Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей: Зинюшина Н.Н. и Дзадзиева Д.А, при помощнике судьи Попове В.А, с участием представителя административного истца - Кравчук Д.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-43/2021 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) Пиунова Э.В. на решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 28 мая 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N старшего прапорщика Бочарова Александра Викторовича об оспаривании действий Минобороны России и ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Росвоенипотека), связанных с начислением доходов от инвестирования на именном накопительном счёте (далее - ИНС) административного истца не в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, и объяснения представителя административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Бочаров поступил на военную службу по контракту 28 июня 2004 года, 19 января 2006 года ему присвоено воинское звание младший сержант, а 28 июня 2007 года с ним заключен новый контракт о прохождении военной службы.
26 сентября 2007 года административный истец обратился к командиру войсковой части N, военнослужащим которой являлся, с рапортом о включении его, как сержанта, заключившего второй контракт о прохождении военной службы, в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), однако необходимый комплект документов был направлен командованием воинской части в жилищный орган лишь в 2019 году, в связи с чем уведомление о включении в реестр участников НИС с 27 сентября 2007 года подготовлено только 10 сентября 2019 года.
Так как ИНС Бочарову открыт 27 сентября 2019 года, то накопительные взносы до 1 октября 2019 года на этом счете не учитывались, в доверительное управление не передавались и, соответственно, дохода от их инвестирования не было, о чем Росвоенипотека 28 января 2021 года сообщила военнослужащему.
Полагая свои права нарушенными, Бочаров обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил:
-признать незаконными действия руководителя Росвоенипотеки, связанные с начислением доходов от инвестирования на его ИНС не в полном объеме;
-обязать руководителя Росвоенипотеки произвести расчет величины инвестиционного дохода, исходя из даты возникновения основания для включения его в реестр участников НИС за период с 27 сентября 2007 года по 26 сентября 2019 года;
-обязать Министерство обороны Российской Федерации перечислить в Росвоенипотеку для зачисления на его ИНС сумму инвестиционного дохода, которая была бы ему начислена в случае своевременного включения в реестр участников НИС за период с 27 сентября 2007 года по 26 сентября 2019 года в размере, определенном Росвоенипотекой.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Бочарова удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения статей 3, 5, 6, 16 и 17 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", а также пункта 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, указывает, что размер инвестиционного дохода, учитываемого на ИНС участников НИС, зависит от суммы накопительных взносов, учитываемых на ИНС, сроков их инвестирования и доходности в конкретный период, а поскольку положенные Бочарову накопления были учтены на его ИНС после открытия такового, то законных оснований для начисления дохода от их инвестирования до этого времени не имеется.
Считает, что возложение на Министерство обороны Российской Федерации обязанности довести дополнительные лимиты бюджетных обязательств для перечисления на ИНС Бочарова суммы инвестиционного дохода является незаконным, так как данную функцию осуществляет Департамент бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации.
Отмечает, что поскольку ИНС участника НИС является формой аналитического учета, а не банковским счетом, открытым в кредитной организации, то перечислить какую-либо сумму инвестиционного дохода на него не представляется возможным.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Из содержания пунктов 1 и 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о НИС).
В соответствии с действовавшей до 3 августа 2018 года редакцией пункта 4 части 1 и пункта 4 части 2 статьи 9 Закона о НИС к участникам накопительно-ипотечной системы относятся следующие военнослужащие: сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы.
Основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников является: для сержантов и старшин, солдат и матросов - в письменной форме обращение об их включении в реестр участников.
Согласно части 1 статьи 4 данного Закона реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством:
формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений;
предоставления целевого жилищного займа;
выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
В частях 1, 4 и 6 статьи 5 Закона о НИС закреплено, что накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:
учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета;
доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
Учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках накопительно-ипотечной системы, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о НИС определено, что участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
Из содержания частей 1, 4 и 6 статьи 14 Закона о НИС следует, что каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.
Предельный размер целевого жилищного займа не может превышать общую сумму расчетного суммарного взноса и учтенных на именном накопительном счете доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на день предоставления целевого жилищного займа.
Источником предоставления участнику накопительно-ипотечной системы целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.
Таким образом, доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения учитываются при определении размера целевого жилищного займа.
В соответствии с пунктами 2 и 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, уполномоченный федеральный орган (Росвоенипотека) в отношении каждого участника накопительно-ипотечной системы открывает именной накопительный счет.
Основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Именной накопительный счет открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления.
Учет накопительных взносов на именном накопительном счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
Согласно пункту 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, также утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
Как усматривается из материалов дела, причиной несвоевременного включения Бочарова в реестр участников НИС явилось отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц Минобороны России.
Светокопией сообщения Росвоенипотеки от 28 января 2021 года подтверждается, что административному истцу отказано в определении величины инвестиционного дохода и размещении соответствующих денежных средств на ИНС военнослужащего.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что в связи с несвоевременным включением Бочарова по вине командования в реестр участников НИС, накопления на его именном накопительном счёте были учтены в меньшем размере - без учета доходов от их инвестирования, то, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о нарушении прав военнослужащего, обоснованно возложив на Министерство обороны Российской Федерации и Росвоенипотеку обязанность по их восстановлению.
Доводы жалобы об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства.
К выводу о законности обжалуемого решения судебная коллегия приходит с учётом правовой позиции, изложенной в пункте 18 Обзора практики рассмотрения военными судами споров, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих в 2018 году, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 3 июля 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 28 мая 2021 года по административному исковому заявлению Бочарова Александра Викторовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Пиунова Э.В. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 октября 2021 года.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.