Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в председательствующего Мызниковой Н.В., и судей Дегтеревой О.В., Климовой С.В.
при помощнике судьи Казаковой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В. гражданское дело по апелляционным жалобам *** на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 23 декабря 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований *** к Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании права на назначение пенсии за выслугу лет, назначении досрочной пенсии по старости, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
УСТАНОВИЛА:
*** обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ), в редакции уточненного иска в порядке ст.39 ГПК РФ, в котором просил суд признать за ним право на назначение пенсии за выслугу лет по п. "а" ст. 13, 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", п.п. "д" п. 3 Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, на основании того, что его выслуга в льготном исчислении составляет более 20 лет, а именно 34 года 02 месяца 14 дней;
обязать МВД РФ зачесть в выслугу в льготном исчислении согласно "а" статьи 13, 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, положениям постановления Совета Министров СССР от 23 августа 1974 г. N 662 "Об организациях межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся", период общественно-полезной деятельности обучения в учебно-производственном комбинате средней школы N 47 г. Мурманска в качестве ученика средней школы 01 год 04 месяца 12 дней;
обязать зачесть в общий трудовой стаж в порядке Постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12, которым утвержден Перечень районов Крайнего севера и местностей, приравненных к районам Крайнего севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц работающих в этих районах и местностях, среди которых указаны районы Крайнего севера - Мурманская область, который был введен до вступления в законную силу п. "б" ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, период в Техническом училище N 16 г. Мурманска по специальности судовой моторист 08 месяцев 03 дня в льготном исчислении с учетом коэффициента 1, 5 с 30.09.1983 - 01.06.1984 (08 месяцев 03 дней х 1, 5 = 01 год 0 месяцев 03 дня); и по п. "а" ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 период работы в ПО "Мурманрыбпром" в рамках производственной практики от ТУ N 16 г. Мурманск в льготном исчислении с учетом коэффициента 1, 5 период с 17.05.1984 по 23.05.1984 (7 дней х 1, 5= 10дней);
о бязать зачесть в льготную выслугу в порядке пункта 109 действовавшего в период службы истца в Советской Армии Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, п. "а" ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, и статьях 10, 11, 12, 29 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" зачесть его период службы в армии по призыву в общий трудовой стаж с коэффициентом 2 с 26 мая 1984 г. по 13 мая 1986 г.; который в льготном исчислении с коэффициентом 2 составит 3 года 11 месяцев 06 день;
обязать зачесть в общий трудовой стаж в порядке п. "б" ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, период обучения истца на подготовительном отделении в Мурманском Высшем Инженерном Морском Училище (МВИМУ) г. Мурманск с 30.05.1986 по 14.07.1986 в льготном исчислении с учетом коэффициента 1, 5, что составит 2 месяца 09 дней;
обязать зачесть в общий трудовой стаж в порядке положений Постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12, которым утвержден Перечень районов Крайнего севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, период его работы в ПО "Мурманрыбпром" в льготном исчислении с учетом коэффициента 1, 5, что составит 10 лет 03 месяца 12 дней;
о бязать в льготную выслугу в порядке абзаца 8 пп. "г" п. 3 и абзаца 9 пп. "г" п.3 Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, п. "а" ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, период его службы в Управлении по организованной преступности при УВД по Мурманской области с 16.08.1993 по 31.08.1998 с учетом коэффициента 3 (служба в отряде быстрого реагирования (коэффициент 1, 5) и служба в районе Крайнего Севера (коэффициент 1, 5), что составит 15 лет 01 месяцев 16 дней и в порядке п. "а" ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, период службы в зоне боевых действий в льготном исчислении - 45 суток с коэффициентом 3 (зона боевых действий) и коэффициент 1, 5 (командировка из района Крайнего Север), что составит 06 месяцев 19 дней;
о бязать МВД РФ зачесть в льготную выслугу в порядке п. "а" ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 прохождение службы в Московском институте МВД России в качестве научного сотрудника и преподавателя с 22.08.200 по 15.03.2002, с 15.03.2002 по 26.08.2002 в льготном исчислении как 02 года 07 месяцев 15 дней; и период работы преподавателя с 26.08.2002 по 06.11.2003 в льготном исчислении 01 год 06 месяцев 18 дней; а также прохождение службы в Академии управления МВД РФ в период с 06.11.2003 по 25.10.2004 в календарном исчислении 0 лет 11месяцев 19 дней; период прохождения службы на военных сборах 25 дней в 1987 году в военной части N 53144 в льготном исчислении 50 дней; период обучения в Мурманском педагогическом институте до поступления на службу в милицию период с 01.09.1990 по 16.08.1993 (до даты поступления на службу в милицию), 02 года 02 месяца 17 дней.
о бязать МВД РФ назначить *** пенсию за выслугу лет по п. "а" и "б" ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 23.10.2004 года, расчет пенсии произвести как ветерану боевых действий согласно п. "г" ст.45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, повысив ее на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, а также на 16 процентов расчетного размера пенсии, в связи с награждением медалью за "За отличие в охране общественного порядка" в связи с участием в контртеррористической операции в Чеченской Республике; рассчитать и выплатить истцу денежное довольствие согласно ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в размере 72, 23 процентов, включая последующие годы с учетом северного льготного стажа у *** на дату увольнения 25.10.2004 года - 37 лет 11 месяцев 13 дней. Кроме того, истцом заявлены требования о расчете и выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск за 2004 год по п. 52, 53 Приказа МВД РФ от 30 сентября 1999 г. N 750 "Об утверждения положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел", выдаче расчета выслуги лет и стажа для начислении пенсии, взыскании компенсации морального вреда связанного с нарушением ответчиком прав истца.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 16.08.1993 по 25.10.2004 он проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, н а момент увольнения календарная выслуга истца составляла 13 лет 01 месяц 26 дней, в льготном исчислении 15 лет 10 месяцев 12 дней, в связи с чем в назначении пенсии отказано. Однако при назначении пенсии и определении ее размера ему не были учтены периоды его службы в льготном исчислении для назначения пенсии за выслугу лет, что повлекло к отказу в назначении досрочной пенсии по выслуге лет, не выплачена компенсация за неиспользованный отпуск, полный расчет при увольнении в части выплаты денежного довольствия ответчиком с истцом произведен не был.
Истец в судебное заседание явился, на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме.
Представители ответчика по доверенности Ищенко У.С, Зык О.В. в суде возражали против заявленных исковых требований по доводам письменного отзыва на иск, в том числе по требованиям о расчете и выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск в 2004 г. ссылались на пропуск срок для обращения в суд с иском.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционных жалоб просит ***
Проверив материалы дела, выслушав истца ***, возражения представителя ответчика по доверенности Ищенко У.С, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I).
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более;
б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Исходя из буквального толкования статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, право сотрудников органов внутренних дел на назначение пенсии за выслугу лет определяется на момент их увольнения из органов внутренних дел.
Для возникновения права на пенсию за выслугу лет с учетом общего трудового стажа на основании пункта "б" части 1 статьи 13 Закона необходимо одновременное наличие ряда обязательных условий, при отсутствии хотя бы одного из которых пенсия не назначается. Такое право предоставлено лицам: уволенным со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями; достигшим на день увольнения 45-летнего возраста; имеющим на день увольнения общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет служба (военная, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и прокуратуры).
Из анализа указанных норм следует, что пенсия за выслугу лет может быть назначена и лицам, не имеющим на день увольнения полной выслуги лет, но при наличии у них не менее 25 календарных лет общего трудового стажа, из которых не менее 12 лет и шести месяцев должна составлять военная служба и (или) служба в правоохранительных органах. При этом законодатель установилдополнительные условия ее назначения: достижение на день увольнения 45-летнего возраста, а также увольнение со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, состоянием здоровья или организационно-штатными мероприятиями (пункт "б" части первой статьи 13).
Таким образом, если в первом случае пенсия за выслугу лет назначается лишь за специфическую деятельность, каковой является военная служба и служба в органах внутренних дел, предопределяющая специальный правовой статус военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, то во втором случае она назначается на льготных условиях, поскольку в выслугу лет военной службы допускается включение периодов любой работы. Введение законодателем дополнительных требований для назначения пенсии за выслугу лет на более льготных условиях (с учетом общего трудового стажа) не может рассматриваться как ограничение, влекущее нарушение равенства прав граждан перед законом и умаление права на получение пенсии за выслугу лет (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 72-0, от 20 марта 2008 N 199-0-0).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что *** проходил службу органах внутренних дел с 16.08.1993 по 25.10.2004.
Согласно послужного списка и трудовой книжке *** с 26.05.1984 по 13.05.1986 проходил действительную военную службу на должностях сержантского состава (военный билет НЛ N 3874158); ч 16.08.1993 по 05.11.1995 проходил службу в должности оперуполномоченного специального отдела быстрого реагирования Управления по организованной преступности при УВД по Мурманской области; с 05.11.1995 по 20.12.1995 находился в командировке в Чеченской Республике; с 20.12.1995 по 19.09.1996 проходил службу в должности оперуполномоченного специального отдела быстрого реагирования Управления по организованной преступности при УВД по Мурманской области; с 19.09.1996 по 01.09.1998 проходил службу в должности оперуполномоченного 3-го боевого отделения 5-го специального отдела быстрого реагирования УОП при УМВД Мурманской области; с 01.09.1998 по 22.08.2000 проходил службу в должности слушателя Московского института МВД России; с 22.08.2000 по 15.03.2002 проходил службу в должности научного сотрудника 2 отдела научно-исследовательской лаборатории Московского института МВД России; с 15.03.2002 по 26.08.2002 проходил службу в должности преподавателя кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского института МВД России; с 26.08.2002 по 06.11.2003 проходил службу в должности преподавателя кафедры административного права Московского университета МВД России; с 06.11.2003 по 25.10.2004 проходил службу в должности научного сотрудника отделения разработки новых информационных технологий научно-исследовательского отдела НЦИПУ ОВД И ВВ Академии управления МВД России.
П риказом Академии управления МВД России от 22.10.2004 N 136 л/с истец был уволен из органов внутренних дел по пункту "а" части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. "О милиции" (по собственному желанию) с 25.10.2004, и на момент его увольнения календарная выслуга истца составляла - 13 лет 01 месяц 26 дней, в льготном исчислении - 15 лет 10 месяцев 12 дней. С расчетом выслуги лет истец ознакомлен при его увольнении и сведения о стаже службы внесены в трудовую книжку истца.
Принимая во внимание, что ***, *** года рождения был уволен с военной службы 25.10.2004, на момент увольнения не достиг предельного 45-летнего возраста и не имел требуемой продолжительности - 25 календарных лет и более общего трудового стажа, у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований о назначении ему пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1.
Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941(далее по тексту - Порядок).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Порядка в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один месяц службы за один и одну треть месяца в подразделениях по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и в качестве следователей этих органов, расследующих дела по организованной преступности и коррупции, - с 15 ноября 1988 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Согласно подпункту "г" пункта 3 Порядка в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в отдаленных местностях Российской Федерации согласно Приложению N 1 (раздел II, с указанных в этом разделе сроков).
Пунктом 6 Порядка установлено, что при наличии двух и более оснований для зачета в выслугу лет на пенсию на льготных условиях одного и того же периода службы выслугу исчислять по одному основанию, дающему наибольшую льготу.
Разрешая требования истца о применении подпункта "д" пункта 3 Порядка и пункта "б" статьи 13 Закона с коэффициентом 3 к периодам службы в Управлении по организованной преступности при УВД по Мурманской области с 16.08.1993 по 01.09.1998, суд верно исходил из того, что при определении выслуги лет для назначения пенсии спорный период учтен с применением коэффициента 1, 5 на основании абзаца 1 раздела 2 приложения N 1 к Порядку, в связи с тем, что в отдаленные местности, в которых служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца, включена Мурманская область, с оответственно, период службы истца при определении выслуги лет для назначения пенсии в календарном исчислении составил 4 года 11 месяцев 0 дней, а в льготном исчислении с учетом коэффициента 1, 5 - 7 лет 4 месяца 16 дней, поэтому требования истца по исчислению службы в Мурманской области в льготном исчислении в размере 15 лет 01 месяц 16 дней противоречат пункту "б" статьи 13 Закона и пункту 6 указанного Порядка.
Также суд не нашел оснований для удовлетворения требований *** о зачете в порядке пункта "б" статьи 13 Закона периода службы в зоне боевых действий в календарном исчислении - 45 суток, в льготном исчислении с учетом коэффициента 3 (зона боевых действий) и коэффициент 1, 5 (командировка из района Крайнего Севера) - 06 месяцев 19 дней, поскольку по справке руководителя группы управления оперативного штаба МВД России от 20.12.1995 период нахождения истца в Чеченской Республике с 05.11.1995 по 20.12.1995 зачтен в выслугу лет в льготном исчислении с учетом коэффициента 3 (4 месяца 15 дней), однако требования истца о зачете в порядке пункта "б" статьи 13 Закона указанного периода в льготном исчислении удовлетворению не подлежал, вывод суда об отказе в иске названной части сделан правильно.
Согласно послужному списку истца с 22.08.2000 по 15.03.2002 - 1 год 6 месяцев 23 дня (в календарном исчислении) он проходил службу в должности научного сотрудника 2 отдела научно-исследовательской лаборатории Московского института МВД России и с 15.03.2002 по 26.08.2002 - 0 лет 5 месяцев 11 дней (в календарном исчислении) в должности преподавателя кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского института МВД России, с 26.08.2002 по 06.11.2003 - 1 год 2 месяца 10 дней (в календарном исчислении) проходил службу в должности преподавателя кафедры административного права Московского университета МВД России.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности зачета ответчиком спорного периода при определении выслуги лет для назначения пенсии в календарном исчислении 03 года 06 месяцев 22 дня, поскольку требований к льготному исчислению периода службы в Московском институте МВД России выше приведенным законодательством и Порядком исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий лицам, проходившим военную службу, установлен исчерпывающий перечень периодов срочной военной службы, подлежащих зачету в льготном исчислении, и доводы истца относительно спорного периода основаны на неправильном толковании закона и не влекут отмену решения в названной части.
В соответствии с пунктом 1 Порядка в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается время пребывания на военных сборах - не ранее чем с 1 марта 1993 г.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности зачета ответчиком спорного периода прохождения службы на военных сборах в военной части N 53144 в поселке Туманный Мурманской области 25 дней в 1987 году 25 дней в календарном исчислении, поскольку выше приведенным законодательством установлен исчерпывающий перечень периодов срочной военной службы, подлежащих зачету в льготном исчислении, а требования по иску признаны судом не основанных на законе верно.
В соответствии с положениями ст. 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в выслугу лет включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.
Относительно периода учебы в Учебно - производственном комбинате Средней школы N47 города Мурманска, период заявленный в иске включению в льготный стаж для назначения пенсии по выслуге лет не подлежал, поскольку названное УПК школы не является средним специализированным учреждением, основан для прохождения практики школьников и в названный стаж включен быть не может.
Также периоды обучения в Техническом училище N16 города Мурманска с 30.09.1983 по 03.09.1984 и производственной практики 7 дней, учтены истцу в календарном исчислении, поскольку при определении права на пенсию за выслугу лет по пункту "б" статьи 13 Закона в общий стаж включаются периоды работы и службы, в том числе и срочной службы в календарном исчислении, законность исчисления стажа истцу по указанному периоду, в суде опровергнута не была.
Периоды обучения в Мурманском педагогическом институте по заочной форме обучения с 01.09.1990 по 16.08.1993 к зачету в льготную выслугу лет не подлежали, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что при назначении пенсии по смешанному стажу период обучения в гражданском высшем учебном заведении не подлежит включению в стаж службы, правовых оснований с учетом включенных периодов службы истца ответчиком для назначении пенсии за выслугу лет и оспариваемых им периодов, у суда не имелось, в силу чего в удовлетворении исковых требований судом верно отказано.
Принимая во внимание, что истец не имеет необходимый срок общего трудового стажа не менее 25 лет, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, в том числе назначении пенсии с 25.10.2004г.
Вопреки доводам апелляционных жалоб истца, условия для назначения пенсии за выслугу лет в отношении *** у ответчика отсутствовали, поскольку он не был уволен со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, на день увольнения не достиг 45-летнего возраста, не имел общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, стаж службы правоохранительных органах составил 13 лет 1 месяц 25 дней.
Поскольку при рассмотрении дела судом в названной части не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционных жалоб истца не имеется.
Разрешая т ребования *** о расчете и выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск в 2004 году, учитывая заявление ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд, обоснованно руководствовался ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации и ст. 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривающей, что сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных частью 4 настоящей статьи, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу. Поскольку судом установлено, что о существовании приказа N136 от 22 октября 2004 года об увольнении из органов внутренних дел *** узнал еще в 2004 году, расчет при увольнении и трудовую книжку получил, суд правомерно применил последствия пропуска установленного законом срока для обращения с иском в суд, так как настоящее исковое заявление подано истцом 18 марта 2020 года, что в силу абз. 2 п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в иске. Доказательств, подтверждающих уважительность пропуска установленного законом срока истцом не представлено.
Доводы жалобы в части того, что суд неправомерно сослался на ст. 72 Федерального закона N342-ФЗ, судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в решении суда указан закон, примененный судом к данным правоотношениям, и процессуальные нормы, которыми руководствовался суд, что отвечает требованиям части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и является законным и обоснованным.
Отказывая в иске в части обязания МВД России выдать *** расчет выслуги лет и трудового стажа для начисления пенсии в соответствии с требованиями закона в виде его расчета выслуги лет на пенсию (Приложение N2 к приказу МВД России от 03.11.1993 N 480 (в ред. 19.04.1999) "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941", суд верно исходил из того, что требования по иску в названной части не основаны на законе.
Отказывая в исковых требованиях о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 151, 1099, 1100 ГК РФ, и пришел к выводу о том, что доводы истца о необходимости компенсации морального вреда не подпадают под действие ст. 1099 ГК РФ; он не привел каких-либо предусмотренных ст. ст. 151 и 1100 ГК РФ оснований и доказательств, свидетельствующих о действиях ответчиков, не предусмотренных действующим законодательством и не доказал их обоснованность, а также, что нравственные страдания и переживания он претерпел в связи с действиями именно ответчиков.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Доводы апелляционных жалоб о том, что суд неправильно применил нормы материального права и истолковал Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", к отмене решения не влекут, поскольку направлены на иное толкование норм закона, были предметом исследования суда, нарушений норм материального права судом, судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дело было рассмотрено районным судом с нарушением правил подсудности, поскольку данное дело непосредственно связано с государственной тайной, не состоятельны с учетом того, что в материалы дела документов с грифом секретности в отношении истца представлено ответчиком не было, сведения составляющие государственную тайну в суде не обозревались и не были предметом рассмотрения районного суда.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что доверенность на представителя ответчиков Ищенко У.С. недействительна и не соответствует положениям ст. ст. 53, 54 ГПК РФ, руководителем МВД России не подписывалась, с приложением заключением специалиста от 08.09.2021, не влечет отмену решения, поскольку ответчик не оспаривает правомерность подписания доверенности, и данные основания в рамках ст.330 ГПК РФ к отмене решения служить не могут.
Доводы жалоб истца о том, что суд неверно установилобстоятельства дела, неправильно применены нормы законодательства, отклонил ходатайства истца, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку суд правильно определилюридически значимые обстоятельства по делу, применил нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и разрешилспор на основании представленных сторонами доказательств, которым дана надлежащая оценка, при этом суд первой инстанции оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ст. 67 ГПК РФ). Несогласие истца с оценкой указанных доказательств не является основанием для отмены решения.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда первой инстанции, поскольку были предметом исследования и оценки суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов; доводы апелляционных жалоб не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке; нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных норм не установлено.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 23 декабря 2020 года - оставить без изменения, апелляционные жалобы *** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.