирующих на территории городского округа Красногорск.
На территории городского округа Красногорск Московской области во всех дошкольных образовательных организациях фактическая наполняемость существенно превышает проектную мощность, свободные места в дошкольных образовательных организациях отсутствуют.
4 августа 2020 года Григорьева Т.Е обратилась в управление образования по вопросу зачисления несовершеннолетнего ребенка в приоритетные детские сады, на которое дан ответ 2 сентября 2020 года N о том, что группы до 2 лет на 2020-2021 учебный год не набирались. С учетом достижения ребенком административного истца возраста двух лет сообщено о местах, которые по состоянию на 7 декабря 2020 года и 11 января 2021 года занимает ФИО2 в очереди в приоритетные детские сады. Предложено рассмотреть вопрос об изменении приоритетного дошкольного образовательного учреждения для скорейшего направления в детский сад ребенка, указав МБДОУ с наименьшей очередностью (детские сады 5, 9, 10, 32, 39).
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что административным ответчиком бездействие не допущено. Управлением образования администрации городского округа Красногорск Московской области предприняты в пределах меры необходимые для реализации права несовершеннолетней ФИО2 на дошкольное образование. В частности, ребенок зарегистрирован в очереди в ЕИС "Зачисление в ДОУ", родителям разъяснен порядок предоставления места в МБДОУ, причины невозможности предоставления места в приоритетных детских садах, даны пояснения относительно возможности изменения приоритетной дошкольной образовательной организации и предложены варианты детских садов с меньшей очередностью с возможностью перевода в приоритетный детский сад. Реализация конституционных прав ФИО2 на получение дошкольного образования не должна нарушать права других детей, поставленных на очередь ранее ФИО2, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П указал, что закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает, по смыслу статей 7, 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 43 (части 1 и 2), 71 (пункты "в", "е"), 72 (пункт "е" части 1), 76 (части 1 и 2) и 114 (пункт "в" части 1) Конституции Российской Федерации, нормативное закрепление соответствующих минимальных федеральных стандартов обеспечения этого права, которые субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны учитывать, осуществляя собственное нормативное регулирование.
Права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статьи 9, 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" относят организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, закрепляют право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяют, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, а также обуславливают отказ в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию только причиной отсутствия в ней свободных мест.
В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня; проживающих на территории, за которой закреплена образовательная организация; в приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места, ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).
Законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления обеспечить местом именно в избранном законным представителем ребенка дошкольном учреждении в отсутствие в нем мест при наличии возможности обеспечения местом ребенка в аналогичных и иных расположенных на территории муниципального образования детских дошкольных учреждениях с учетом конкретных особенностей развития ребенка.
Согласно пунктам 1.1, 2.1.1. 2.1.2. 2.1.4. 2.1.8. Положения об управлении образования администрации городского округа Красногорск Московской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 19 января 2017 года N 25/2, Управление является органом администрации городского округа Красногорск Московской области, обладающим правами юридического лица, к основным задачам которого относятся в том числе: обеспечение права граждан на образование путем создания условий для эффективного функционирования и развития системы образования на территории городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях городского округа; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных учреждениях городского округа и организация предоставления муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с действующим законодательством.
На территории городского округа Красногорск расположены 52 дошкольных образовательных учреждения (3 - негосударственные). На 2022 год запланировано строительство (реконструкция) 6 объектов дошкольного образования за счет бюджетных средств; за счет внебюджетных средств: 3 - в 2020 году, 4 - в 2021 году, 3 - в 2022 году, 3 - в 2023 году и 1 - в 2024 году. Вместе с тем вновь утвержденной программой утверждены изменения, направленные на ускорение введения в эксплуатацию детских садов. В частности, на 2021 год запланировано строительство (реконструкция) за счет бюджетных средств 2 объектов дошкольного образования, на 2022 - 4 объектов. Получены разрешения на ввод в эксплуатацию ряда дошкольных образовательных учреждений.
Согласно пункту 2.4.2. "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"), утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 количество обучающихся, воспитанников и отдыхающих не должно превышать установленное пунктами 3.1.1, 3.4.14 Правил и гигиенические нормативы.
Пунктом 3.1.1 Правил и гигиенических нормативов определено, что количество детей в группах организации, реализующей образовательные программы, дошкольного образования определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты. Для групп раннего возраста (до 3 лет) - не менее 2, 5 кв.м на 1 ребенка и для групп дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2 кв.м на одного ребенка, без учета мебели и ее расстановки. Площадь спальной для детей до 3 лет должна составлять не менее 1, 8 кв.м на ребенка, для детей от 3 до 7 лет - не менее 2, 0 кв.м на ребенка. Физкультурный зал для детей дошкольного возраста должен быть не менее 75 кв.м.
Набор детей в дошкольную образовательную организацию на 2020-2021 учебный год проводился со второй половины мая 2020 года до сентября 2020 года. В течение учебного года набираются дети на освободившиеся невостребованные места и в детские сады-новостройки. На момент формирования дошкольных групп возраста от 2 до 3 лет на 2020-2021 учебный год ФИО2 не достигла требуемого возраста, группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста в выбранных приоритетных дошкольных учреждениях в 2020-2021 учебном году не функционировали.
Учитывая изложенное, органы государственной власти во взаимодействии с образовательными учреждениями обязаны обеспечить не только физическую доступность дошкольного образования, но и качество образовательной услуги в соответствии с минимальными федеральными стандартами обеспечения. Указанная доступность обеспечивается, в частности, введением электронной очереди, что исключает вмешательство в доступность дошкольного образования.
При рассмотрении административного дела судом установлено, что административным ответчиком представлены доказательства, подтверждающие осуществление деятельности по реализации права на образование дочери административного истца. Доказательств, подтверждающих предоставление места в дошкольном образовательном учреждении другому лицу с нарушением очередности, в которой состоит административный истец, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что суды правильно исходили из того, что в выбранном административным истцом образовательном учреждении отсутствовали свободные места; с момента постановки ребенка на учет, администрацией городского округа Красногорск и управлением образования принимались необходимые меры к устройству ребенка административного истца в дошкольное образовательное учреждение и причины не предоставления места в дошкольном учреждении не связаны с виновными действиями (бездействием) административного ответчика. Административному истцу не отказано в реализации права ее ребенка на общедоступное образование, каких-либо препятствий к осуществлению права на дошкольное образование не создано, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобе были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, вопреки доводам кассационной жалобы, применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы нет.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красногорского городского суда Московской области от 9 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 26 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Григорьевой Т.Е. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.