Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полетаева А.М. к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о понуждении включить период работы в стаж государственного гражданского служащего, произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе Полетаева А.М. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 февраля 2021 года, Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Полетаев А.М. обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о понуждении включить период работы с 22 февраля 1999 года по 1 января 2005 года в стаж работы государственного гражданского служащего и возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет пенсии по суммарной выслуге лет с момента подачи заявления.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 27 ноября 2020 года исковые требования Полетаева А.М. удовлетворены. Суд включил период работы Полетаева А.М. с 22 февраля 1999 года по 1 января 2005 года в стаж государственного гражданского служащего, обязал Министерство труда и социальной защиты Республики Крым произвести перерасчет пенсии Полетаева А.М. с учетом указанного периода стажа государственного гражданского служащего с момента подачи заявления 11 февраля 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 февраля 2021 года по апелляционной жалобе представителя Министерства труда и социальной защиты Республики Крым решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 27 ноября 2020 года отменено, принято новое, которым в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения по мотиву его незаконности и оставлении в силе решения суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судом апелляционной инстанции не дана надлежащая оценка предоставленным в материалы дела документам, которые подтверждали включение спорного стажа в стаж работы государственного гражданского служащего, что говорит о формальном подходе суда при рассмотрении настоящего спора. По мнению кассатора, в период его работы агрономом, специалистом первой категории, ведущим специалистом инспекции, исполняющим обязанности главного агронома инспекции, главным агрономом отдела внутреннего карантина государственной инспекции по карантину растений по Автономной Республике Крым он являлся государственным инспектором по карантину растений, и в соответствии с законодательством Украины указанная работа подлежала зачету в стаж государственной службы.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель Министерства труда и социальной защиты Республики Крым возражал относительно доводов кассационной жалобы, просил оставить ее без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судом апелляционной инстанции, отсутствуют.
Судом установлено и из материалов дела следует, что приказом Государственной фитосанитарной инспекции Автономной Республики Крым от 10 декабря 2014 года в связи с ликвидацией Государственной фитосанитарной инспекции Автономной Республики Крым Полетаев А.М. уволен с должности начальника управления государственного надзора - государственного фитосанитарного инспектора.
На основании заявления от 18 декабря 2014 года Полетаев А.М. принят на государственную гражданскую службу в Службу по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым. Решением комиссии по исчислению стажа государственной гражданской службы от 18 декабря 2014 года с учетом данных трудовой книжки Полетаеву А.М. определен стаж государственной гражданской службы 17 лет 3 месяца 19 дней. Решением комиссии по исчислению стажа государственной гражданской службы Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 7 декабря 2016 года на основании заявления и с учетом данных трудовой книжки Полетаеву А.М. определен стаж государственной гражданской службы 19 лет 1 месяц 8 дней.
В связи с упразднением 31 декабря 2019 года Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым в соответствии с пунктом 8.3 части 1, частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", истцу Министерством труда и социальной защиты Республики Крым назначена пенсия за выслугу лет по государственной гражданской службе.
Пенсия назначена в соответствии с Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 42-ЗРК/2014 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым" в размере 4 983 рубля 94 копейки.
При назначении пенсии за основу принят стаж с 1 января 2005 года по 31 декабря 2019 года, который составил 17 лет 10 месяцев 29 дней.
Периоды работы истца с 22 февраля 1999 года до 1 января 2005 года в указанный стаж не включены.
Как следует из записей в трудовой книжке истца, 22 февраля 1999 года он принят на должность агронома Государственной инспекции по карантину растений Республики Крым, с 5 мая 2000 года переведен на должность специалиста первой категории, с 2 января 2001 года переведен на должность ведущего специалиста инспекции, с 1 мая 2004 года переведен на должность исполняющего обязанности агронома инспекции, с 7 сентября 2004 года по 1 января 2005 года занимал должность главного агронома отдела внутреннего карантина Государственной инспекции по карантину растений по Автономной Республики Крым.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Полетаева А.М. о понуждении Министерства труда и социальной защиты Республики Крым включить период работы с 22 февраля 1999 года по 1 января 2005 года в стаж работы государственного гражданского служащего, возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет пенсии по суммарной выслуге лет с момента подачи заявления, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 298-ЗРК "Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Республики Крым и внесении изменений в отдельные законы Республики Крым" и пришел к выводу о том, что требования истца о включении периода работы с 22 февраля 1999 года по 1 января 2005 года в стаж работы государственного гражданского служащего и обязании ответчика произвести перерасчет пенсии с момента подачи заявления обоснованны и подлежат удовлетворению.
При этом суд первой инстанции посчитал, что зачет периода работы истца с 22 февраля 1999 года по 1 января 2005 года в стаж государственного служащего подтверждается решением комиссии по исчислению стажа государственной гражданской службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от 18 декабря 2014 года N20 и решением комиссии по исчислению стажа государственной гражданской службы от 7 октября 2016 года N 54.
Суд апелляционной инстанции не согласился с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, отметив, что согласно законодательству, действовавшему в спорный период, в стаж государственной службы могла быть засчитана только служба на должностях заведующего, в связи с чем требования истца о зачете периода его работы с 22 февраля 1999 года по 1 января 2005 года в стаж государственной гражданской службы, не подлежали удовлетворению.
Кроме того, судом апелляционной инстанции обращено внимание на то, что нормами Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N298-ЗРК/2016 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Республики Крым и внесении изменений в отдельные законы Республики Крым" предусмотрен различный порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Республики Крым для определения надбавки за выслугу лет и для назначения пенсии за выслугу лет, тогда как суд первой инстанции ошибочно принял решение комиссии по исчислению стажа государственной гражданской службы от 18 декабря 2014 года N 20 для начисления надбавки за выслугу лет в качестве надлежащего доказательства наличия стажа государственной гражданской службы в том же объеме для назначения пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые, организационные и финансово-экономические основаны государственной гражданской службы установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Государственная гражданская служба Российской Федерации - это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Одним из принципов гражданской службы в силу положений статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, а согласно статье 6 названного закона взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает их государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52 названного закона).
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.
В настоящее время условия и порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что такого рода выплаты при наличии у государственного гражданского служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным обеспечением бывших государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, предоставляемым им за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях (определения от 1 декабря 1999 года N 189-О, от 15 января 2008 года N 107-О-О и N 108-О-О и другие).
Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, муниципальным служащим, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления субъекта Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям (определения от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П и другие).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, законодатель Республики Крым в Законе Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 42-ЗРК/2014 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым" закрепил условия назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Республики Крым.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 42-ЗРК/2014 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым" (с изменениями, внесенными Законом Республики Крым от 29 декабря 2016 года N 339-ЗРК/2016 "О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым") cтаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим Республики Крым исчисляется в соответствии с Законом Республики Крым "Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Республики Крым и внесении изменений в отдельные законы Республики Крым".
Законом Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 298-ЗРК/2016 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Республики Крым и внесении изменений в отдельные законы Республики Крым" устанавливаются периоды замещения должностей (периоды службы, работы), подлежащие включению в стаж государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Республики Крым, а также порядок исчисления указанного стажа.
Согласно части 1 статьи 10 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 298-ЗРК "Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Республики Крым и внесении изменений в отдельные законы Республики Крым", гражданским служащим Республики Крым, замещающим должности гражданской службы Республики Крым на момент вступления в силу настоящего Закона, в стаж гражданской службы, применяемый для установления гражданским служащим Республики Крым ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе Республики Крым, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу Республики Крым, при определении соответствия гражданина Российской Федерации, претендующего на замещение должности гражданской службы Республики Крым, установленным законодательством Республики Крым квалификационным требованиям к стажу государственной гражданской службы, для назначения пенсии за выслугу лет, кроме периодов замещения должностей (периодов службы, работы), предусмотренных настоящим Законом, засчитываются периоды замещения должностей (периоды службы, работы), которые до вступления в силу настоящего Закона в установленном порядке были включены в указанный стаж.
Стаж государственной службы в период спорных правоотношений устанавливался Порядком исчисления стажа государственной службы, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 мая 1994 года N 283 с изменениями, внесенными Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 июля 2000 года N 1113. Данным Порядком установлены должности и органы, время работы в которых засчитываются в стаж государственной службы.
Согласно абзацу 15 пункта 2 Порядка исчисления стажа государственной службы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 3 мая 1994 года N 283, в стаж государственной службы засчитывалась работа в должностях Главного государственного инспектора по карантину растений Украины, главных государственных инспекторов по карантину растений Республики Крым, области и города Киева, их заместителей, а также главных, ведущих специалистов и специалистов всех категорий пограничных областных, областной, городской инспекции по карантину растений, заведующих пограничными пунктами по карантину растений в морских, речных портах (на пристанях), на соответствующих железнодорожных станциях, в аэропортах, на главпочтамтах либо шоссейных путях, которые по должности являются одновременно государственными инспекторами по карантину растений соответствующей территории или пункта, со дня вступления в силу Закона Украины от 30 июня 1993 года N 3348-ХП (3348-12) "О карантине растений" (с 24 августа 1993 года); на должностях Главного государственного инспектора по карантину растений города Севастополя, его заместителей, специалистов Государственной службы по карантину растений Украины, которые являются государственными инспекторами по карантину растений, со дня вступления в силу Закона Украины от 3 апреля 2003 года N 674-VI (674-15) "О внесении изменений в Закон Украины "О карантине растений" (с 1 января 2004 года).
Статьей 2 Закона Украины от 16 декабря 1993 года N 3723-ХII "О государственной службе", действовавшего в период существования спорных отношений, определено, что должность - это определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.
Должностными лицами в соответствии с указанным Законом считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, иные государственные служащие, на которых законами или иными нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций.
Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля по карантину растений, указаны в статье 12 Закона Украины от 30 апреля 1993 года N 3348-XII "О карантине растений".
В соответствии с указанной статьей организация и осуществление государственного контроля по карантину растений возлагается на главных государственных инспекторов по карантину растений, их заместителей и государственных инспекторов по карантину растений.
Главным государственным инспектором по карантину растений Республики Крым являлся руководитель соответствующего органа по карантину растений, который назначается и увольняется с должности Главным государственным инспектором по карантину растений Украины.
Главные, ведущие специалисты и специалисты всех категорий пограничных областных, областной, городской инспекции по карантину растений, заведующие пограничными пунктами по карантину растений в морских, речных портах (на пристанях), на соответствующих железнодорожных станциях, в аэропортах, главпочтамтах или шоссейных путях по должности являются одновременно государственными инспекторами по карантину растений соответствующей территории или пункта.
Согласно записям в трудовой книжке, приказами от 17 февраля 1999 года N, от 11 мая 2000 года N, Полетаев А.М. принят на работу с 22 февраля 1999 года на должность агронома без категории на Симферопольском ППКР аэропорт "Центральный" Автономной Республики Крым, 15 мая 2000 года переведен на должность специалиста первой категории МРПКР города Армянска по трассе Симферополь-Херсон, 2 января 2001 года переведен на должность ведущего специалиста инспекции, 1 мая 2004 года переведен на должность исполняющего обязанности агронома инспекции, 7 сентября 2004 года назначен на должность главного агронома отдела внутреннего карантина Госинспекции по карантину растений по Автономной Республике Крым.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что должности агронома в спорный период была приравнена к должности государственного служащего Украины, в связи с чем требования истца о зачете периода его работы с 22 февраля 1999 года по 1 января 2005 года в стаж государственной гражданской службы, не правомерны.
Кроме того, в соответствии со статьей 17 Закона Украины от 16 декабря 1993 года N 3723-ХII "О государственной службе", граждане Украины, впервые зачисляемые на государственную службу, принимают присягу.
Истец принял присягу 1 января 2005 года, и согласно трудовой книжке, архивной выписке из приказа Государственной инспекции по карантину растений по Автономной Республике Крым от 17 ноября 2005 года N, полномочия государственного инспектора по карантину растений возложены на Полетаева А.М. 1 января 2005 года.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 9 Закона Республики Крым от 23.11.2016 N 298-ЗРК/2016 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Республики Крым и внесении изменений в отдельные законы Республики Крым", стаж гражданской службы для установления гражданскому служащему Республики Крым ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу Республики Крым исчисляется в государственном органе Республики Крым, органе государственной власти Республики Крым, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы Республики Крым. Для исчисления этого стажа в указанном государственном органе, органе государственной власти может быть создана специальная комиссия.
Стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет гражданскому служащему Республики Крым исчисляется в государствен-ном органе Республики Крым, органе государственной власти Республики Крым, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы Республики Крым непосредственно перед его увольнением с гражданской службы.
Согласно части 1 статьи 10 указанного закона, гражданским служащим Республики Крым, замещающим должности гражданской службы Республики Крым на момент вступления в силу настоящего Закона, в стаж гражданской службы, применяемый для установления гражданским служащим Республики Крым ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе Республики Крым, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу Республики Крым, при определении соответствия гражданина Российской Федерации, претендующего на замещение должности гражданской службы Республики Крым, установленным законодательством Республики Крым квалификационным требованиям к стажу государственной гражданской службы, для назначения пенсии за выслугу лет, кроме периодов замещения должностей (периодов службы, работы), предусмотренных настоящим Законом, засчитываются периоды замещения должностей (периоды службы, работы), которые до вступления в силу настоящего Закона в установленном порядке были включены в указанный стаж.
Из анализа указанных норм, а также статей 4-8 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 298-ЗРК/2016 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Республики Крым и внесении изменений в отдельные законы Республики Крым" следует различный порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Республики Крым для определения надбавки за выслугу лет и для назначения пенсии за выслугу лет, в связи с чем суд апелляционной инстанции правомерно не принял решение комиссии по исчислению стажа государственной гражданской службы от 18 декабря 2014 N 20 для начисления надбавки за выслугу лет в качестве надлежащего доказательства наличия стажа государственной гражданской службы в том же объеме для назначения пенсии.
С учетом изложенного, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения периода работы Полетаева А.М. с 22 февраля 1999 года по 1 января 2005 года в стаж работы государственного гражданского служащего и возложения обязанности на ответчика произвести перерасчет пенсии по суммарной выслуге лет с момента подачи заявления признается соответствующим закону.
Несогласие истца с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное применение к ним положений закона не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено, в связи с чем принятое по делу апелляционное определение следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Полетаева А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.