Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Иванова А.Е, судей Пятигоры А.И, Монмаря Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар, поступившую в суд первой инстанции 02 августа 2020 года на решение Краснодарского краевого суда от 24 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Толстых Л.Д. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и установлении равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Толстых Л.Д. обратилась в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении в соответствии с отчетом об оценке ООО "Краснодарский центр кадастра, оценки и экспертизы" N К-129-2/08 от 5 сентября 2019 года кадастровой стоимости в размере рыночной следующих объектов недвижимости, принадлежащих ей на праве собственности:
нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 2 894, 8 кв. м, "адрес", по состоянию на 25 февраля 2019 года в размере 77 422 950, 00 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 5 874, 6 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 5 марта 2019 года в размере 135 553 390, 00 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 722 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 27 августа 2019 года в размере 5 368 792, 00 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 712 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 27 августа 2019 года в размере 5 407 640, 00 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 2097 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 года в размере 46 373 390, 00 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1919, 9 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 года в размере 42 707 451, 00 рублей.
В обоснование требований указано, что кадастровая стоимость данных объектов недвижимости по состоянию на указанные выше даты в размере 127 216 221, 27 рублей, 237 578 330, 22 рублей, 9 645 342, 40 рублей, 9 511 750, 40 рублей, 79 257 154, 71 рублей, 72 563 572, 41 рублей соответственно существенно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как собственника и плательщика налога на имущество.
Решением Краснодарского краевого суда от 24 марта 2021 года исковые требования Толстых Л.Д. удовлетворены частично. Установлена кадастровая стоимость в размере их рыночной стоимости в отношении объектов недвижимости:
- нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 25 февраля 2019 года в размере 83 713 795, 00 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 5 марта 2019 года в размере 167 398 607, 00 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, по состоянию на 27 августа 2019 года в размере 6 560 814, 00 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости по состоянию на 27 августа 2019 года в размере 6 469 944, 00 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года в размере 54 809 398, 00 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года в размере 50 160 854 рублей.
В решении суда определена дата подачи заявления о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости - 23 сентября 2019 года, решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 июля 2021 года решение судьи Краснодарского краевого суда от 24 марта 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации муниципального образования г. Краснодар Кривошеева А.А. выражает несогласие с вынесенными судебными актами, считает их незаконными, необоснованными, просят состоявшиеся судебные акты отменить, по делу вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении иска.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, ее результаты вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, под которой в силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Толстых Л.Д. является собственником следующих объектов недвижимости:
нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 2 894, 8 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 5 874, 6 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"
- земельного участка с кадастровым номером N площадью 722 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 712 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 2097 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"
- нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1919, 9 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0142045:1218определена в размере 9 645 342, 40 рублей по состоянию на 27 августа 2018 года в порядке положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при государственном кадастровой учете изменений вида разрешенного использования земельного участка с "индивидуальное жилищное строительство" на "магазины".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 9 511 750, 40 рублей по состоянию на 27 августа 2018 года определена в порядке положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при государственном кадастровой учете изменений вида разрешенного использования земельного участка с "индивидуальное жилищное строительство" на "магазины".
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N N утверждена в размере 79 257 154, 71 рублей по состоянию на 1 января 2018 года в порядке массовой кадастровой оценки на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 1 ноября 2018 года N 2368 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, земельных участков из состава земель лесного фонда, земельных участков из состава земель водного фонда".
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N утверждена в размере 72 563 572, 41 рублей по состоянию на 1 января 2018 года в порядке массовой кадастровой оценки на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 1 ноября 2018 года N 2368 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, земельных участков из состава земель лесного фонда, земельных участков из состава земель водного фонда".
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N определена по состоянию на 25 февраля 2019 года в размере 127 216 221, 27 рублей ГБУ "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" после государственного кадастрового учета изменений характеристик здания на основании актов об определении кадастровой стоимости от 1 марта 2019 года N 15-16/25022019.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 23:43:0202001:1807 определена в размере 237 578 330, 22 рублей по состоянию на 5 марта 2019 года ГБУ "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" после государственного кадастрового учета изменений характеристик здания на основании акта от 12 марта 2019 года N 15-16/05032019.
Согласно статье 245 КАС РФ, статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены гражданами и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из взаимосвязанных положений частей 1 - 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" следует, что к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года. В течение указанного переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года N 318 "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в качестве соответствующей даты перехода к проведению в Краснодарском крае государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с Законом о кадастровой оценке установлено 1 мая 2017 года.
По делам указанной категории лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Административным истцом в подтверждение рыночной стоимости объектов недвижимости суду представлен отчет об оценке ООО "Краснодарский центр кадастра, оценки и экспертизы" N К-129-2/08 от 05 сентября 2019 года, согласно которому рыночная стоимость составила:
- нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 25 февраля 2019 года в размере 77 422 950, 00 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 5 марта 2-019 года в размере 135 553 390, 00 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 27 августа 2019 года в размере 5 368 792, 00 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 27 августа 2019 года в размере 5 407 640, 00 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года в размере 46 373 390, 00 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года в размере 42 707 451, 00 рублей.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости судом первой инстанции назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Согласно заключению эксперта ООО "Прайвести Групп" Изотовой Ю.В. от 26 марта 2020 года N 09/2019доп рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 25 февраля 2019 года составила 83 713 795, 00 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 5 марта 2019 года - 167 398 607, 00 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 27 августа 2019 года - 6 560 814, 00 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 27 августа 2019 года - 6 469 944, 00 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года - 54 809 398, 00 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года - 50 160 854 рублей.
Оценив по правилам статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы N 09/2019доп от 26 марта 2020 года, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, согласился с изложенными в ней выводами и пришел к тому, что данное заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки в той части, которые подлежат применению при производстве судебной экспертизы, отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Подателем кассационной жалобы выводы судебной экспертизы N09/2019доп от 26 марта 2020 года не опровергнуты, доказательств ее порочности не представлено.
Доказательств того, что их рыночная стоимость спорных объектов недвижимости является иной, чем отражено в заключении судебной экспертизы N09/2019доп от 26 марта 2020 года, суду не представлено. При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции податель кассационной жалобы о назначении и проведении повторной либо дополнительной судебной оценочной экспертизы не просили.
Более того, Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года N 20-П и от 05 июля 2016 года N 15-П отмечено, что для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, перед кадастровой стоимостью, поскольку рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателей жалоб, изложенные в кассационных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 24 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 июля 2021 года оставить без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 14 октября 2021 года.
Председательствующий А.Е. Иванов
Судьи А.И. Пятигора
Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.