Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Захаровой С.В, Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Круковской Елены Никаноровны к Судебному департаменту при Верховном Суде РФ о включении в стаж работы в области юриспруденции на должностях, для замещения которых требовалось высшее юридическое образование, периодов работы, признании права на назначение ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-8701/2019)
по кассационной жалобе Круковской Елены Никаноровны на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 25 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 8 апреля 2021 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Круковская Е.Н. обратилась в суд с иском к Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации о включении в стаж работы в области юриспруденции на должностях, для замещения которых требовалось высшее юридическое образование, периодов работы: с 16 января 1990 г. по 13 октября 1992 г. в должности юриста Угловского завода стройматериалов и деталей, с 1 ноября 1994 г. по 02 сентября 1996 г. в должности консультанта юридического 4 отдела администрации Приморского края, с 05 января по 06 августа 1997 г. в должности юриста ООО "Экспедиторское агентство "Грузовое агентство порта", с 7 августа 1997 г. по 20 июля 2001 г. в должности консультанта-аналитика правового Управления администрации Приморского края. Круковская Е.Н. также просила признать за ней право на назначение с 03 января 2019 г. и выплату ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению.
Исковые требования мотивированы тем, что Круковская Е.Н. работает судьей Ленинского районного суда г. Владивостока. 25 декабря 2018 г. она обратилась в Комиссию по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям Управления Судебного Департамента в Приморском крае с заявлением об установлении ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания, которое может быть назначено при выходе в отставку.
Решением указанной комиссии от 16 января 2019 г. в стаж работы Круковской Е.Н. включены периоды работы по юридической профессии общей продолжительностью 26 лет и признано право на назначение ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания.
Однако Управлением социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в письме от 19 февраля 2019 г. отказано в согласовании представленного расчета на выплату ежемесячной надбавки со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих наличие такого квалифицированного требования как высшее юридическое образование для замещения должностей: юриста Угловского завода стройматериалов и деталей (с 16 января 1990 г. по 13 октября 1992 г.), консультанта юридического отдела администрации Приморского края (с 01 ноября 1994 г. по 02 сентября 1996 г.), юриста ООО "Экспедиторское агентство "Грузовое агентство порта" (с 05 января по 06 августа 1997 г.), консультанта-аналитика правового Управления администрации Приморского края (с 07 августа 1997 г. по 20 июля 2001 г.).
Круковская Е.Н. считает незаконным отказ во включении в стаж работы в области юриспруденции на должностях, по которым требовалось высшее юридическое образование, указанных периодов работы.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 25 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 марта 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 сентября 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 марта 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Отменяя апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 марта 2020 года и направляя дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, Второй кассационный суд общей юрисдикции в определении от 22 сентября 2020 года указал, что для установления всех юридически значимых для разрешения спора обстоятельств суду следовало поставить на обсуждение сторон вопрос о присвоении истцу в период работы в Администрации Приморского края квалификационных категорий государственного служащего и сопоставить полученную информацию с требованиями к образованию, установленными статьей 12 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 8 апреля 2021 года, решение Мещанского районного суда г. Москвы от 25 сентября 2019 года об отказе в удовлетворении исковых требований Круковской Е.Н. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Круковская Е.Н. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно оценены доказательства; ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении. В частности, оспаривает выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии сведений о присвоении истцу квалификационных категорий государственного служащего в период работы в Администрации Приморского края, указывая, что из представленных в материалы дела доказательств следует, что Круковской Е.Н. присвоен разряд советника Приморского края 3 класса, который присваивался по должностям, требующим высшего профессионального образования.
Судами не дана оценка представленному истцом письму Администрации Приморского края от 20 августа 2018 года N 32/4122, из которого следует, что по занимаемым Круковской Е.Н. должностям в связи с функциональными особенностями замещаемых должностей при исполнении должностных обязанностей требовалось наличие высшего профессионального образования по специальности правоведение (юриспруденция).
Проверив материалы дела по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций; нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Круковская Е.Н. с 13 сентября 2005 года осуществляет полномочия судьи, с 2 сентября 2009 года работает судьей Ленинского районного суда г. Владивостока.
25 декабря 2018 года Круковская Е.Н. обратилась в Комиссию по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям Управления Судебного департамента в Приморском крае с заявлением об установлении ежемесячной надбавки к денежному вознаграждению в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания, как судье, имеющей право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере при выходе в отставку, но продолжающей работать.
16 января 2019 года указанной комиссией принято решение о назначении Круковской Е.Н. с 3 января 2019 года (по достижении возраста 55 лет) ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания, как судье, имеющей право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающей работать. При этом в стаж работы в области юриспруденции комиссией были включены, в том числе, периоды работы Круковской Е.Н. с 16 января 1990 г. по 13 октября 1992 г. в должности юриста Угловского завода стройматериалов и деталей, с 1 ноября 1994 р. по 2 сентября 1996 г. в должности консультанта юридического отдела администрации Приморского края, с 5 января по 6 августа 1997 г. в должности юриста ООО "Экспедиторское агентство "Грузовое агентство порта", с 7 августа 1997 г. по 20 июля 2001 г. в должности консультанта-аналитика правового Управления администрации Приморского края.
В письме начальника Управления социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 19 февраля 2019 г, направленном в адрес начальника Управления Судебного департамента в Приморском крае, сообщено о невозможности направления представленного расчета для осуществления финансирования в Главное финансово-экономическое управление Судебного департамента в связи с отсутствием в представленных материалах документов, подтверждающих наличие такого квалифицированного требования как высшее юридическое образование для замещения названных выше должностей.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался пунктом 5 статьи 4, абзацами первым, вторым, сороковым пункта 1 статьи 19 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", статьей 3 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждено наличие такого квалификационного требования как наличие высшего юридического образования для замещения должностей юриста Угловского завода стройматериалов и деталей, консультанта юридического отдела администрации Приморского края, юриста ООО "Экспедиторское агентство "Грузовое агентство порта", консультанта-аналитика правового Управления администрации Приморского края, в которых работала Круковская Е.Н. до назначения на должность судьи.
С приведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанций.
Проверяя доводы истца о наличии высшего юридического образования как квалификационного требования для замещения должностей консультанта юридического отдела администрации Приморского края, консультанта-аналитика правового Управления администрации Приморского края суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из поступивших из Департамента государственной гражданской службы и кадров Приморского края материалов, следует, что приказом по аппарату администрации от 01 ноября 1994 г. N276 Круковская Е.Н. была переведена консультантом юридического отдела, приказом по аппарату администрации от 02 сентября 1996 г. N 217 Круковская Е.Н. была уволена с указанной должности по собственному желанию (ст. 31 КЗоТ РФ); приказом по аппарату администрации от 07 августа 1997 г. N 251 Круковская Е.Н. принята переводом консультантом-аналитиком правового управления администрации края, приказом по аппарату администрации от 16 июля 2001 года N 332-л Круковская Е.Н. уволена 20 июля 2001 г. в отставку по личному желанию (п.4 ст.23 Закона Приморского края "О государственной службе Приморского края", ст.31 КЗоТ РФ).
В соответствии с представленным Положением о правовом управлении администрации Приморского края, утвержденным постановлением Губернатора края от 21 октября 1996 г. N 547, работники управления должны иметь высшее или среднее юридическое образование.
В соответствии с Положением о правовом управлении администрации Приморского края, утвержденным постановлением Губернатора края от 19 декабря 2001 г. N 920, работники управления должны иметь высшее или среднее юридическое образование.
Должностные инструкции или должностные регламенты по указанным должностям представлены не были.
В соответствии с п.2 ст.6 Закона Приморского края от 04 апреля 1996 г. N 34-КЗ "О государственной службе Приморского края" гражданам, претендующим на государственную должность государственной службы, необходимо иметь: для ведущих и старших государственных должностей государственной службы - высшее профессиональное образование по специальности "Государственное управление" либо по специализации государственных должностей, или образование, считающееся равноценным.
Согласно постановлению Губернатора Приморского края от 30 июля 1996 г. N 433 "О реестре государственных должностей органов государственной власти Приморского края" должность консультант была включена в Реестр государственных должностей государственных служащих Приморского края.
Включение должностей государственной службы в соответствующий Реестр имело место в связи с принятием Закона Приморского края от 14 мая 2003 г. N 55-КЗ "О реестре государственных должностей Приморского края и денежной содержании лиц, замещаемых государственные должности Приморского края".
В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки.
Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.
Для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)" ведущей группы должностей гражданской службы, категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования.
Для замещения должностей гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.
Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной гражданской службы, устанавливаются указом Президента Российской Федерации, а для замещения должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего (далее - должностной регламент) могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что, учитывая отсутствие должностных инструкций, должностных регламентов по должностям консультанта юридического отдела администрации Приморского края, консультанта-аналитика правового Управления администрации Приморского края, а также каких-либо сведений о присвоении истцу квалификационных категорий государственного служащего в период, работы в Администрации Приморского края, сопоставить требования к образованию для занятия указанных должностей, и установленных ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", не представляется возможным.
Следовательно, нет оснований для вывода о том, для замещения должностей консультанта юридического отдела администрации Приморского края, консультанта-аналитика правового Управления администрации Приморского края в спорный период требовалось наличие высшего образования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что апелляционное определение нельзя признать законным, поскольку оно основано на неправильном применении норм материального и процессуального права.При вынесении судебных постановлений судами не было учтено следующее.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 5 9 - 6 1, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Требования к постановлению суда апелляционной инстанции содержатся в ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оно, в частности, должно содержать обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (п. 5 ч. 2 статьи).
Перечисленным требованиям закона апелляционное определение не соответствует.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 19 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации") ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи (далее - должностной оклад), месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (далее - оклад за квалификационный класс), ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей.
Судья, достигший возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как на должности судьи, так и на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (абзац сороковой пункта 1 статьи 19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" в стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" судьям Российской Федерации, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку.
В соответствии с п. 4 Инструкции о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, утв. Минюстом РФ N 10 (35)-5, Верховным Судом РФ, ВАС РФ 27.12.1996, стаж работы по юридической профессии определяется на основании записей в трудовой книжке. В необходимых случаях могут быть истребованы копии приказов о назначении на должность, должностные инструкции и иные сведения о характере выполняемой или выполнявшейся работы.
В подтверждение своих доводов о наличии требования о высшем юридическом образовании при замещении с 1 ноября 1994 года по 2 сентября 1996 года должности консультанта юридического отдела администрации Приморского края, а также должности консультанта-аналитика правового Управления администрации Приморского края в период с 7 августа 1997 года по 20 июля 2001 года истец представила суду письменные доказательства: постановление Губернатора Приморского края N 547 от 21.10.1996 "О внесении изменений в постановление администрации края от 27.02.1995 N 88 "О структуре администрации Приморского края" вместе с Положением о правовом управлении администрации Приморского края; справку Департамента государственной гражданской службы и кадров Администрации Приморского края N 32/4122 от 20 августа 2018 года о занимаемых Круковской Е.Н. должностях в Администрации Приморского края и требованиях, предъявляемым к образованию замещающих должности лиц, исходя из функциональных особенностей должностей, характеристику Круковской Е.Н, подписанную начальником правового управления 22 октября 1998 года, с перечислением выполняемых работником трудовых обязанностей.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции указал, что учитывая отсутствие должностных инструкций, должностных регламентов по должностям консультанта юридического отдела администрации Приморского края, консультанта-аналитика правового Управления администрации Приморского края, а также каких-либо сведений о присвоении истцу квалификационных категорий государственного служащего в период, работы в Администрации Приморского края, сопоставить требования к образованию для занятия указанных должностей, и установленных ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", не представляется возможным.
Между тем, в кассационной жалобе истица ссылается на противоречие представленным истицей доказательствам вывода суда апелляционной инстанции о том, что отсутствуют какие-либо сведения о присвоении истцу квалификационных категорий государственного служащего в период работы в Администрации Приморского края.
Как следует из записи в трудовой книжке, постановлением Губернатора Приморского края N 190 от 14.02.2000 истице Круковской Е.Н. был присвоен квалификационный разряд советника Приморского края 3 класса (л.д.21).
Истица указывает, что это обстоятельство свидетельствует о том, что она занимала должности, по которым квалификационным требованием являлось наличие высшего профессионального (юридического) образования.
В соответствии со ст. 4 Закона Приморского края от 04.04.1996 N 34-КЗ "О государственной службе Приморского края" (в редакции от 14.11.1997) государственная должность в Приморском крае - должность в органах государственной власти Приморского края, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом Приморского края, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей (часть 1 статьи 4).
Реестр (перечень) должностей государственной службы Приморского края утверждается губернатором Приморского края. Сведения о государственных должностях Думы Приморского края и ее аппарата включаются в Реестр по представлению Думы Приморского края (часть 2 статьи 4).
Статьей ст. 6 Закона Приморского края от 04.04.1996 N 34-КЗ "О государственной службе Приморского края" (в редакции от 14.11.1997) в квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, установленные федеральным и краевым законами, включаются требования:
к уровню профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы;
к стажу и опыту работы по специальности;
к уровню знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава и законов Приморского края применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей (часть 1 статьи 6).
Гражданам, претендующим на государственную должность государственной службы, необходимо иметь:
для высших и главных государственных должностей государственной службы - высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей;
для ведущих и старших государственных должностей государственной службы - высшее профессиональное образование по специальности "Государственное управление" либо по специализации государственных должностей, или образование, считающееся равноценным;
для младших государственных должностей государственной службы - высшее и среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным.
Решение о признании образования равноценным принимается органом по вопросам государственной службы Приморского края (часть 2 статьи 6).
В соответствии со ст. 17 Закона Приморского края от 04.04.1996 N 34-КЗ "О государственной службе Приморского края" (в редакции от 14.11.1997) государственным служащим, занимающим государственные должности, могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:
государственным служащим, занимающим высшие государственные должности Приморского края, - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2, 3 класса;
государственным служащим главных государственных должностей Приморского края - государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса;
государственным служащим ведущих государственных должностей Приморского края - советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса;
государственным служащим старших государственных должностей Приморского края - советник государственной службы 1, 2 и 3 класса;
государственным служащим младших государственных должностей Приморского края - референт государственной службы 1, 2 и 3 класса (часть 1 ст. 17).
По результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственным служащим присваиваются квалификационные разряды.
Квалификационные разряды государственных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям соответствующих групп.
Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвоения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные государственные должности, проведения аттестации государственных служащих устанавливается федеральным и краевым законами, актами губернатора края (часть 2 статьи 17).
Из приведенных правовых норм следует, что квалификационные разряды советник государственной службы 1, 2 и 3 класса присваиваются государственным служащим ведущих и старших государственных должностей. В то же время для ведущих и старших государственных должностей государственной службы установлено требование к уровню профессионального образования - высшее профессиональное образование по специальности "Государственное управление" либо по специализации государственных должностей, или образование, считающееся равноценным.
Между тем, указанные положения Закона Приморского края от 04.04.1996 N 34-КЗ "О государственной службе Приморского края" (в редакции от 14.11.1997) не исследовались судом апелляционной инстанции применительно к тому обстоятельству, что в трудовой книжке Круковской Е.Н. указано о присвоении ей квалификационного разряда советника Приморского края 3 класса.
В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", разъяснено, что если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств. При необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Суд апелляционной инстанции вправе разъяснить истице возможность представления дополнительных доказательств, в том числе, связанных с проведением аттестации, для установления того обстоятельства, требовалось ли для занятия должности Круковской Е.Н. консультант-аналитик правового управления администрации Приморского края наличие высшего образования.
В части 2 статьи 17 Закона Приморского края от 04.04.1996 N 34-КЗ "О государственной службе Приморского края" (в редакции от 14.11.1997) указано на то, что порядок проведения квалификационных экзаменов, присвоения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные государственные должности, проведения аттестации государственных служащих устанавливается федеральным и краевым законами, актами губернатора края. Кроме того, частью 2 статьи 4 предусмотрено ведение Реестра (переченя) должностей государственной службы Приморского края.
Указанные документы также могут содержать наличие требований к уровню профессионального образования для занятия должности консультант-аналитик правового управления администрации Приморского края либо для присвоения квалификационного разряда советника Приморского края 3 класса.
При таких обстоятельствах апелляционное определение нельзя признать законным, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого определения и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 8 апреля 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Московский городской суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.