Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Утенко Р.В.
Судей
с участием прокурора
Бакуменко Т.Н.
Полиновой Т.А.
Давыдовой А.А.
при секретаре
Матвееве Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 ноября 2021 года апелляционную жалобу Семчанкова А. В. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по гражданскому делу N... по иску ФГАУ "Росжилкомплекс" к Семчанкову А. В, Рубцовой Ю. А, Семчанковой В. А, Рубцову Е. А.ёмовичу, Рубцову Р. А.ёмовичу о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении.
Заслушав доклад судьи Утенко Р.В, пояснения Семчанкова А.В. и его представителя Гадельшина Р.Р, заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
ФГАУ "Росжилкомплекс" обратился в суд с иском к Семчанкову А.В, Рубцовой Ю.А, Семчанковой В.А, Рубцову Е.А, Рубцову Р.А. о признании утратившими право пользования жилым помещением - - квартирой 58 в "адрес" корпус 2 по "адрес" в Санкт - Петербурге, выселении из квартиры.
Истец указал, что спорное жилое помещение было предоставлено Семчанкову А.В и членам его семьи на основании договора найма служебного жилого помещения N Т-1/2-58/ от "дата" для временного проживания, в связи с прохождением военной службы в 131 квартирно-эксплуатационном управлении Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации. В настоящее время Семчанков А.В. уволен с военной службы. Спорное жилое помещение предназначено исключительно для проживания военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации, коим ответчик Семчанков А.В. и члены его семьи не являются. В адрес ответчика Семчанкова А.В. направлялось требование "дата" N... о необходимости освобождения спорного жилого помещения в добровольном порядке, которое ответчиком добровольно исполнено не было. Невыполнение ответчиками требования о сдаче жилого помещения препятствует реализации прав военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и нуждающихся в жилых помещениях, а военнослужащие, признанные нуждающимися в жилом помещении, и не обеспеченные жилым помещениями, на основании ч. 3 ст. 5 ФЗ "О статусе военнослужащих", ежемесячно получают денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" исковые требования ФГАУ "Росжилкомплекс" к Семчанкову А. В, Рубцовой Ю. А, Семчанковой В. А, Рубцову Е. А.ёмовичу, Рубцову Р. А.ёмовичу о признании утратившим право пользования жилым помещение, выселении удовлетворены.
Судом постановлено признать Семчанкова А. В, Рубцову Ю. А, Семчанкову В. А, Рубцова Е. А.ёмовича, Рубцова Р. А.ёмовича утратившими право пользования жилым помещением - квартирой 58 в "адрес" корпус 2 по "адрес" в Санкт - Петербурге.
Выселить Семчанкова А. В, Рубцову Ю. А, Семчанкову В. А, Рубцова Е. А.ёмовича, Рубцова Р. А.ёмовича, из "адрес" корпус 2 по "адрес" в Санкт - Петербурге.
В апелляционной жалобе Семчанков А.В. просит об отмене постановленного решения суда, ссылается на неверное применение норм действующего законодательства и определении фактических обстоятельств дела.
В возражениях на апелляционную жалобу ст.помощник прокурора "адрес" Санкт-Петербурга выразил согласие с решением суда.
В судебное заседание представитель истца, ответчики Рубцова Ю.А, Сечанкова В.А. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
В силу п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, выслушав пояснения ответчика и его представителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора, не усматривает оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
По смыслу пп. 68 и 71 п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 Министерство обороны РФ осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны РФ, в соответствии с его назначением, а также осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 03 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в вооруженных силах Российской Федерации", уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований Постановления Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" и соответствующих инструкций определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного кодекса.
Как установлено судом первой инстанции, "адрес" корпус 2 по "адрес" в Санкт- Петербурге находится в оперативном управлении Федеральное государственное учреждение "Загородная квартирно-эксплуатационная часть района".
"дата" комиссией по С-З КЭУ принято решение о выделении служебной квартиры согласно очередности Семчанкову А.В, состоящему на учете нуждающихся в служебном жилье с "дата" на состав семьи 3 человека (сам наниматель и 2 дочери).
При этом по состоянию на 2009 в личном деле Семчанкова А.В. в состав семьи включена в том числе и Семчанкова М.Я.(жена). До предоставления жилого помещения Семчанков А.В. с дочерьми и женой были зарегистрированы в качестве членов семьи собственника квартиры по адресу: "адрес"- Макаровой Л.А.
На основании договора найма служебного жилого помещения N Т-1/2-58 от "дата" Семчанкову А.В. в связи с прохождением службы предоставлено жилое помещение - "адрес" корпус 2 по "адрес" в Санкт- Петербурге на состав семьи 3 человека (то есть на него и двух дочерей). Семчанков А.В. зарегистрировался в квартире "дата", его дочь - Рубцова Ю.А. - "дата", Рубцова В.А. - "дата", внук нанимателя - Рубцов Е.А, 2017 г.р.- "дата".
При этом "дата" в квартире зарегистрирована жена Семчанкова А.В. - Семчанкова М.Я, которая снялась с регистрационного учета "дата" в связи с переменой места.
"дата" в спорной квартире зарегистрировали внука нанимателя - Рубцова Р.А.
На основании приказа МО РФ от "дата" Семчанков А.В. по состоянию здоровья досрочно уволен в запас. В приказе указано на его обеспечение жилищным помещением по нормам законодательства.
В соответствии с пп. 3 и 4 ст.18 Договора, он прекращается в связи с окончанием срока трудового договора и истечением срока службы.
При рассмотрении дела суд пришел к выводу о том, что ответчик Семчанков А.В. реализовал право на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации путем заключения договора социального найма от "дата", в соответствии с которым ему и членам его семьи была предоставлена квартира, расположенная по адресу: "адрес", ул. Иванова, "адрес". Впоследствии указанная квартира была приватизирована членами семьи Семчанкова А.В. с его согласия.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что у ответчиков отсутствуют законные основания занимать спорное жилое помещение, поскольку срок нахождения на военной службе Семчанкова А.В, в связи с которой ему на время было предоставлено служебное жилое помещение, истек.
С указанными выводами суда первой инстанции следует согласиться, поскольку они основаны на правильной оценке представленных доказательств и применении положений ч.1 ст. 103 ЖК РФ.
Судом также установлено, что "дата" в адрес Семчанкова А. В. направлено требование о необходимости освобождения спорного жилого помещения, которое ответчиком до настоящего времени не исполнено.
Невыполнение ответчиками требования об освобождении жилого помещения препятствует реализации прав военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и нуждающихся в жилых помещениях, а военнослужащие, признанные нуждающимися в жилом помещении, и не обеспеченные жилыми помещениями, на основании ч. 3 ст.5 ФЗ "О статусе военнослужащих", ежемесячно получают денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 68 Положения, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В целях организации в Вооруженных силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих, издан Приказ Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280, которым утверждена Инструкция "О предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма" (далее Инструкция).
В соответствии с данной Инструкцией установлен порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.
На основании Приказа Министра обороны Российской Федерации N 1455 от 03.11.2010 Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ) является уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований Инструкции.
Согласно п. 2.1. Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих службу по контракту в Вооружённых силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 18.11.2010 N 1550 ДЖО МО РФ осуществляет заключение (расторжение, изменение) с военнослужащими договоров социального найма жилого помещения и найма служебного жилого помещения.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 1455 от 03.11.2010 определено, что ДЖО МО РФ осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, которым в Западном военном округе являлось ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечение" Министерства обороны Российской Федерации и которое в настоящее время реорганизовано путем присоединения к ФГАУ "Росжилкомплекс".
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации, как государственный орган, реализует свои полномочия по обеспечению военнослужащих и членов его семьи жилыми помещениями через свои специализированные организации, в том числе Управление.
Как правильно указал суд первой инстанции, нахождение ответчиков в служебном помещении препятствует Управлению в соответствии с целями своей деятельности предоставлять это помещение для проживания военнослужащих и членов их семей. Данное обстоятельство, в свою очередь, непосредственно затрагивает интересы государства, выражающиеся в своевременном исполнении обязательств по обеспечению жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, суд удовлетворил иск о выселении в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Семчанкову А.В. в какой-либо форме (целевой жилищный займ, жилищная субсидия, жилищный сертификат) денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений никогда не предоставлялись, не влияет на обязанность ответчиков по освобождению спорной квартирой и не может служить основанием для сохранения за ними права пользования служебным жилым помещением, поскольку указанные обстоятельства по смыслу условий договора и нормы ч.1 ст. 103 ЖК РФ не являются основанием к сохранению пользования служебным жилым помещением за лицом, прекратившим службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Ответчики не относятся к числу лиц, которые в силу ч.2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений.
Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что истцом не представлены правоустанавливающие документы на дом по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" литера А "адрес", позволяющие определить, к какому жилищному фонду (муниципальному, специализированному) он относится, и какое отношение к нему имеет истец, то есть судом не исследован вопрос о надлежащем истце по данному спору.
Из материалов дела следует, что требовании заявлены ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, в судебном заседании от "дата" произведена замена истца на ФГАУ "Росжилкомплекс"(л.д. 219 Т.2) в связи с реорганизацией специализированного органа. При этом на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений и Передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ, объект недвижимости по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" литера А находится в государственной собственности и закреплен на праве оперативного управления от "дата" за ФГКУ "Загородная квартирно-эксплуатационная часть района" (л.д. 60-61 Т.1.)
В силу статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные положениями статей 301-304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, вопреки мнению апеллянта, ввиду наделения приказом МО РФ ФГАУ "Росжилкомплекс" специальными полномочиями по представлению интересов Министерства по вопросам обеспечения жилыми помещениями(в том числе и служебными), указанный орган является надлежащим истцом.
"дата" начальником домоуправления Обской КЭЧ с Семчанковым А.В. заключен договор социального найма в отношении квартиры по адресу: "адрес", ул. Иванова, "адрес", в который включены наниматель, его жена и двое дочерей.
"дата" зарегистрирован в установленном законом порядке договор приватизации между Обской КЭЧ и Семчанковой Ю.А, Семчанковой В.А. квартиры по адресу: "адрес", ул. Иванова, "адрес"по 1/2 доли каждой.
Семчанков А.В. и его жена - Семчанкова М.Я. дали письменное согласие на приватизацию помещения.
"дата" издан приказ о переводе Семчанкова А.В. для прохождения службы в Санкт-Петербург.
"дата" издан приказ о зачислении Семчанкова А.В. в списки личного состава 131 КЭЧ в Санкт-Петербурге.
Из ответов на запрос суда ФГАУ Росжилкомплекс филиал "Западный" и филиал "Центральный", "дата" Семчанков А.В. поставлен на учет для улучшения жилищных условий составом семьи на 4 человека, снят с учета нуждающихся "дата" в связи с убытием к новому месту службы.
"дата" Семчанков А.В. признан нуждающимся в получении служебного жилья по категории бесквартирный по месту прохождения службы в Санкт-Петербурге.
Исходя из даты постановки на учет и снятия с учета (в 2009 году) отражение в карточках учета постановки Семчанкова А.В. на учет, безусловно, свидетельствует о постановке на учет а в качестве нуждающегося в служебном жилье, а не в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
При этом как решение комиссии свидетельствует о предоставлении именно служебного жилья, так и условия заключенного договора не оставляют сомнений и правовой неопределенности относительно временного срока действия договора и его прекращения по окончанию срока службы.
На период перевода Семчанкова А.В. в 2005 году действовал Порядок обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ, утвержденный приказом МО РФ от "дата" N...
В силу п. 26 Порядка учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению N 5 к настоящей Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Военнослужащие по прибытии к новому месту военной службы сдают карточку учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, в жилищную комиссию воинской части для внесения необходимых данных и передачи ее для ведения и хранения в довольствующую КЭЧ района. При убытии военнослужащего к новому месту военной службы карточка учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, выдается ему под роспись. Второй экземпляр карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, подшивается в личное дело военнослужащего.
Согласно п. 27 Порядка для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства.
При рассмотрении вопроса об улучшении жилищных условий лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое помещение, к рапорту прилагаются: копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справка о проверке жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации или КЭЧ района и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
В силу п. 28 Порядка военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Военнослужащие, состоящие на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), направленные в установленном порядке к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) со времени принятия их на учет и включения в указанные списки по предыдущему месту военной службы в этом гарнизоне.
На учет в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в постоянном жилом помещении, улучшении жилищных условий Семчанков А.В. поставлен по месту службы в Санкт-Петербурге не был. Доказательств принятия такого решения жилищной комиссией материалы дела не содержат.
При этом по состоянию на июль 2009 года - дату заключения с Семчанковым А.В. договора найма служебного помещения - в его личном деле в состав семьи были включены жена - Семчанкова М.Я. и дочери - Семчанкова Ю.А. и Семчанкова В.А, что подтверждено формой 14, подписанной начальников С-З КЭУ (Территориального)
Ссылки апеллянта на п. 28 Порядка как предполагающего безусловный учет военнослужащего по месту новой службы нуждающимся в улучшении жилищных условий, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании указанной нормы Порядка, поскольку Семчанков А.В. не был направлен для прохождения военной службы в воинскую часть, дислоцированную в том же регионе, а переведен для службы в иной регион со снятием с учета по месту предыдущего прохождения службы.
Указанное предполагало совершение действий по самостоятельной постановке на учет нуждающимся в улучшении жилым помещением в Санкт-Петербурге. Доказательств такой постановки, как указано выше, не представлено.
В соответствии с п.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции ФЗ от 01.12.2008 N 225-ФЗ) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу пп "а" п.6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются
граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
по состоянию здоровья;
в связи с организационно-штатными мероприятиями
Согласно п. 7 Правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:
а) отсутствие жилой площади;
б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;
г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;
д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;
з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;
и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Ссылки апеллянта на то, что в силу пп. 1 и 2 ст. 15.1 ФЗ от "дата" N 76-ФЗ Семчанков А.В. имел право на дополнительную площадь и предоставление ему квартиры в "адрес" не свидетельствует о полном исполнении государством обязательств, в связи с чем спорная квартира и представляет собой форму его обеспечения жильем при увольнении, подлежат отклонению.
"дата" зарегистрировано право собственности Семчанковой М.Я. на квартиру по адресу: СПб, Капитанская, 4 литер А, "адрес" площадью 81, 55 кв.м, жилой площадью 52, 1 кв.м.
Право собственности зарегистрировано во исполнение договора участия в долевом строительстве, заключенному "дата" между Семчанковой М.Я. и СМО "ЛенспецСМУ". Акт приема-передачи квартиры подписан "дата". В указанной квартире Сечанкова М.Я. зарегистрировалась "дата", снявшись с учета из служебной квартиры.
Таким образом, Семчанков А.В. на дату принятия решения о предоставлении ему служебного жилого помещения с учетом обеспеченности его семьи жилыми помещениями, а равно на дату увольнения из рядов ВС РФ не нуждался в улучшении жилищных условий, поскольку уровень обеспеченности всех членов семьи превышал установленную норму предоставления жилой площади даже и с учетом дополнительной общей площади в силу п.2 ст. 15.1. ФЗ от "дата".
Оснований для вывода о том, что жилищная обеспеченность Семчанковой М.Я. не должна быть учтена при определении общей обеспеченности семьи не имеется. Брак между супругами не расторгнут, они проживали совместно. В спорной жилом помещении Семчанкова М.Я. была зарегистрирована в качестве постоянно проживающей на дату увольнения Семчанкова А.В. из рядов ВС РФ.
Ссылки апеллянта на личную беседу с начальником Северо-Западного квартирно-эксплуатационного управления об обеспечении жилым помещением по спорному адресу, не является основанием для вывода о наличии оснований для передачи в пользование спорной квартиры ответчику после его увольнения. Указание в Представлении на увольнении на обеспеченность ответчика спорной квартирой во всяком случае не может являться основанием для вывода о том, что в установленном законом порядке при заключении договора найма служебного жилого помещения было принято решение об изменении статуса жилого помещения и его передаче военнослужащему при увольнении в порядке реализации его права на улучшение жилищных условий при увольнении с военной службы.
Равным образом, вопреки утверждениям апеллянта, приказы "дата" N... (л.д.138 т.1) и от "дата" N... (л.д.4 т.2) не содержат сведений, безусловно свидетельствующих об обеспечении Семчанкова А.В. жилым помещением с учетом спорной квартиры.
Таким образом, при установлении временного характера пользования спорной квартирой, обусловленного прохождением Семчанковым А.В. военной службы, окончании срока пользования квартирой в соответствии с условиями договора, Семчанков А.В. с членами его семьи (права которых производны от прав нанимателя) правомерно выселен из спорной квартиры.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для сохранения за Семчанковым А.В. бессрочного права пользования спорной квартирой фактически на условиях социального найма в рамках его обеспечения при увольнении из рядом ВС РФ, основаны на неверной оценке доказательств по делу и толковании норм права в их совокупности. В этой связи судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено "дата"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.