Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу защитника ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" Борхонова С.Ю. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 21 мая 2021 г., решение судьи Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 30 июня 2021 г., вынесенные в отношении ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 21 мая 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 30 июня 2021 г. ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе защитник ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" Борхонов С.Ю. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность предусматривает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, помимо прочего, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289 ? 2004 (2019) "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" в населенных пунктах на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами, и вне населенных пунктов на всех дорогах знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью. Знак 5.19.1 над проезжей частью размещают не ближе оси крайней правой полосы движения относительно края проезжей части.
Судами нижестоящих судебных инстанций установлено и следует из материалов дела, что 17 марта 2021 г. в 13 час.00 мин. ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" вследствие ненадлежащего содержания участков дороги допущено нарушение п. 13 Основных положениям стандартов в области безопасности дорожного движения и содержания улиц, пешеходный переход, расположенный на федеральной автомобильной дороге Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ -Чита на 135 км +600 м "проектное расположение" не оборудован дублирующими дорожными знаками 5.19.1 "Пешеходный переход" над проезжей частью.
Выявленные дорожные условия являются нарушением требований п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289 ? 2004 (2019) "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", пешеходный переход не оборудован дублирующими дорожными знаками 5.19.1 "пешеходный переход" над проезжей частью.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела, подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств: протоколом об административном правонарушении, видеозаписью, выпиской из ЕГРЮЛ, проектом организации дорожного движения и обустройства, письмом в Управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства от 29.01.2021 N 248/03, которым мировым судьей дана надлежащая правовая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Указанные доказательства не вызывают сомнений, поскольку не противоречат друг другу и обстоятельствам дела.
Каких-либо сомнений в наличии выявленного недостатка по содержанию федеральной автомобильной дороги Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ -Чита на 135 км +600 м, не имеется.
На основании раздела 3 Устава ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства", утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от 24.08.2015 г N 801, одной из основных целей и задач Управления является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, обеспечение безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, сохранение, а также улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение пропускной способности, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства, предоставляет государственные услуги в области дорожного хозяйства в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (раздел 3, п. 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.2.2. Устава).
Осуществление дорожной деятельности ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства связано с осуществлением деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в городах и районах субъекта Российской Федерации при учреждении Министерством транспорта Российской Федерации данного юридического лица и его регистрации 17.05.2020 (л.д. 27).
Мировым судьей обоснованно установлена вина Учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, Учреждение имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.
Протокол об административном правонарушении в отношении Учреждения составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения для правильного, полного рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что дорожные знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения, что в действующем проекте не предусмотрено наличие дублирующих знаком 5.19.1 над проезжей частью являлся предметом проверки районного суда, не нашел своего подтверждения, обоснованно отвергнут по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте, и не ставят под сомнение наличие в действиях (бездействиях) Учреждения объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства призвано осуществлять деятельность по организации выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них. Для достижений целей Учреждение исполняет функции государственного заказчика (застройщика) в соответствии с законодательством РФ на выполнение работ (оказание услуг), в том числе по проектированию, а также оказание услуг по осуществлению строительного контроля и авторского надзора (п. 3.2.1, 3.3.1 Устава).
Отсутствие на момент установления нарушений требований стандартов, норм и правил (п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289) проекта (схемы) соответствующий данным требованиям не является основанием для отмены, вынесенных по делу судебных актов, поскольку как следует из письма Учреждения от 29.01.2021 N 248/03 в Управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства в 2020 г. при регистрации трех дорожно-транспортных происшествиях выявлены сопутствующие дорожные условия в виде отсутствия дублирующих дорожных знаков.
Для необходимости установления в соответствии с требованием ГОСТ дублирующих дорожных знаков опор с дорожными знаками 5.19.1-5.19.2 Учреждение обратилось несвоевременно, на момент проверки дублирующие знаки отсутствовали.
Вопреки доводам жалобы, судами правильно применены положения п.5.1.6 названного ГОСТа, который гласит, что в населенных пунктах на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами, и вне населенных пунктов на всех дорогах знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью. Знак 5.19.1 над проезжей частью размещают не ближе оси крайней правой полосы движения относительно края проезжей части.
Доводы жалобы о применении пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, предусматривающего, что дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения, установленных по делу обстоятельств не опровергают и не свидетельствуют об отсутствии события вменного юридическому лицу правонарушения.
Учреждение имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению.
К административной ответственности юридическое лицо привлечено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено с учетом конкретных обстоятельств дела в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в размере 100 000 рублей.
Оснований для удовлетворения жалобы и отмены, принятых по делу постановления и решения, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 4 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 21 мая 2021 г, решение судьи Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 30 июня 2021 г, вынесенные в отношении ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу защитника ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства" Борхонова С.Ю. - без удовлетворения.
Судья С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.