Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационное представление и.о. прокурора Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 16 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц к Правительству Хабаровского края, министерству строительства Хабаровского края, министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителя прокуратуры Хабаровского края ФИО9, поддержавшей доводы кассационного представления, возражения относительно доводов кассационного представления представителей Правительства Хабаровского ФИО10, министерства строительства Хабаровского края ФИО11, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Хабаровского края обратился в Центральный районный суд города Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением и, с учётом уточнения исковых требований, просил признать незаконным бездействие Правительства Хабаровского края, министерства строительства Хабаровского края (далее - Минстрой края), министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - МЖКХ края), выразившееся в недостаточности и неполноте мер, принимаемых для исполнения возложенных федеральным законодательством полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе при невыполнении плановых показателей, предусмотренных распоряжением Губернатора Хабаровского края от 31 декабря 2017 года N 775-р "О мероприятиях по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае на 2018-2022 годы"; возложить на административных ответчиков обязанность принять меры к устранению выявленных нарушений путём исполнения возложенных федеральным законодательством полномочий и принятых на себя в соответствии с распоряжением Губернатора Хабаровского края от 31 декабря 2017 года N775-р "О мероприятиях по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае на 2018-2022 годы" обязательств в части плановых показателей по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что распоряжением Губернатора Хабаровского края от 31 декабря 2017 года N775-р "О мероприятиях по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае на 2018 - 2022 годы" увеличен целевой показатель по обеспечению жильем детей-сирот с 01 января 2018 года, который ежегодно не исполняется в полном объёме (в 2018 году исполнен на 56, 72% от планового показателя, в 2019 году - 46, 9%, за 5 месяцев 2020 года - 2, 9%). По состоянию на 01 мая 2019 года на учёте в МЖКХ края состояло 4548 детей-сирот и лиц из их числа, у 3284 человек возникло право на получение жилых помещений. По состоянию на 24 апреля 2020 года в Хабаровском крае подлежат обеспечению жилыми помещениями 5025 детей-сирот, из них у 3604 возникло право на получение жилых помещений.
По мнению административного истца, с учётом постоянно увеличивающегося количества лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, принимаемые административными ответчиками меры являются несоразмерными и явно недостаточными, что влечёт грубое и длительное нарушение прав данной категории граждан.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 16 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 марта 2021 года, в удовлетворении административных требований прокурора Хабаровского края отказано.
07 сентября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступило кассационное представление и.о. прокурора Хабаровского края, поданное через Центральный районный суд города Хабаровска 25 августа 2021 года (сдано в организацию почтовой связи), в котором ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и направлении административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела.
Так, кассатор указал, что с каждым годом количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, увеличивается. По мнению кассатора, в Хабаровском крае на протяжении длительного времени ситуация со своевременным обеспечением детей-сирот жильём продолжает оставаться напряжённой, что свидетельствует о неэффективной работе административных ответчиков.
Определениями судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 сентября и от 28 октября 2021 года кассационное представление и.о. прокурора Хабаровского края передано для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции посредством использования системы видеоконференц-связи Девятого кассационного суда общей юрисдикции и Центрального районного суда города Хабаровска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационного представления с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился представитель МЖКХ края, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав объяснения представителя прокуратуры Хабаровского края ФИО9, возражения представителей Правительства Хабаровского ФИО10, Минстроя края ФИО11, изучив письменные возражения Правительства Хабаровского края, Минстроя края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационного представления и административного дела не усматривается.
Пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, семейное и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя определяются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищным кодексом РФ (статья 109.1)
На территории Хабаровского края отношения по реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Хабаровского края, на обеспечение жилыми помещениями регулируются Законом Хабаровского края от 10 декабря 2012 года N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае".
Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 31 декабря 2017 N775-р "О мероприятиях по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае на 2018 - 2022 годы" утверждён "План мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае на 2018-2022 годы".
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции сослались на положения Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Хабаровского края от 10 декабря 2012 года N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае", установили, что МЖКХ края и Минстроем края в 2018 году достигнуты показатели плана, заключено 65 мировых соглашений, а также обеспечено жилыми помещениями 329 детей-сирот; в 2019 году заключено 64 мировых соглашения, показатель плана не достигнут на 1 единицу, обеспечено жилыми помещениями 272 детей-сирот; в 2020 году заключено 19 мировых соглашений (текущий год не окончен), обеспечено жилыми помещениями 17 детей-сирот. Кроме того, в связи с внесёнными изменениями в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, не позволяющими с 2019 года осуществлять массовое строительство жилья для детей-сирот в населённых пунктах численностью более 10000 человек, в том числе путём участия в долевом строительстве, а так в связи с признанием многочисленных аукционов на участие в долевом строительстве несостоявшимися в связи с отсутствием заявок, МЖКХ края разработан проект закона Хабаровского края "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым предусмотрена возможность предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в случае и в порядке, установленном статьёй 5.1 настоящего закона.
При указанных обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии незаконного бездействия административных ответчиков по исполнению возложенных федеральным законодательством полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Суды указали, что невыполнение плановых показателей, предусмотренных распоряжением Губернатора Хабаровского края от 31 декабря 2017 года N 775-р "О мероприятиях по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае на 2018-2022 годы", не может расцениваться как бездействие, при наличии объективных причин препятствующих их достижению.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационном представлении и.о. прокурора Хабаровского края не представлено.
Кодексом административного судопроизводства РФ закреплено, что решение суда должно быть законным и обоснованным; суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, принимает решение по заявленным административным истцом требованиям (части 1 и 2 статьи 176, часть 1 статьи 178).
Решение суда должно служить средством эффективной защиты нарушенного права и, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется, поскольку исполнение судебного решения, по смыслу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты (постановления от 15 января 2002 года N 1-П, от 14 мая 2003 года N 8-П, от 14 июля 2005 года N 8-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, от 14 мая 2012 года N 11-П, от 10 марта 2016 года N 7-П, от 9 июля 2020 года N 34-П).
В тоже время, ни в административном исковом заявлении, ни в кассационном представлении прокурором не заявлены требования о возложении на административных ответчиков обязанности по выполнению конкретных действий в целях восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационного представления.
Разрешая данный административный спор, суды правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационного представления, аналогичны позиции и доводам представителя прокуратуры Хабаровского края в судах первой и апелляционной инстанции, а несогласие прокурора с оценкой судами первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 16 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 марта 2021 года оставить без изменения, кассационное представление и.о. прокурора Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.