Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи: Зенина В.А.
секретаря судебного заседания: Терешиной Н.В.
с участием прокурора: Стукова Д.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Барбакова Ю. Г, Шевченко Ю. В, Кононца И. В, Сафронова А. В, Плешаковой Д. О. к Совету муниципального образования "Адрес... " Краснодарского края, администрации муниципального образования "Адрес... " Краснодарского края, Управлению архитектуры администрации муниципального образования "Адрес... " Краснодарского края, департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующим в части решения Совета муниципального образования "Адрес... " Краснодарского края от 26.05.2021 N 21 "Об утверждении внесения изменений в правила землепользования и застройки Черноерковского сельского поселения "Адрес... "", установил:
Барбаков Ю. Г, Шевченко Ю. В, Кононец И. В, Сафронов А. В, Плешакова Д. О. обратились в суд с административным иском к Совету муниципального образования "Адрес... " Краснодарского края, администрации муниципального образования "Адрес... " Краснодарского края департаменту, имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующим в части решения Совета муниципального образования "Адрес... " Краснодарского края от 26.05.2021 N 21 "Об утверждении внесения изменений в правила землепользования и застройки Черноерковского сельского поселения "Адрес... "".
В обоснование своих требований административные истцы указали, что являются арендаторами земельных участков по адресу: Краснодарский край, "Адрес... ", "Адрес... " отнесенные к категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Оспариваемым решением Совета муниципального образования "Адрес... " Краснодарского края от 26.05.2021 N 21 внесены изменения в правила землепользования и застройки Черноерковского сельского поселения "Адрес... ", в результате чего на арендуемые административными истцами земельные участки установлен вид разрешенного использования "Отдых (рекреация)", "Природно-познавательный туризм", "Туристическое обслуживание", что, по мнению административных истцов, не соответствует действующему законодательству, нарушает их права и законные интересы.
Кроме того, по мнению истцов, на территорию охотбазы "Лозовская" не установлены зоны градостроительного зонирования, в связи с чем действия правил землепользования и застройки и градостроительного регламента на данный участок распространятся не могут.
Представитель администрации МО "Адрес... " по доверенности Селиванов С.А. в возражении на иск административные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, ссылаясь на отсутствие доказательств нарушения прав истцов.
Совет муниципального образования "Адрес... " Краснодарского края и администрация МО "Адрес... " представили возражения на административные исковые требования, в которых указали, что Правила землепользования и застройки Черноерковского сельского поселения "Адрес... " были приняты решением Совета Черноерковского сельского поселения "Адрес... " Краснодарского края 30 марта 2010 года N 2. Последующие изменения, вносимые в Правила землепользования и застройки Черноерковского сельского поселения, не изменяли вид территориального зонирования спорных земельных участков, а оспариваемым административными истцами в части решением Совета муниципального образования "Адрес... " Краснодарского края от 26.05.2021 N 21 изменения в графическую часть Правил не вносились. Просили в иске отказать.
В судебном заседании представители Барбакова Ю.Г. и Шевченко Ю.В. по доверенности КА.о А.А. и Шевченко Ю.В, Кононец И.В, Сафонова А.В. и Плешаковой Д.О. по доверенности Дворцевой И.А. поддержали уточненные исковые требования.
В судебном заседании представитель Совета муниципального образования "Адрес... " Краснодарского края и администрации МО "Адрес... " по доверенности Носань В.Е. поддержал позицию, изложенную в возражении на административное исковое заявление, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель управления архитектуры администрации муниципального образования "Адрес... " Краснодарского края - и.о. начальника управления Гопак А.В. просил суд отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку территориальная зона в составе Правил землепользования и застройки Черноерковского сельского поселения полностью соответствует виду разрешенного использования, права и законные интересы административных истцов оспариваемым актом не затронуты.
Прокурор Стуков Д.Г. в заключении указал, что административный иск удовлетворению не подлежит, поскольку оспариваемый нормативно-правовой акты принят в установленном законом порядке, доказательств нарушения прав административных истцов не представлено.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска, уточнений к нему, возражения и отзывы административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Пунктом 1 части 8 названной статьи определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
Применительно к рассматриваемому спору суд полагает, что оспариваемым нормативным правовым актом права и законные интересы административных истцов не нарушены.
Оспариваемым административными истцами в части решением Совета муниципального образования "Адрес... " Краснодарского края от 26.05.2021 N 21 в Правила землепользования и застройки Черноерковского сельского поселения "Адрес... " внесены изменения и корректировки в текстовую часть, вид территориального зонирования спорных земельных участков не изменен. Сами Правила землепользования и застройки Черноерковского сельского поселения "Адрес... ", утверждены решением Совета Черноерковского сельского поселения "Адрес... " Краснодарского края от 30 марта 2010 года N 2.
Проверяя полномочия Совета муниципального образования "Адрес... " Краснодарского края на принятие оспариваемого нормативного правового акта, а также соблюдение порядка их публикации, суд исходит из следующего.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу требований пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в редакции до 01.01.2015 года, полномочия по утверждению генеральных планов сельских поселений и правил землепользования и застройки были отнесены к полномочиям сельских поселений.
Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 14 Закона N 131-ФЗ внесены изменения в части полномочий сельских поселений, в том числе ч. 4, согласно которой иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Законами Краснодарского края от 05.11.2014 N 3039-КЗ "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края вопросов местного значения" и от 08.08.2016 N 3459-КЗ "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений", полномочия по утверждению генеральных планов сельских поселений и правил землепользования и застройки сельских поселений на уровень сельских поселений не передавались.
Таким образом, с 01.01.2015 полномочия по утверждению генеральных планов сельских поселений и правил землепользования и застройки сельских поселений осуществляют органы местного самоуправления районов. В связи с чем решение Совета муниципального образования "Адрес... " Краснодарского края от 26.05.2021 N 21 "Об утверждении внесения изменений в правила землепользования и застройки Черноерковского сельского поселения "Адрес... " внесены изменения в Правила землепользования и застройки Черноерковского сельского поселения "Адрес... "" принято в соответствии с полномочиями.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Совет муниципального образования "Адрес... " Краснодарского края является уполномоченным представительным органом местного самоуправления, имеющим полномочия по принятию оспариваемого нормативного правового акта.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ, она включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ и часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации (часть 13 статьи 24 ГрК РФ, части 1 - 3 статьи 32 ГрК РФ).
В материалы дела представлены копии постановлений администрации МО "Адрес... " от 29.12.2020 N 3067 "О подготовке проектов внесения изменений в правила землепользования и застройки Славянского городского поселения "Адрес... ", сельского поселения Голубая Нива, Анастасиевского, Ачуевского, Забойского, Кировского, Коржевского, Маевского, Петровского, Прибрежного, Прикубанского, Протокского, Рисового, Целинного, Черноерковского сельских поселений "Адрес... "", от 15.02.2021 N 275 "О назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки Черноерковского сельского поселения "Адрес... "", заключения по результатам публичных слушаний по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки Черноерковского сельского поселения, протоколов публичных слушаний по проекту о внесении изменений в ПЗЗ.
Публичные слушания проводились 23 марта 2021 года в "Адрес... ". Опубликование информации о проведении публичных слушаний осуществлено в газете "Заря Кубани" от 18 февраля 2021 N 7 (11383).
Таким образом, оспариваемое решение принято с соблюдением порядка принятия таких актов.
Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемого нормативного правового акта, который не оспаривается административными истцами, суд исходит из следующего.
Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с положениями статьи 47 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание.
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
Оспариваемое решение опубликовано в газете "Заря Кубани" от 10 июня 2021 г. N 23 (11399), а также в Сети интернет на сайте администрации МО "Адрес... "
На основании изложенного суд считает, что порядок публикации оспариваемого нормативного правового акта не нарушен.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение является нормативным правовым актом, изданным полномочным органом местного самоуправления, принятым с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованным надлежащим образом.
Проверяя доводы административных истцов о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установилследующее.
Решением Совета Черноерковского сельского поселения "Адрес... " Краснодарского края от 30 марта 2010 года N 2 утверждены Правила землепользования и застройки Черноерковского сельского поселения. "Адрес... ", согласно которым установлена "Рекреационная зона учреждений отдыха и туризма", а также определены основные, вспомогательные и условно-разрешенные виды и параметры разрешенного использования участков и объектов капитального строительства.
Решениями Совета муниципального образования "Адрес... " Краснодарского края от 30.11.2016 N 25, от 21.06.2017 N 22, от 13.02.2019 N 26, от 22.04.2020 N 13, от 21.06.2017 N 22, от 26.05.2021 N 21 в Правила землепользования и застройки Черноерковского сельского поселения "Адрес... " вносились изменения, которые не изменяли вид территориального зонирования спорной территории.
Оспариваемым административными истцами решением Совета муниципального образования "Адрес... " Краснодарского края от 26.05.2021 N 21 также были внесены изменения и корректировки в текстовую часть, вид территориального зонирования спорных земельных участков не изменен.
Из материалов дела следует, что Барбаков Ю. Г. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:27:0205000:0093, площадью 167+/-23 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, "Адрес... ", охотбаза "Лозовская", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17 июня 2021 года N 99/2021/399060913;
Шевченко Ю. В, является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:27:0205000:0092, площадью 335+/-32 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, "Адрес... ", "Адрес... " что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17 июня 2021 года N 99/2021/3989967529;
Кононец И. В, является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:27:0205000:102, площадью 164+/-22 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, "Адрес... ", "Адрес... " что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17 июня 2021 года N 99/2021/398996309;
Сафронов А. В, является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:27:0205000:60, площадью 236+/-27 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, "Адрес... ", "Адрес... " что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17 июня 2021 года N99/2021/398997533;
Плешакова Д. О. является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 23:27:0205000:96, площадью 135+/-20 кв.м и 23:27:0205000:69, площадью 238+/-11 кв.м, расположенных по адресу: Краснодарский край, "Адрес... ", охотбаза "Лозовская", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 17 июня 2021 года N 99/2021/398964165 и N 99/2021/398997265.
Земельные участки с кадастровыми номерами 23:27:0205000:0093, 23:27:0205000:0092, 23:27:0205000:102, 23:27:0205000:60, 23:27:0205000:96, 23:27:0205000:69 отнесены к категории земель - "Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения", имеют вид разрешенного использования "для установки домика рыбака и охотника".
В соответствии со статьями 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения.
В силу требований п. 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.
Пункт 15 статьи 35 ГрК РФ предусматривает право органа местного самоуправления устанавливать иные виды территориальных зон, помимо указанных данной статьей.
Частью 11 статьи 35 ГрК РФ предусмотрено, что в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Спорные земельные участки фактически использовались для отдыха и туризма, на них располагались туристические базы, базы отдыха, гостиницы, кемпинги, органы местного самоуправления могли установить только такую территориальную зону, как "Реакреационная зона учреждений отдыха и туризма".
Судом проверен довод административных истцов о том, что Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 не предполагает зоны отдыха (рекреации) в составе земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Согласно ч. 6 ст. 37 Земельного Кодекса РФ земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования, что не препятствует расположению охотбазы на спорных землях.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, на который ссылаются административные истцы, отменен в связи со вступлением в силу Приказа Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Вместе с тем, ни один из вышеуказанных классификаторов не регламентирует определенных видов разрешенного использования земельных участков, относящихся к категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Вид разрешенного использования земельного участка "Отдых (рекреация)" с кодом "5.0" предусматривает обустройство мест для занятия спортом, физической культурой, пешими или верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки и иной деятельности; создание и уход за городскими лесами, скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также обустройство мест отдыха в них. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 5.1-5.5". Размещение на земельных участках домиков охотника и рыбака предусмотрено видом разрешенного использования "Охота и рыбалка", с ко "Адрес... ".3 - обустройство мест охоты и рыбалки, в том числе размещение дома охотника или рыболова, сооружений, необходимых для восстановления и поддержания поголовья зверей или количества рыбы.
С учетом изложенного, доводы представителей административных истцов о незаконности оспариваемого решения и наличии противоречия градостроительному законодательству и Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, нарушения их прав и законных интересов не нашли своего подтверждения.
Доказательств, подтверждающих невозможность совершения регистрационных действий и выкупа земельных участков с кадастровыми номерами 23:27:0205000:0093, 23:27:0205000:0092, 23:27:0205000:102, 23:27:0205000:60, 23:27:0205000:96, 23:27:0205000:69, административными истцами не представлено и судом не установлено.
В соответствии со статьёй 61 Земельного кодекса РФ основанием для признания нормативного правового акта недействующим является признание его не соответствующим иному нормативному правовому акту имеющему большую юридическую силу.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства РФ отмена части нормативного правового акта возможна лишь в случае несоответствия, иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административный иск Барбакова Ю. Г, Шевченко Ю. В, Кононца И. В, Сафронова А. В, Плешаковой Д. О. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 245 - 249 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Барбакова Ю. Г, Шевченко Ю. В, Кононца И. В, Сафронова А. В, Плешаковой Д. О. к Совету муниципального образования "Адрес... " Краснодарского края, администрации муниципального образования "Адрес... " Краснодарского края, Управлению архитектуры администрации муниципального образования "Адрес... " Краснодарского края, департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующим в части решения Совета муниципального образования "Адрес... " Краснодарского края от 26.05.2021 N 21 "Об утверждении внесения изменений в правила землепользования и застройки Черноерковского сельского поселения "Адрес... "" отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья
Краснодарского краевого суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.