Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Осина В.А, судей: Лаврентьева В.В, Дзадзиева Д.А, при помощнике судьи Акулиничеве Г.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-13/2021 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) Пиунова Э.В. на решение Ярославского гарнизонного военного суда от 18 марта 2021 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего военной прокуратуры Ярославского гарнизона майора юстиции Панасевича Павла Михайловича об оспаривании действий ФГКВОУВО "Военный университет" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Военный университет), Минобороны России и ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Росвоенипотека), связанных с начислением доходов от инвестирования на именном накопительном счёте (далее - ИНС) административного истца не в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Панасевич поступил на военную службу 1 августа 2004 года (курсант), 25 февраля 2006 года с ним заключен первый контракт о прохождении военной службы, а 20 июня 2009 года ему присвоено воинское звание "лейтенант юстиции".
Несмотря на то, что в июне 2009 года административный истец, как лицо, окончившее военную образовательную организацию высшего образования и получившее в связи с этим первое воинское звание офицера, в силу закона подлежал включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), соответствующий комплект его документов был направлен командованием в уполномоченный орган лишь в 2012 году, в связи с чем уведомление о включении в реестр участников НИС с 20 июня 2009 года подготовлено только 2 мая 2012 года.
1 мая 2013 года Панасевичу выдано свидетельство о праве участника НИС на получение целевого жилищного займа, а 16 июля того же года Росвоенипотекой заключен с военнослужащим соответственный договор.
Так как ИНС Панасевичу открыт 29 мая 2012 года, то накопительные взносы до 1 июня 2012 года на этом счете не учитывались, в доверительное управление не передавались и, соответственно, дохода от их инвестирования не было, о чем Росвоенипотека 8 декабря 2020 года сообщила военнослужащему.
Полагая свои права нарушенными, Панасевич обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
-признать незаконными действия Военного университета, связанные с несвоевременным включением его в реестр участников НИС;
-обязать Министерство обороны Российской Федерации перечислить в Росвоенипотеку денежные средства в размере неучтенного на его ИНС участника НИС инвестиционного дохода за период с 20 июня 2009 года по 1 июня 2012 года;
-обязать Росвоенипотеку определить величину инвестиционного дохода, полагавшегося к учету на его ИНС за период с 20 июня 2009 года по 1 июня 2012 года в случае его своевременного включения в реестр участников НИС, а также истребовать в установленном порядке из Минобороны России сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели НИС, денежные средства в размере определенной величины инвестиционного дохода, и учесть указанные денежные средства на его ИНС.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Панасевича удовлетворил частично, признав незаконным бездействие Военного университета, приведшее к несвоевременному включению его в реестр участников НИС, и возложив на Росвоенипотеку обязанность учесть на его ИНС доход от инвестирования накоплений с 20 июня 2009 года по 1 июня 2012 года, в размере 45 714 руб. 94 коп. за счет средств распределяемого инвестиционного дохода.
В удовлетворении административного искового заявления в остальной части требований суд Панасевичу отказал.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения статей 3, 5, 6, 16 и 17 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", а также пункта 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, указывает, что размер инвестиционного дохода, учитываемого на ИНС участников НИС, зависит от суммы накопительных взносов, учитываемых на ИНС, сроков их инвестирования и доходности в конкретный период, а поскольку положенные Панасевичу накопления были учтены на его ИНС после открытия такового, то законных оснований для начисления дохода от их инвестирования до этого времени не имеется.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Из содержания пунктов 1 и 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о НИС).
В соответствии с пунктом 1 части 1 и пунктом 1 части 2 статьи 9 Закона о НИС к участникам накопительно-ипотечной системы относятся следующие военнослужащие: лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание.
Основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников является: для лиц, окончивших военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, - получение первого воинского звания офицера.
Согласно части 1 статьи 4 данного Закона реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством:
формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений;
предоставления целевого жилищного займа;
выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
В частях 1, 4 и 6 статьи 5 Закона о НИС закреплено, что накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:
учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета;
доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
Учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках накопительно-ипотечной системы, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о НИС определено, что участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
Из содержания частей 1, 4 и 6 статьи 14 Закона о НИС следует, что каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.
Предельный размер целевого жилищного займа не может превышать общую сумму расчетного суммарного взноса и учтенных на именном накопительном счете доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на день предоставления целевого жилищного займа.
Источником предоставления участнику накопительно-ипотечной системы целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.
Таким образом, доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения учитываются при определении размера целевого жилищного займа.
В соответствии с пунктами 2 и 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, уполномоченный федеральный орган (Росвоенипотека) в отношении каждого участника накопительно-ипотечной системы открывает именной накопительный счет.
Основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Именной накопительный счет открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления.
Учет накопительных взносов на именном накопительном счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
Согласно пункту 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, также утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
Как установлено судом первой инстанции, причиной несвоевременного включения Панасевича в реестр участников НИС явилось отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц Военного университета.
Светокопией сообщения Росвоенипотеки от 8 декабря 2020 года подтверждается, что административному истцу отказано в определении величины инвестиционного дохода и размещении соответствующих денежных средств на ИНС военнослужащего.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что в связи с несвоевременным включением Панасевича по вине командования в реестр участников НИС, накопления на его именном накопительном счёте были учтены в меньшем размере - без учета доходов от их инвестирования, то, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о нарушении прав военнослужащего, обоснованно возложив на Росвоенипотеку обязанность по их восстановлению.
Доводы жалобы об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства.
К выводу о законности обжалуемого решения судебная коллегия приходит с учётом правовой позиции, изложенной в пункте 18 Обзора практики рассмотрения военными судами споров, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих в 2018 году, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 3 июля 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ярославского гарнизонного военного суда от 18 марта 2021 года по административному исковому заявлению Панасевича Павла Михайловича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Пиунова Э.В. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 августа 2021 года.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.