Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Вишневской В.Д, Шеховцовой Ю.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы Веб-конференции гражданское дело по иску Модоловой Натальи Юрьевны к Управлению здравоохранения Липецкой области, ГУЗ "Липецкая городская поликлиника N2", Министерству здравоохранения РФ о признании незаконным бездействия в непринятии мер по обеспечению лекарственными препаратами, возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом "данные изъяты", взыскании материального вреда, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Модоловой Натальи Юрьевны
на решение Правобережного районного суда г.Липецка от 20 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 11 марта 2021 года
заслушав доклад судьи Вишневской В.Д, пояснения Модоловой Н.Ю. и ее представителя Стариковой А.В, поддержавших доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Модолова Н.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению здравоохранения Липецкой области, ГУЗ "Липецкая городская поликлиника N2", Министерству здравоохранения РФ о признании незаконным бездействия в непринятии мер по обеспечению лекарственными препаратами, возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом "данные изъяты" взыскании материального вреда, компенсации морального вреда.
Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 20 января 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 27 мая 2020 г, в удовлетворении исковых требований Модоловой Н.Ю. отказано.
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 2 ноября 2020г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 27 мая 2020 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 11 марта 2021 года решение Правобережного районного суда г. Липецка от 20 января 2020 г. отменено в части отказа в удовлетворения исковых требований Модоловой Н.Ю. к управлению здравоохранения Липецкой области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению лекарственными препаратами, взыскания денежных средств, компенсации морального вреда и принято в указанной части новое решение, которым признано незаконным бездействие управления здравоохранения Липецкой области по непринятию мер по обеспечению Модоловой Н.Ю. лекарственным препаратом "данные изъяты" с управления здравоохранения Липецкой области в пользу Модоловой Н.Ю. взысканы расходы на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий в 2018 г. в сумме 263 567 руб, компенсация морального вреда в сумме 50 000 рублей, а всего - 313 567 рублей. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Модолова Н.Ю. просит отменить решение Правобережного районного суда г.Липецка от 20 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 11 марта 2021 года в части отказа в удовлетворении исковых требований, по мотиву допущенных судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Модолова Н.Ю. является инвалидом третьей группы, в сентябре 2017 года ей установлен диагноз " "данные изъяты"". С данным диагнозом Модолова Н.Ю. наблюдается в кабинете "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ внесена в Федеральный регистр "данные изъяты".
9 февраля 2018 года "данные изъяты"" Модоловой Н.Ю. выписан рецепт на приобретение за счет собственных средств пациента лекарственного препарата с действующим веществом "данные изъяты".
28 апреля 2018 года "данные изъяты" того же медицинского учреждения сделано назначение лекарственного препарата с действующим веществом "данные изъяты" и выдан рецепт на его бесплатное приобретение. Однако на основании данного рецепта ФИО1 указанным препаратом обеспечена не была.
В дальнейшем лечащим врачом ГУЗ "Липецкая городская поликлиника N" и в ходе консультаций в ГУЗ "Липецкая областная клиническая больница" ФИО1 также назначался лекарственный препарат с действующим веществом глатирамера ацетат 40 мг/мл, выдавались рецепты на его приобретение пациентом за счет собственных средств.
Судом также установлено, что с 2018 года в "адрес" поставляется лекарственный препарат глатирамера ацетат в дозировке 20 мг/мл, закупка лекарственного препарата глатирамера ацетат 40 мг/мл для подкожного введения не производится, поскольку объявленный Министерством здравоохранения Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ электронный аукцион на его закупку отменен ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения соответствия государственной закупки Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "0 контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решением врачебной комиссии по обеспечению лекарственными средствами на льготной основе "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что обеспечение Модоловой Н.Ю. препаратом глатирамера ацетат 40.мг/мл с применением 3 раза в неделю в настоящее время не представляется возможным, в связи с чем рекомендовано лечение лекарственным средством глатирамера ацетат 20 мг/мл ежедневно (препарат имеется в наличии) или обратиться повторно в кабинет лечения рассеянного склероза для подбора адекватного лечения.
В период с 9 февраля 2018 года по 8 ноября 2019 года приобретение лекарственного препарата с действующим веществом "данные изъяты" осуществлялось Модоловой Н.Ю. за счет собственных средств.
Разрешая спор и отказывая Модоловой Н.Ю. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, сославшись на положения пункта 21 части 2 статьи 14, пункта 2 части 1, части 2 статьи 15, частей 7 и 8 статьи 44, части 2 статьи 70, часта 9 статьи 83, часта 4 статьи 101 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан е Российской Федерации", пункты 3, 5 - 8, 10 Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 года N 871, Правил ведения Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизаршж нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей* утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 года N 1416, Правил формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется соответствии с их торговыми наименованиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1086, Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года N 1175н, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, исходил из того, что на момент назначения Модоловой Н.Ю. лекарственного препарата с действующим веществом "данные изъяты" и выдачи ей соответствующего рецепта данный препарат в "адрес" не поставлялся, а поставлялся лекарственный препарат с действующим веществом "данные изъяты", от получения
которого Модолова Н.Ю. отказалась. При этом суд пришел к выводу о том, что необеспечение истицы лекарственным препаратом с действующим веществом "данные изъяты" не привело к нарушению прав и законных интересов Модоловой Н.Ю, поскольку в материалы дела не представлено достоверных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, в подтверждение того, что данное лекарственное средство именно в заявленной истицей дозировке является для нее жизненно необходимым.
Разрешая требования Модоловой Н.Ю. в части признания незаконным бездействия управления здравоохранения Липецкой области, выразившегося в непринятии мер по обеспечению Модоловой Н.Ю. лекарственным препаратом "данные изъяты" и возложении на ответчиков обязанности по устранению допущенных нарушений ее прав, суд первой инстанции исходил из того, что не установлен прием Модоловой Н.Ю. каких-либо иных препаратов, которые назначались для лечения заболевания "данные изъяты", кроме лекарственного препарата с действующим веществом "данные изъяты", не были зафиксированы какая-либо негативная реакция, индивидуальная непереносимость, а также не была документально зафиксирована неэффективность применения этого препарата, данных, свидетельствующих о назначении истцу лекарственного препарата с торговым "данные изъяты", не имеется, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в указанной части.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании понесенных затрат на приобретение указанного лекарственного препарата за период с февраля 2018 г. на сумму 536 452, 90 рублей, суд ФИО2 инстанции, исходил из того, что врачебной комиссией было принято решение о назначении Модоловой Н.Ю. для лечения лекарственного препарата с действующим веществом глатирамера ацетат в дозировке 20 мг/мл для подкожных инъекций ежедневно, а также из того, что при наличии возможности получать бесплатно лекарственный препарат с действующим веществом "данные изъяты"мл, истица по своей инициативе понесла затраты на приобретение лекарственного препарата с действующим веществом "данные изъяты" дозировке "данные изъяты" с торговым наименованием "данные изъяты" за период с февраля 2018 года на сумму 536 452 рубля 90 копеек.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции в данной части не согласился, указав на неправильное применение норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования Модоловой Н.Ю. в части признания незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению лекарственным препаратом "данные изъяты", и взыскания расходов на приобретение данного лекарственного препарата в 2018 году, суд апелляционной инстанции исходил из того, что обеспечение истицы необходимым лекарственным средством на основании выписанного рецепта за счет средств бюджета Липецкой области произведено не было, а выданные в дальнейшем рецепты содержали указание на приобретение препарата в дозировке "данные изъяты" за счет собственных средств, в связи с чем Модолова Н.Ю. была вынуждена самостоятельно приобретать данный лекарственный препарат, а также установив, что отказ Модоловой Н.Ю. от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, имел место только с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, пришел к выводу о праве Модоловой Н.Ю. на бесплатное приобретение лекарственного препарата "данные изъяты" в 2018г, в связи с чем, признал незаконным бездействие управления здравоохранения Липецкой области по непринятию мер по обеспечению Модоловой Н.Ю. лекарственным препаратом "данные изъяты" (торговое название "данные изъяты") в 2018 году за счет бюджета Липецкой области, а также взыскании с управления здравоохранения Липецкой области расходов на приобретение указанного лекарственного средства и инъектора для его введения.
При этом суд апелляционной инстанции счет обоснованными выводы суда первой инстанции об отказе в иске в части взыскания расходов на приобретение лекарственного препарата "данные изъяты", понесенных Модоловой Н.Ю. в 2019 году, а также о возложении на ответчиков обязанности по обеспечению Модоловой Н.Ю. лекарственным препаратом "данные изъяты", указав, что в связи с отказом отказ Модоловой Н.Ю. от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ не имеется оснований для бесплатного обеспечения ее лекарственными препаратами.
Разрешая требования истицы о признании незаконными действия, выразившиеся в несвоевременном включении в Федеральный регистр больных рассеянных склерозом, в некачественном оказании медицинской помощи, в необеспечении жизненно необходимым лекарственным препаратом, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что правилами ведения Федерального регистра не предусматривалось конкретных сроков направления извещения, которое было направлено после предоставления Модоловой Н.Ю. всех необходимых документов, а также из того, что оказание истице медицинской помощи со стороны ГУЗ "Липецкая городская поликлиника N2" соответствовало требованиями законодательства.
Отказывая в удовлетворении иска в части взыскания расходов за оказание платных медицинских услуг и убытков, понесенные истицей в связи с приобретением лекарственных препаратов, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих вину ответчиков в причинении вреда Модоловой Н.Ю. в виде понесенных расходов за оказанные услуги, а также из того, что обязанность по направлению истицы в медицинские учреждения с целью оказания медицинской помощи у ответчиков отсутствует, доказательств такого направления истицы именно ответчиками не представлено, в связи с чем, пришел к выводу об отказе в иске в указанной части.
Установив, что в 2019 году Модолова Н.Ю. отказалась от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-фЗ "О государственной социальной помощи", в пользу денежной компенсации, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования истицы о взыскании недополученной суммы ежемесячной денежной выплаты за период с августа по декабрь 2019 года в размере 4 140 рублей 70 копеек.
Установив, что необеспечение истицы лекарственным препаратом "данные изъяты" в 2018 году имело место по вине управления здравоохранения Липецкой области, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований истицы о взыскании компенсации морального вреда.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции в части отказа во взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата "данные изъяты" понесенных Модоловой Н.Ю. в 2019 году, а также отказа в возложении обязанности по обеспечению Модоловой Н.Ю. лекарственным препаратом "данные изъяты", поскольку они основаны на неверном применении норм материального права.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливает гарантии социальной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статьи 2 и 7).
В Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан), согласно статье 4 которого охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан).
Статьей 29 поименованного закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан, в частности организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (части 1 и 2 статьи 43 названного закона).
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи "данные изъяты", в число которых включен препарат "данные изъяты", утвержден распоряжение Правительства РФ от 10.12.2018 N 2738-р.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Постановлением Правительства РФ от 10.12.2018 N1506 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Программа), в ее разделе V Финансовое обеспечение Программы указаны, в том числе закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения лиц, "данные изъяты", по перечню лекарственных препаратов, сформированному в установленном порядке и утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что Модолова Н.Ю. с сентября 2017 года страдает заболеванием " "данные изъяты"", для лечения которого ей назначен лекарственный препарат с действующим веществом "данные изъяты" для подкожного введения в дозировке "данные изъяты", следовательно, согласно действующему законодательству имеет право на его бесплатное получение, поскольку данное заболевание относится к заболеваниям, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Модолова Н.Ю. также является инвалидом третьей группы.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Указанный закон, определяя социальную защиту инвалидов как систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную поддержку инвалидов как систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, устанавливаемую законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения, устанавливает, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статьи 2 и 13).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан устанавливает Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, предусматривающий в качестве одного из видов государственной социальной помощи инвалидам предоставление набора социальных услуг, в состав которого включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (пункт 8 статьи 6.1, пункт 1 части 1 статьи 6.2 Закона N178-ФЗ в действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений редакции).
Организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения является полномочием Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 890) утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее - Перечень), относящий лиц с заболеванием " "данные изъяты"" к самостоятельной группе населения, которой по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно лекарственные средства, необходимые для лечения данного заболевания.
В Перечне (раздел "категории заболеваний") поименован "данные изъяты", при амбулаторном лечении которого лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Исходя из приведенных нормативных положений отказ лица, признанного инвалидом, и имеющего заболевание " "данные изъяты"", от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ, не влияет на реализацию им права на получение бесплатно лекарственного препарата, относящегося к жизненно необходимым лекарствам, гарантированного Федеральным законом об основах охраны здоровья граждан и принятыми во исполнение его требований иными подзаконными актами, в частности постановлением Правительства Российской Федерации N 890, которым препараты для лечения "данные изъяты" (в частности, лекарственный препарат с действующим веществом "данные изъяты") отнесен к числу жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которыми граждане обеспечиваются бесплатно.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не учел, что лица с заболеванием " "данные изъяты"" имеют право на получение лекарственных препаратов для лечения данного заболевания за счет средств федерального и областного бюджета, при этом, истец Модолова Н.Ю, отказавшаяся как инвалид от получения набора социальных услуг в пользу денежных выплат, не теряет право на льготное лекарственное обеспечение, поскольку инвалиды обеспечиваются лекарственными средствами по двум основаниям: в рамках набора социальных услуг в соответствии с Законом о государственной социальной помощи и в силу Постановления N890 от 30 июля 1994г, закрепившего Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В данном случае право истца на бесплатное получение лекарственных средств за 2019-2020г. и дальнейшее обеспечение лекарственными средствами было нарушено ответчиком, однако, надлежащая оценка данным доводам истца судом апелляционной инстанции не дана.
В результате неправильного применения норм права, регулирующих спорные отношения, доводам Модоловой Н.А. и приводимым в их обоснование обстоятельствам, а также представленным в материалы дела документам суд первой инстанции, вопреки требованиям статей 56, 67, 196 (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не дал надлежащей правовой оценки.
Нарушения, допущенные при постановлении решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции, проверявшим его законность, не устранены.
Ввиду изложенного апелляционное определение суда апелляционной инстанции, в части оставления без изменения решения Правбережного районного суд г. Липецка от 20 января 2020 г, нельзя признать законным. Оно принято с нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Модоловой Н.Ю, что является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
С учетом изложенного, и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 11 марта 2021 года в части оставления без изменения решения Правобережного районного суда г. Липецка от 20 января 2020 г, отменить.
В указанной части дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 11 марта 2021 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.