Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Осина В.А, судей: Лаврентьева В.В, Дзадзиева Д.А, при помощнике судьи Акулиничеве Г.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-303/2021 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) Обедина А.А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 26 мая 2021 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N старшего прапорщика Горжановой Нины Евгеньевны об оспаривании действий Минобороны России и ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Росвоенипотека), связанных с начислением доходов от инвестирования на именном накопительном счёте (далее - ИНС) административного истца не в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Горжанова поступила на военную службу по контракту 1 февраля 2006 года, 17 июля 2006 года ей присвоено воинское звание "прапорщик".
Несмотря на то, что в феврале 2009 года административный истец, как имеющая общую продолжительность военной службы по контракту три года, в силу закона подлежала включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), соответствующий комплект её документов был направлен командованием в уполномоченный орган лишь в 2020 году, в связи с чем уведомление о включении в реестр участников НИС с 1 февраля 2009 года подготовлено только 14 января 2020 года.
Так как ИНС Горжановой был открыт 30 января 2020 года, то накопительные взносы до 1 февраля 2020 года на этом счете не учитывались, в доверительное управление не передавались и, соответственно, дохода от их инвестирования не было, о чем Росвоенипотека 22 апреля 2021 года сообщила военнослужащему.
Полагая свои права нарушенными, Горжанова обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
-признать незаконными действия должностных лиц Минобороны России, связанные с несвоевременным включением её в реестр участников НИС;
-обязать Росвоенипотеку учесть на её ИНС доход от инвестирования накоплений за период с 1 февраля 2009 года по 1 января 2021 года.
Кроме того, административный истец просила суд взыскать с Минобороны России в её пользу денежные средства в размере 50 000 руб. в счет компенсации причиненного морального вреда.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Горжановой удовлетворил частично, признал незаконными действия должностных лиц Минобороны России, связанные с несвоевременным включением её в реестр участников НИС, возложив на Росвоенипотеку обязанность учесть на её ИНС доход от инвестирования накоплений с 1 февраля 2009 года по 31 декабря 2020 года (за вычетом фактически учтенных накоплений) в размере 1 361 819 руб. 92 коп. за счет средств распределяемого инвестиционного дохода.
Также суд взыскал с Минобороны России в пользу Горжановой судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 руб.
В удовлетворении административного искового заявления в остальной части требований суд Горжановой отказал.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения статей 3, 5, 6, 16 и 17 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", а также пункта 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, указывает, что размер инвестиционного дохода, учитываемого на ИНС участников НИС, зависит от суммы накопительных взносов, учитываемых на ИНС, сроков их инвестирования и доходности в конкретный период, а поскольку положенные Горжановой накопления были учтены на её ИНС после открытия такового, то законных оснований для начисления дохода от их инвестирования до этого времени не имеется.
Отмечает, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 октября 2018 года в удовлетворении требований другого военнослужащего по аналогичному спору было отказано.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Из содержания пунктов 1 и 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о НИС).
В соответствии с пунктом 3 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 9 Закона о НИС к участникам накопительно-ипотечной системы относятся следующие военнослужащие: прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года и общая продолжительность военной службы по контракту которых по состоянию на 1 января 2005 года составляла не более трех лет, могут стать участниками, изъявив такое желание.
Основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников является: для прапорщиков и мичманов, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, - общая продолжительность их военной службы по контракту три года.
Согласно части 1 статьи 4 данного Закона реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством:
формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений;
предоставления целевого жилищного займа;
выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
В частях 1, 4 и 6 статьи 5 Закона о НИС закреплено, что накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:
учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета;
доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
Учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках накопительно-ипотечной системы, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о НИС определено, что участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
Из содержания частей 1, 4 и 6 статьи 14 Закона о НИС следует, что каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.
Предельный размер целевого жилищного займа не может превышать общую сумму расчетного суммарного взноса и учтенных на именном накопительном счете доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на день предоставления целевого жилищного займа.
Источником предоставления участнику накопительно-ипотечной системы целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.
Таким образом, доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения учитываются при определении размера целевого жилищного займа.
В соответствии с пунктами 2 и 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, уполномоченный федеральный орган (Росвоенипотека) в отношении каждого участника накопительно-ипотечной системы открывает именной накопительный счет.
Основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Именной накопительный счет открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления.
Учет накопительных взносов на именном накопительном счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
Согласно пункту 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, также утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
Как усматривается из материалов дела, причиной несвоевременного включения Горжановой в реестр участников НИС явилось отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц Минобороны России.
Светокопией сообщения Росвоенипотеки от 22 апреля 2021 года подтверждается, что административному истцу отказано в определении величины инвестиционного дохода и размещении соответствующих денежных средств на ИНС военнослужащего.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что в связи с несвоевременным включением Горжановой по вине командования в реестр участников НИС, накопления на её именном накопительном счёте были учтены в меньшем размере - без учета доходов от их инвестирования, то, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о нарушении прав военнослужащего, обоснованно возложив на Росвоенипотеку обязанность по их восстановлению.
Доводы жалобы об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства.
К выводу о законности обжалуемого решения судебная коллегия приходит с учётом правовой позиции, изложенной в пункте 18 Обзора практики рассмотрения военными судами споров, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих в 2018 году, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 3 июля 2019 года.
Ссылка в жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 октября 2018 года - несостоятельна, так как данный судебный акт в силу положений статьи 64 КАС РФ преюдициальным значением по настоящему административному делу не обладает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 26 мая 2021 года по административному исковому заявлению Горжановой Нины Евгеньевны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 августа 2021 года.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.