Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Найденовой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Колчар Галины Васильевны на решение Ногинского городского суда Московской области от 22 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 16 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Колчар Галины Васильевны к Межмуниципальному отделу по городу Электросталь и Ногинскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Колчар Г.В. обратилась в суд с названным административным иском, в котором просила признать незаконными решение Межмуниципального отдела по городу Электросталь и Ногинскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - МО по городу Электросталь и Ногинскому району Управления Росреестра по Московской области) 24 августа 2020 года об отказе в государственной регистрации; обязать провести действия по государственной регистрации ее прав на земельный участок площадью 0, 0688 га по адресу: "адрес". Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка по адресу: "адрес". Колчар Г.В. 13 июля 2020 года обратилась в МО по городу Электросталь и Ногинскому району Управления Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права на указанный земельный участок, приложив свидетельство о праве собственности на землю. Однако 24 августа 2020 года административным ответчиком отказано ей в предоставлении указанной государственной услуги со ссылкой на отсутствие сведений о ней в постановлении главы администрации Старокупавинского поселкового Совета народных депутатов от 28 октября 1993 года N.
Решением Ногинского городского суда Московской области от 22 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 16 июня 2021 года, Колчар Г.В. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 15 сентября 2021 года через суд первой инстанции, Колчар Г.В. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. Полагает, что представленное ею свидетельство подтверждает ее право собственности на земельный участок и может служить основанием для государственной регистрации права собственности. Исправления и описки, содержащиеся в документе, представленном из архива, не могут быть приняты во внимание, поскольку сделаны неустановленным лицом, не содержат подписи и печати и не должны препятствовать регистрации и влечь нарушение ее прав.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений из него, регулируются Федеральный законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости, Федеральный закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 3 Закона о государственной регистрации недвижимости государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственной регистрации прав, иные полномочия, установленные указанным Законом.
В пункте 6 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В пунктах 5, 6 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны.
При проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В силу части 12 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
При рассмотрении дела судами установлено, что согласно представленному свидетельству от 28 октября 1993 года N о праве собственности на землю, выданному на основании решения администрации Старокупавинского поселкового Совета народных депутатов от 28 октября 1993 года Колчар Г.В. для ведения личного подсобного хозяйства предоставлен в собственность земельный участок площадью 0, 0688 га, расположенный по адресу: "адрес".
В пункте N приложения к постановлению Главы администрации Старокупавинского поселкового Совета народных депутатов от 28октября 1993 года N содержатся сведения о землепользователе по фамилии "Колчар" и внесенные от руки имя и отчество "Галина Васильевна", проживающего по адресу: " "адрес"", которому предоставлено в собственность 0, 0688 га земельного участка, расположенного по адресу: " "адрес"", рукой дописано "ЛПХ", свидетельство N.
Колчар Г.В. обратилась в МО по городу Электросталь и Ногинскому району Управления Росреестра по Московской области с заявлением от 13 июля 2020 года N о государственной регистрации права на земельный участок, приложив указанное свидетельство о праве собственности на землю. Одновременно просила при проведении правовой экспертизы запросить постановление Главы администрации Старокупавинского поселкового Совета народных депутатов от 28 октября 1993 года N и приложение к нему в архивном Управлении Росреестра по городу Ногинск.
Уведомлением от 23 июля 2020 года административный ответчик приостановил государственную регистрацию прав административного истца до 24 августа 2020 года в связи с направлением запроса в администрацию для подтверждены факта наличия решения о предоставлении в собственность земельного участка.
Управление Росреестра по Московской области 14 августа 2020 года уведомило административного истца об отказе в государственной регистрации права по её заявлению от 13 июля N, поскольку архивное управление администрации сообщило об отсутствии в постановлении Главы администрации Старокупавинского поселкового Совета народных депутатов от 28 октября 1993 года N сведений о Колчар Г.В.
В силу пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним [в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости] выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Порядок выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю был утвержден Роскомземом 20 мая 1992 года. Свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования выдаются гражданам, руководителям предприятий, учреждений, организаций либо их представителям должностными лицами районного, городского комитета по земельной реформе и земельным ресурсам, сельской, поселковой, городской администрации в зависимости от местоположения земельного участка (пункт 9 Порядка). Выдаваемые гражданам свидетельства должны быть зарегистрированы в специальной "Книге выдачи Свидетельств" (пункт 10). Каждому свидетельству при выдаче присваивается свой регистрационный номер (пункт 11). Лицо, которому выдается Свидетельство, расписывается в его получении в Книге выдачи Свидетельств и на втором экземпляре свидетельства, которое остается в органе, выдающем Свидетельство (пункт 12). Книга выдачи Свидетельств и вторые экземпляры Свидетельств хранятся в органе, регистрирующем выдачу Свидетельств (пункт 13).
Таким образом, подлинность представленного на государственную регистрацию свидетельства о праве собственности на землю должна подтверждаться наличием в архиве второго экземпляра свидетельства, а также соответствующими записями в Книге выдачи свидетельств.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, районный суд, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что принятое административным ответчиком в рамках предоставленной компетенции решение законно, права и интересы административного истца не нарушает.
Оценив в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные с заявлением Колчар Г.В. копию постановления администрации и копию свидетельства, а также поступившие по запросу суда подлинник постановления администрации с приложением и архивный экземпляр свидетельства, суд первой инстанции установилразличие содержания указанных документов.
В архивном экземпляре свидетельства о праве собственности на землю от 28 октября 1993 года N, в отличие от представленной административным истцом копии, в части указания адреса земельного участка содержится внесенная от руки дополнительная информация о местоположении предоставленного земельного участка " "адрес"".
В книге N регистрации свидетельств в Старокупавинском поселковом Совете народных депутатов имеется запись N о выдаче Колчар Г.В. земельного участка по адресу: " "адрес"", которая сделана поверх ранее внесенной записи, содержание которой неизвестно.
Кроме того, в постановлении Главы администрации Старокупавинского поселкового Совета народных депутатов от 28 октября 1993 года N с приложением отсутствуют сведения о предоставлении Колчар Г.В. спорного земельного участка. Каких либо иных документов, подтверждающих предоставление административному истцу земельного участка, не представлено.
Судом также установлено, что административный истец неоднократно обращалась за оказанием государственной услуги по регистрации права собственности на спорный земельный участок. Административный ответчик неоднократно предпринимал все возможные меры по получению дополнительных документов и сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации прав административного истца, в том числе для подтверждения подлинности представленных заявителем документов и достоверности указанных в них сведений о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что в отсутствие соответствующего правоустанавливающего документа основания для государственной регистрации прав Колчар Г.В. на земельный участок площадью 0, 0688 га, по адресу: "адрес" по заявлению от 13 июля 2020 года N у Управления Росреестра по Московской области отсутствовали.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки нижестоящих судов, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Вопреки доводам заявителя жалобы, выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ногинского городского суда Московской области от 22 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 16 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Колчар Галины Васильевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 18 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.