Кассационный военный суд в составе председательствующего Сивова В.В., судей Страхова В.Е. и Яковлева И.А. при секретаре судебного заседания Снадиной А.И. в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело N 2а-23/2020 по кассационной жалобе административного истца Свиридова Владимира Владимировича на решение Мирненского гарнизонного военного суда от 17 декабря 2020 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 18 марта 2021 г. по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N. "звание" Свиридова В.В. об оспаривании решения отделения (территориальное, г. "данные изъяты") федерального государственного казенного учреждения "Северное региональное управления жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "Северрегионжилье"), связанных с отказом в изменении даты принятия административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад председательствующего Сивова В.В, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по нему судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, объяснения административного истца Свиридова В.В. в поддержку доводов жалобы, Кассационный военный суд
установил:
Мирненский гарнизонный военный суд указанным решением, оставленным без изменения Северным флотским военным судом, отказал в удовлетворении административного искового заявления Свиридова, в котором он просил признать незаконным решение отделения (территориальное, г. "данные изъяты") ФГКУ "Северрегионжилье" и возложить обязанность на соответствующее должностное лицо изменить дату принятия его на жилищный учет с 3 июля 2019 г. на 29 августа 2003 г.
В поданной 17 сентября 2021 г. кассационной жалобе административный истец, считая обжалованные судебные акты вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, а также в связи с неправильным определением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование автор жалобы, повторяя доводы апелляционной жалобы, анализируя обстоятельства дела, положения Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее по тексту - ФЗ "О статусе военнослужащих") и Указа Президента Российской Федерации от 24 августа 2016 г. N 428 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту", утверждает, что он имеет право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях с момента постановки на жилищный учет в период прохождения им военной службы в Вооруженных Силах "данные изъяты".
Далее Свиридов отмечает, что вывод суда об отсутствии оснований для изменения даты принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях со ссылкой на нормы постановления Правительства от 29 июня 2011 г. N 512 противоречит сущности принятых Президентом Российской Федерации актов, имеющих высшую юридическую силу и регламентирующих сохранение социальных гарантий лицам, проживающим на территории "данные изъяты", изъявившим желание получить гражданство Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц не имеется.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по делу не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Свиридов с 2003 года проходил военную службу в "данные изъяты" в войсковой части N 1, дислоцированной в городе "данные изъяты". С 29 августа 2003 г. он принят на квартирный учет составом семьи "данные изъяты" человек.
С 21 марта 2014 г. административный истец проходит военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в том числе с 15 июля 2015 г. в войсковой части N. в городе "данные изъяты".
3 июля 2019 г, после достижения общей выслуги на военной службе свыше 20 лет, он обратился в орган жилищного обеспечения по месту службы с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства - в городе "данные изъяты", с формой обеспечения в виде жилищной субсидии.
Решением начальника отделения (территориальное, г. "данные изъяты") ФГКУ "Северрегионжилье" от 12 августа 2019 г. Свиридов принят на учет нуждающихся в предоставлении жилья в избранном после увольнения месте жительства - в городе "данные изъяты" составом семьи "данные изъяты" человек с датой постановки на учет 3 июля 2019 г.
10 сентября 2020 г. административный истец обратился в жилищный орган с заявлением об изменении даты принятия его на жилищный учет на 29 августа 2003 г, в чем ему было отказано в связи с отсутствием у него по состоянию на 2003 год выслуги лет на военной службе 20 лет, порождающей право на обеспечение постоянным жильем в избранном после увольнения месте жительства.
Отказывая в удовлетворении административного иска и признавая оспоренное решение жилищного органа правомерным, суды первой и апелляционной инстанций верно установили фактические обстоятельства и правильно истолковали примененные по делу нормы материального права.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 24 августа 2016 г. N 428 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту", военнослужащие, ранее проходившие военную службу в воинских формированиях "данные изъяты", после их вхождения в состав Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации для военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу абз. 12 п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Исходя из положений вышеуказанных норм, такие основания для административного истца наступили в июле 2018 года, а с соответствующим заявлением в жилищный орган он обратился 3 июля 2019 г.
При таких данных выводы судов о том, что дата 29 августа 2003 г. для решения вопроса о постановке Свиридова на жилищный учет правового значения не имеет, а решение жилищного органа, отказавшего в изменении даты принятия на жилищный учет, его прав не нарушает, поскольку соответствуют приведенным нормам материального права.
Доводы административного истца в кассационной жалобе об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения оспариваемых по делу судебных актов, в том числе для их безусловной отмены, предусмотренных ч. 1 ст. 310 КАС РФ, из материалов дела не усматривается, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 177, 327, 329 и 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Мирненского гарнизонного военного суда от 17 декабря 2020 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 18 марта 2021 г. по административному исковому заявлению Свиридова В.В. оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в установленный ч. 2 ст. 318 того же кодекса срок.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 28 октября 2021 г.
Председательствующий В.В. Сивов
Судьи В.Е. Страхов
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.