Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Осина В.А, судей:
Зинюшина Н.Н, Масенина П.Е, при помощнике судьи Попове В.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-274/2021 по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 17 мая 2021 г, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Назирова Дмитрия Миннадыевича об оспаривании действий Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" и Министерства обороны Российской Федерации, связанных с формированием накоплений для жилищного обеспечения без учета доходов от инвестирования.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Назиров, проходящий военную службу по контракту с 7 июня 2007 г. и получивший первое офицерское звание в связи с окончанием курсов по подготовке младших офицеров 25 апреля 2009 г, подлежал включению с указанной даты в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) в обязательном порядке.
Однако в указанный реестр административный истец включен 27 июля 2017 г. с датой возникновения основания для включения в реестр - 25 апреля 2009 г, его именной накопительный счет (далее - ИНС) открыт 30 августа 2017 г.
Учет накоплений на ИНС Назирова, как участника НИС, и передача их в доверительное управление производится с 1 сентября 2017 г, инвестиционный доход начисляется и учитывается на ИНС с 3-го квартала 2017 г.
По состоянию на 01 января 2021 г. на ИНС участника НИС учтены накопления за период с 25 апреля 2009 г. по 31 декабря 2020 г. в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп, в том числе инвестиционный доход в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Полагая нарушенным право на начисление на ИНС доходов от инвестирования с 25 апреля 2009 г, Назиров обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия должностных лиц Министерства обороны РФ, связанные с несвоевременным включением его в реестр участников НИС;
- обязать федеральное государственное казенное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Росвоенипотека) учесть на его именном накопительном счете (далее - ИНС) неполученный доход от инвестирования за период с 25 апреля 2009 г. по 31 декабря 2020 г. в размере "данные изъяты" руб, за вычетом фактически начисленного в 2017-2020 годах;
Назиров также просил взыскать в его пользу судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя и государственной пошлины при обращении в суд, в размере "данные изъяты" руб.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление Назирова удовлетворил частично.
Суд признал незаконными действия должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, связанные с несвоевременным включением Назирова в реестр участников НИС, и обязал Росвоенипотеку учесть на его ИНС доход от инвестирования накоплений за период с даты возникновения оснований для включения в реестр участников НИС по дату открытия ИНС в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. за счет средств распределяемого инвестиционного дохода.
Суд также взыскал с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Назирова судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины и оплатой услуг представителя, в общей сумме "данные изъяты" руб.
В удовлетворении требований о взыскании в пользу Назирова судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме, превышающей "данные изъяты" руб, суд отказал.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы, приведя п. 6, 11, 14 ст. 3, ч. 1 ст. 5, ст. 16 и 17 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - Правила формирования накоплений), утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655, регулирующие вопросы формирования накоплений для жилищного обеспечения, в том числе доходов от их инвестирования, указывает, что решение не может быть исполнено, поскольку рассчитать предполагаемый доход от инвестирования за указанный в решении период не представляется возможным, поскольку причитающиеся административному истцу накопления в спорный период в доверительное управление не передавались, а утвержденная Правительством РФ методика такого расчета и предусмотренные законом процедуры отсутствуют, при этом, в отличие от накопительного взноса, доход от инвестирования участнику НИС не гарантирован законом.
Приведя п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" считает, что расходы, связанные с оплатой услуг представителя, не являются разумными.
Полагает, что административный истец неправомерно не воспользовался правом на бесплатную юридическую помощь, предоставляемую Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о НИС).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона о НИС реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
При этом согласно ч. 1 ст. 5. 1 ст. 5 этого же закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:
- учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета;
- доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
В соответствии с ч. 4, 5, 6 ст. 5 Закона о НИС учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на именном накопительном счете участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета.
Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о НИС участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В целях реализации статьи 7 Закона о НИС постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами.
Приказом Министра обороны РФ от 23 декабря 2010 г. N 1888 утверждено Положение о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который в силу возложенных на него задач является уполномоченным федеральным органом, осуществляющим, в том числе функции по включению военнослужащих в реестр участников НИС.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2005 г. N 800 в ведении Министерства обороны РФ создано федеральное государственное учреждение Росвоенипотека.
В силу подп. "в" п. 5, п. 6, 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655, ИНС включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При внесении изменений в ИНС производится перерасчет размера накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на этом счете.
В соответствии см. абз. 3 п. 6 Правил формирования накоплений расчет накопительного взноса, подлежащего учету на ИНС участника НИС, производится с даты возникновения основания для включения этого участника в реестр участников НИС независимо от даты фактического включения его в указанный реестр и открытия в отношении его ИНС до даты возникновения основания для исключения его из указанного реестра.
Согласно абз. 3 п. 7 Правил формирования накоплений расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на ИНС участников НИС с учетом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на ИНС, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
В расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный частью 2 статьи 15 Федерального закона.
Из материалов дела видно, что Назиров, проходящему военную службу по контракту с 7 июня 2007 г, в связи с окончанием курсов по подготовке младших офицеров 25 апреля 2009 г. присвоено первое воинское звание офицера.
Однако в реестр участников НИС административный истец включен только 27 июля 2017 г, его ИНС открыт 30 августа 2017 г.
Учет накоплений на ИНС Назирова, как участника НИС, и передача их в доверительное управление производится с 1 сентября 2017 г, инвестиционный доход начисляется и учитывается на ИНС с 3-го квартала 2017 г.
По состоянию на 01 января 2021 г. на ИНС участника НИС учтены накопления за период с 25 апреля 2009 г. по 31 декабря 2020 г. в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп, в том числе инвестиционный доход в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Поскольку Назиров включен в реестр участников НИС только через 8 лет со дня возникновения к тому оснований по обстоятельствам, обусловленным нераспорядительностью должностных лиц государственного органа, он оказался в неравных условиях с другими военнослужащими, получившими право на тех же условиях и в одно с административным истцом время стать участниками НИС и имевшими возможность реализовать это право фактически.
При таких обстоятельствах дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что накопления на ИНС административного истца за период с даты возникновения основания для включения в реестр участников НИС, то есть с 25 апреля 2009 г, учтены в меньшем размере, а именно - без учета доходов от их инвестирования, что нарушило его право, гарантированное п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о НИС.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 14 января 2016 года N 1-П, о необходимости соблюдения вытекающих из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 19, ч. ч. 2, 3 ст. 55 Конституции РФ принципов поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Вывод суда также согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 18 Обзора практики рассмотрения военными судами споров, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих, в 2018 году, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 3 июля 2019 года.
Правомерным является вывод суда и о том, что срок обращения в суд с административным исковым заявлением Назиров не пропустил.
Что же касается доводов жалобы относительно неправомерности взыскания судом с Министерства обороны РФ в пользу административного истца расходов, связанных с оплатой услуг представителя, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд.
При этом ст. 112 КАС предусматривает возможность присуждения расходов на оплату услуг представителя стороне, в пользу которой состоялось решение суда, именно в разумных пределах.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 17 июля 2007 г. N 382-О-О, от 22 марта 2011 г. N 361-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Разумность размеров, как категория оценочная, определяется индивидуально, с учетом особенностей конкретного дела.
Из разъяснений, данных в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", следует, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием.
В пункте 13 этого же постановления разъяснено, что суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер. Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Из материалов дела видно, что на основании договора оказания юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО "Молодострой.Ру" далее - Исполнитель) и Назировым (далее - Заказчик) Исполнитель принял на себя обязательство изучить представленные заказчиком документы, составить документы по досудебному урегулированию спора, составить исковое заявление, осуществлять консультирование заказчика по предмету Договора. Стоимость услуг по договору составляет "данные изъяты" рублей.
Выполнение и оплата услуг по Договору подтверждается счетом на оплату от 9 февраля 2021 г, чек-ордером от 10 февраля 2021 г, соответствующим Актом оказанных услуг от 20 марта 2021 г. с указанием о произведенной оплате по указанному Договору.
Правильно установив, что для обращения в суд Назиров воспользовался услугами представителей, которыми составлен административный иск, гарнизонный военный суд с учетом принципов разумности, предмета рассматриваемого административного дела, его сложности, продолжительности судебного заседания в суде первой инстанции, объема оказанных представителями административного истца услуг, пришел к верному выводу о необходимости частичного удовлетворения заявления Титова о возмещении судебных расходов, связанных с рассмотрением административного дела, правомерно взыскав с Министерства обороны РФ в его пользу "данные изъяты" руб. и отказав в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов в большем размере.
Довод жалобы о том, что административный истец мог воспользоваться правом на бесплатную юридическую помощь, предоставляемую на основании Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", является несостоятельным.
Так, частью 3 статьи 3 этого Федерального закона определено, что федеральными законами могут быть установлены случаи и порядок оказания бесплатной юридической помощи в административном судопроизводстве.
Частью 4 статьи 54 КАС РФ предусмотрено, что в случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.
Такие основания для назначения Назирову представителя для представления его интересов в судебных заседаниях отсутствовали.
В связи с этим судебная коллегия находит проверяемое решение обоснованным, соответствующим требованиям закона и не усматривает оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 17 мая 2021 г. по административному исковому заявлению Назирова Дмитрия Миннадыевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение изготовлено 31 августа 2021 г.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.