Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Правительства Кабардино-Балкарской Республики, Кушховой Л.Х. на решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 апреля 2021 г. по административному делу N 3а-26/2020 по административному исковому заявлению Кушховой Л.Х. к Правительству Кабардино-Балкарской Республики и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, установлении их кадастровой стоимости равной рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационных жалоб, письменных возражений представителя административного истца по доверенности Драгунова К.Б, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кушхова Л.Х. обратилась Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимости по состоянию на 7 июля 2015 г.: здания коровника с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты" руб.; здания коровника с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты" руб.; здания коровника с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты" руб.; навеса с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты" руб.; здания магазина с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты" руб.; здания магазина с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере "данные изъяты" руб.; здания магазина с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере "данные изъяты" руб, а также просила восстановить срок на обращение в суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" и установить его кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 г, в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование своих требований указала, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает ее права как собственника и плательщика налога на имущество.
Решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 31 октября 2019 г. требования Кушховой Л.Х. удовлетворены частично, кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" установлена по состоянию на 7 июля 2015 г. соответственно в размере "данные изъяты" руб, "данные изъяты" руб, "данные изъяты" руб, "данные изъяты" руб "данные изъяты" руб, "данные изъяты" руб, "данные изъяты" руб. Этим же решением суда отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении Кушховой Л.Х. срока обращения с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и установлении по состоянию на 1 января 2013 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 января 2020 г. решение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 31 октября 2019 г. отменено в части отказа в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обращения с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и в указанной части Кушховой Л.Х. восстановлен срок обращения с административным иском в суд, административное дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу указанных административных исковых требований и принятия дополнительного решения, апелляционная жалоба Правительства Кабардино-Балкарской Республики на решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 31 октября 2019 г. снята с апелляционного рассмотрения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей от 2 июля 2020 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 января 2020 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Третий апелляционный суд общей юрисдикции.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 11 августа 2020 г. решение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 31 октября 2019 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 октября 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено. Кушховой Л.Х. восстановлен срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и установлена его кадастровая стоимость равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 г. в сумме "данные изъяты" руб. Установлена кадастровая стоимость по состоянию на 7 июля 2015 г. объектов недвижимости равной их рыночной стоимости с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" в размере соответственно "данные изъяты" руб.; "данные изъяты" руб.; "данные изъяты" руб.; "данные изъяты" руб.; "данные изъяты" руб.; "данные изъяты" руб.; "данные изъяты" руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 апреля 2021 г. принят отказ административного истца Кушховой Л.Х. от административного иска в части установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 7 июля 2015 г. здания магазина с кадастровым номером "данные изъяты", дания магазина с кадастровым номером "данные изъяты", здания магазина с кадастровым номером "данные изъяты"; решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 октября 2020 г. в указанной части отменено, производство по делу в этой части прекращено. Это же решение в остальной части изменено. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2013 г. в размере "данные изъяты" руб.; установлена кадастровая стоимость по объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" по состоянию на 7 июля 2015 г. соответственно в размере "данные изъяты" руб.; "данные изъяты" руб.; "данные изъяты" руб.; "данные изъяты" руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения. С Кушховой Л.Х. в пользу общества с ограниченной ответственностью "Центр проектного управления" в счет оплаты услуг эксперта взыскано "данные изъяты" руб, с Правительства Кабардино-Балкарской Республики за счет казны Кабардино-Балкарской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью "Центр проектного управления" в счет оплаты услуг эксперта взыскано "данные изъяты" руб.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 21 сентября 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 29 сентября 2021 г, Правительство Кабардино-Балкарской Республики просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. В своей кассационной жалобе Кушхова Л.Х. выражает несогласие с апелляционным определением в части взысканных с нее судебных расходов по оплате услуг эксперта, а также в своих возражениях на кассационную жалобу Правительства Кабардино-Балкарской Республики указывает на законность и обоснованность принятых судебных актов в остальной части.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, письменных возражений представителя административного истца по доверенности Драгунова К.Б, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или в комиссии в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кушхова Л.Х. является собственником объектов недвижимости: здания коровника с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; здания коровника с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; здания коровника с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; навеса с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; здания магазина с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" здания магазина с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; здания магазина с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" а также земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27 декабря 2012 г. N кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" установлена в размере "данные изъяты" руб.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 января 2016 г N установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 7 июля 2015 г, с кадастровым номером "данные изъяты" в размере "данные изъяты" руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" в размере "данные изъяты" руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" в размере "данные изъяты" руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" в размере "данные изъяты" руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" в размере "данные изъяты" руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" в размере "данные изъяты" руб.; с кадастровым номером "данные изъяты" в размере "данные изъяты" руб.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 77, 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) пункт 23 постановления).
При рассмотрении дела определением суда первой инстанции от 29 марта 2019 г. была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Экспертно-оценочная компания "Приоритет" Копцу Р.Н, с выводами которого, изложенными в заключении от 26 сентября 2019 г. N 27/СЭ-19, не согласился суд апелляционной инстанции и с целью определения действительной рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости определением от 16 декабря 2020 г. назначил повторную судебную оценочную экспертизу, проведение которой поручил эксперту общества с ограниченной ответственностью "Центр проектного управления" Тутовой И.С.
Согласно выводам эксперта Тутовой И.С. от 22 марта 2021 г. N кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2013 г. составила "данные изъяты" руб.; здания коровника с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.; здания коровника с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.; здания коровника с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.; навеса с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.; здания магазина с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.; здания магазина с кадастровым номером "данные изъяты"- "данные изъяты" руб.; здания магазина с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд апелляционной инстанции обоснованно установилкадастровую стоимость вышеуказанных объектов, с учетом отказа административным истцом от части заявленных требований, на основании определенной в заключении эксперта ООО "Центр проектного управления" Тутовой И.С. от 22 марта 2021 г. N.
Заключение эксперта, подготовленное по результатам судебной экспертизы, проверено судом апелляционной инстанции и ему дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как относимого и допустимого доказательства рыночной стоимости названных объектов.
Суд апелляционной инстанции признал, что данное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта соответствует законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, выводы эксперта надлежащим образом мотивированы, ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права и норм процессуального права.
Изложенные в жалобе Правительства Кабардино-Балкарской Республики доводы относительно несогласия с результатом судебной оценочной экспертизы, по существу, сводятся к несогласию с оценкой собранных по делу доказательств. Однако какие-либо доказательства, позволяющие усомниться в достоверности принятого судом апелляционной инстанций экспертного заключения, в том числе в части правильности примененного подхода к определению рыночной стоимости объектов, административным ответчиком суду апелляционной инстанции не представлялись. Несогласие заявителя с данной оценкой направлено на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Распределение судебных расходов судом апелляционной инстанции произведено верно, с учетом положений, закрепленных в части 1 статьи 103, статьями 106, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 г. N 20-П, в связи с чем доводы жалобы Кушховой Л.Х. не подлежат удовлетворению.
Доводы кассационных жалоб фактически основаны на переоценке доказательств по делу, не влияют на обоснованность и законность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводы судов и не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов. Судами правильно определены правоотношения, закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к отмене судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Кабардино-Балкарской Республики, Кушховой Л.Х. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.