Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "ГАЗЭКС" - Константиновой А.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 4 Синарского судебного района города Каменска-Уральского Свердловской области от 31 марта 2021 года, решение судьи Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 30 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "ГАЗЭКС",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Синарского судебного района города Каменска-Уральского Свердловской области от 31 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 30 июня 2021 года, акционерное общество "ГАЗЭКС" (далее также - АО "ГАЗЭКС") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО "ГАЗЭКС" Константинова А.В. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации отчет об использовании лесов представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Из изложенной нормы следует, что юридические лица, использующие леса, обязаны представить отчет об использовании лесов в органы государственной власти, органы местного самоуправления.
В силу пункта 2 Порядка представления отчета об использовании лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от 21.08.2017 N 451, отчет должен представляться ежемесячно, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным (при использовании лесов в целях заготовки древесины, а также при использовании лесов в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений). В случаях, если при использовании лесов не осуществлялись рубки лесных насаждений, отчет должен представляться ежегодно, не позднее 10 января года, следующего за отчетным.
В соответствии с положениями статьей 60, 60.11 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отчет об охране лесов от пожаров, отчет о защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий.
Из положений пунктов 1 и 2 Порядка представления отчета об охране лесов от пожаров (далее Порядок), утвержденного Приказом Минприроды России от 09.03.2017 N 78, следует, что отчет об охране лесов от пожаров представляется гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации использование лесов, а также осуществляющими мероприятия по охране лесов от пожаров. Отчет представляется ежеквартально, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в отчетном квартале не предусмотрены мероприятия по охране лесов от пожаров, отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным.
Согласно пунктам 1 и 2 Порядка, отчет о защите лесов представляется гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации использование лесов, а также осуществляющими мероприятия по защите лесов. Отчет представляется ежеквартально, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в отчетном квартале не предусмотрены мероприятия по защите лесов, отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным.
В силу статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела установлено и из материалов дела следует, что "данные изъяты" года АО "ГАЗЭКС" заключило договор аренды лесного участка площадью 1, 5567 га, расположенного в "данные изъяты", реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Договор заключен на 5 лет с даты государственной регистрации права аренды лесного участка ("данные изъяты").
Согласно подпункту "ф" пункта 3.4 указанного договора АО "ГАЗЭКС" обязано предоставлять отчеты, предусмотренные статьями 49, 60, 60.11, 60.16, 66 Лесного кодекса Российской Федерации.
Указанные отчеты должны предоставляться в ГКУ СО "Сысерсткое лесничество". Вместе с тем, АО "ГАЗЭКС", заключившее договор аренды лесного участка "данные изъяты" года, не предоставило в ГКУ СО "Сысерсткое лесничество" отчет об использовании лесов, отчет об охране лесов от пожаров, отчет о защите лесов в установленный срок до 10 января 2021 года, тем самым 11 января 2021 года своим бездействием совершило административное правонарушение. Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО "ГАЗЭКС" к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства совершения АО "ГАЗЭКС" административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Факт непредставления отчетов до 10 января 2021 года заявителем не оспаривается.
Доводы об отсутствии состава административного правонарушения, в связи с недоказанностью обстоятельств использования лесов, а также в связи с тем, что в спорный период времени общество не являлось надлежащим субъектом, на которого возлагалась обязанность по предоставлению вышеуказанных отчетов, являются несостоятельными.
В настоящем случае нижестоящими судебными инстанциями сделаны обоснованные выводы именно с учетом действующего договора аренды лесного участка, что АО "ГАЗЭКС" является лицом, осуществляющим использование лесов на основании указанного договора. Оснований не согласиться с такими выводами не имеется. В силу нормативных требований на АО "ГАЗЭКС" со статусом лица, осуществляющего использование лесов, возложена обязанность по предоставлению отчетов об использовании лесов, об охране лесов от пожаров, о защите лесов в установленные сроки. Ссылки на положения договора, связанные с правом использования во взаимосвязи с подачей лесной декларации, как правильно указано нижестоящими судебными инстанциями не свидетельствуют о возникновении обязанности только с момента подачи лесной декларации 24 декабря 2020 года. Несогласие с этим вызвано ошибочным толкованием норм права применительно к спорным правоотношениям.
Фактическое непредставление в настоящем случае отчетов указывает на наличие в бездействии АО "ГАЗЭКС", осуществляющего использование лесов в соответствии с договором аренды, объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Всех зависящих мер для представления в установленный срок отчетов, несмотря на возложенную законом обязанность, АО "ГАЗЭКС" не предпринято, доказательств принятия таких мер в материалы дела не представлено. Каких-либо препятствий для исполнения требований законодательства о предоставлении отчетов об использовании лесов, об охране лесов от пожаров, о защите лесов не установлено.
С учетом всей совокупности представленных в материалы дела доказательств, установленных на их основании обстоятельств дела, в бездействии АО "ГАЗЭКС" судебными инстанциями правомерно установлено наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом при надлежащем уведомлении АО "ГАЗЭКС" в присутствии защитника, соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся необходимые сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено юридическому лицу в соответствии с санкцией статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 4 Синарского судебного района города Каменска-Уральского Свердловской области от 31 марта 2021 года, решение судьи Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 30 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "ГАЗЭКС" оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "ГАЗЭКС" - Константиновой А.В. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.