Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей: Лаврентьева В.В. и Дзадзиева Д.А, при помощнике судьи Мегрибаняне М.И, с участием представителя административного ответчика - Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - ФСО России) Ерофеева М.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-244/2021 по апелляционной жалобе представителя ФСО России Романчука П.М. на решение Московского гарнизонного военного суда от 11 мая 2021 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N прапорщика Подопригорина Михаила Сергеевича об оспаривании действий ФСО России и ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Росвоенипотека), связанных с начислением доходов от инвестирования на именном накопительном счёте (далее - ИНС) административного истца не в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, объяснения представителя административного ответчика в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Подопригорин поступил на военную службу по контракту 28 февраля 2007 года, 24 июня 2010 года ему присвоено воинское звание "прапорщик".
Несмотря на то, что в июне 2010 года административный истец, как имеющий общую продолжительность военной службы по контракту три года, в силу закона подлежал включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), соответствующий комплект его документов был направлен командованием в уполномоченный орган лишь в феврале 2020 года, в связи с чем уведомление о включении в реестр участников НИС с 24 июня 2010 года подготовлено только 11 марта 2020 года.
Так как ИНС Подопригорину открыт 29 апреля 2020 года, то накопительные взносы до 1 мая 2020 года на этом счете не учитывались, в доверительное управление не передавались и, соответственно, дохода от их инвестирования не было, о чем Росвоенипотека в апреле 2021 года фактически сообщила военнослужащему.
Полагая свои права нарушенными, Подопригорин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
-признать незаконными действия должностных лиц ФСО России, связанные с несвоевременным включением его в реестр участников НИС;
-обязать Росвоенипотеку учесть на его ИНС доход от инвестирования накоплений за период с 24 июня 2010 года по 1 января 2021 года за счет средств распределяемого инвестиционного дохода.
Кроме того, административный истец просил взыскать с ФСО России в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб, а также оплатой услуг представителя в размере 60 000 руб.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Подопригорина удовлетворил частично, отказав в возмещении судебных расходов на 54 000 руб.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, не соглашаясь с решением суда, просит его в части, касающейся признания незаконными действий должностных лиц ФСО России, отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
В обоснование жалобы её автор, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, указывает, что судом первой инстанции не дана оценка доводам именно представителя ФСО России о пропуске Подопригориным срока обращения в суд с требованием к федеральному органу исполнительной власти. Административному истцу еще в марте 2020 года стало известно о несвоевременном включении его в реестр НИС, однако он оспорил соответствующие действия должностных лиц лишь в апреле 2021 года.
Утверждает, что суд первой инстанции, взыскав судебные расходы с ФСО России, не учел разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", и не распределил их с учетом долей, подлежащих возмещению каждым из ответчиков по делу. Вместе с тем между Подопригориным и ФСО России спор фактически отсутствовал, так как федеральный орган самостоятельно восстановил нарушенные права военнослужащего.
Считает, что поскольку административным истцом было заявлено несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то согласно разъяснениям постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 года N 46, Подопригориным должна быть уплачена государственная пошлина за каждое требование.
Отмечает, что поскольку допущенные должностными лицами ФСО России нарушения устранены, а препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов со стороны федерального органа исполнительной власти не имеется, то в силу положений части 9 статьи 227 КАС РФ, предмет административного спора по данному делу отсутствует. Вместе с тем суд фактически признал факт незаконных действий должностных лиц ФСО России, но при этом не обязал их совершать какие-либо действия по восстановлению права административного истца.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Из содержания пунктов 1 и 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о НИС).
В соответствии с пунктом 3 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 9 Закона о НИС к участникам накопительно-ипотечной системы относятся следующие военнослужащие: прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на 1 января 2005 года составляла не более трех лет, могут стать участниками, изъявив такое желание.
Основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников является: для прапорщиков и мичманов, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, - общая продолжительность их военной службы по контракту три года.
Согласно части 1 статьи 4 данного Закона реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством:
формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений;
предоставления целевого жилищного займа;
выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
В частях 1, 4 и 6 статьи 5 Закона о НИС закреплено, что накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:
учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета;
доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
Учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках накопительно-ипотечной системы, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о НИС определено, что участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
Из содержания частей 1, 4 и 6 статьи 14 Закона о НИС следует, что каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.
Предельный размер целевого жилищного займа не может превышать общую сумму расчетного суммарного взноса и учтенных на именном накопительном счете доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на день предоставления целевого жилищного займа.
Источником предоставления участнику накопительно-ипотечной системы целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.
Таким образом, доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения учитываются при определении размера целевого жилищного займа.
В соответствии с пунктами 2 и 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, уполномоченный федеральный орган (Росвоенипотека) в отношении каждого участника накопительно-ипотечной системы открывает именной накопительный счет.
Основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Именной накопительный счет открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления.
Учет накопительных взносов на именном накопительном счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
Согласно пункту 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, также утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
Как усматривается из материалов дела, причиной несвоевременного включения Подопригорина в реестр участников НИС явилось отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц ФСО России.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что в связи с несвоевременным включением Подопригорина по вине командования в реестр участников НИС, накопления на его именном накопительном счёте были учтены в меньшем размере - без учета доходов от их инвестирования, то, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о нарушении прав военнослужащего, обоснованно возложив на Росвоенипотеку обязанность по их восстановлению.
К выводу о законности обжалуемого решения судебная коллегия приходит с учётом правовой позиции, изложенной в пункте 18 Обзора практики рассмотрения военными судами споров, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих в 2018 году, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 3 июля 2019 года.
Утверждение автора жалобы о пропуске Подопригориным установленного статьёй 219 КАС РФ срока на обращение в суд является ошибочным, поскольку после включения административного истца в реестр участников НИС им предпринимались меры к получению информации о состоянии своего ИНС и наличия на нем накоплений. Фактически только в апреле 2021 года им была получена информация из Росвоенипотеки, согласно которой на его ИНС учтены накопления без инвестиционного дохода за оспоренный период.
Что же касается доводов жалобы о судебных расходах, то они основаны на неправильном понимании норм действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 11 мая 2021 года по административному исковому заявлению Подопригорина Михаила Сергеевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Федеральной службы охраны Российской Федерации Романчука П.М. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 августа 2021 года.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.