Московский городской суд в составе: судьи Михалевой Т.Д., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-2397/2021 по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве к местной религиозной организации мусульман "Алиф" о ликвидации, УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Москве (далее - Главное управление) обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о ликвидации религиозной организации - Местной религиозной организации мусульман "Алиф" (далее - Организация) и ее исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обосновании исковых требований, с учетом дополнений, административный истец ссылается на то, что отдельные положения Устава Организации противоречат законодательству Российской Федерации.
Так, в Уставе не содержится сведений о предмете ее деятельности, отсутствуют положения: о порядке избрания ревизионной комиссии Организации, в части определения лиц, из которых избирается указанный орган; о порядке принятия решений председателем Организации; об отношениях между Организацией и лицами, входящими в состав ее органов, и ее должностными лицами, предусмотренными уставом Организации (возмездная или безвозмездная основа). Пункт 5.1 Устава Организации содержит общие положения законодательства Российской Федерации о создании религиозных организаций, а не отражает особенности создания непосредственно самой Организации; статьей 5 Устава предусмотрено "членство".
Кроме того, Организация использует в печати, а также на своих сопроводительных письмах символику, описание которой не содержится в ее Уставе.
Согласно пункту 1.1. Устава Организация является религиозным объединением мусульман в составе и под каноническим управлением ЦРО ДУМ РФ, образована в целях совместного исповедания и распространения Ислама, совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучения религии и религиозного воспитания своих последователей. В соответствии с пунктом 1.3. Устава Организация осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом ЦРО ДУМ РФ, а также уставом Организации. Вместе с тем согласно представленному Организацией в ходе проверки документам от 29.10.2018 исх. N 662-ДМ она входит в структуру и находится под каноническим управлением Централизованной религиозной организации "Духовное управление мусульман адрес".
Таким образом, Устав Организации содержит недостоверные сведения о централизованной религиозной организации, в структуру которой входит Организация.
Протоколы Совета Организации от 19.02.2020, от 15.08.2019, от 15.02.2019 оформлены ненадлежащим образом, поскольку не содержат обязательных сведений, таких как, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня
и сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.
Также, не обладая специальным правовым статусом, Организация на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности осуществляет образовательную деятельность посредством реализации образовательных программ, что в свою очередь противоречит целям создания религиозной организации.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ 16.03.2020 Департаментом образования адрес Организации выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, лицензирование которой осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования за N 040707, данная информация также размещена
на официальном сайте Рособрнадзора (https://data.mos.ru/opendata/ 7719028495-reestr-litsenziy-na-obrazovatelnuyu-deyatelnost-vydannyh-organami-ispolnitelnoy-vlasti).
Однако каждую пятницу под видом образовательной деятельности в здании проводится пятничная молитва. В здании собирается большое количество людей от 300 - 400 человек разного возраста, исповедующих ислам. Данные публичные мероприятия на территории адрес в период с 01.01.2018 по 30.09.2020 с Департаментом региональной безопасности и противодействия коррупции адрес не согласовывались и проведение коллективных и пятничных молитв во всех мечетях и молельных домах на территории адрес приостановлено до снятия режима ограничений Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Также административный истец ссылается на неисполнение в полном объеме Организацией обязанности в установленный срок предоставить документы, необходимые для проведения проверки, в связи с чем Главным управлением
в отношении Организации составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4.1 и статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и вынесены постановления Мирового судьи судебного участка
N 264 адрес из которых следует, что Организация признана виновной
в совершении административного правонарушения, предусмотренного статье 19.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения и за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере сумма. По состоянию на 16.08.2021 в Главное управление не поступила информация об уплате административного штрафа. Имеются нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, о свободе совести и о религиозных объединениях, отсутствие Организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
Помимо прочего, согласно представленному договору аренды между Организацией и НОУ ВО "Институтом управления права" для уставных целей административному ответчику предоставлены нежилые помещения по адресу: 109559, Москва, адрес, общей площадью 705, 3 кв. адрес аренды: с 01.08.2020 по 30.06.2021. В соответствии с вышеуказанным договором, арендодателем выступает Институт в лице ректора фио Приговором Савеловского районного суда адрес от 18.03.2019 фио признан виновным в совершении преступления, предусмотренным части 1 статьи 170.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно в фальсификации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, то есть в предоставлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об учредителях (участниках) юридического лица, направленных на приобретение права на чужое имущество. Вместе с решением Арбитражного суда адрес от 29.05.2020, Устав Института, утвержденный в 2015 году и договор купли-продажи имущества б/н от 28.01.2015, признаны судом недействительными. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020 решение Арбитражного суда адрес оставлено без изменения.
На основании изложенного, как указывается в иске, невозможно установить правомерность использования Организацией помещений по адресу адрес, для беспрепятственного проведения в них в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 125-ФЗ богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.
Также в дополнении административный истец ссылается на то, что на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу (fedsfm.ru/documents/terrorists-catalog-portal-act) в перечне физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму числится Эжаев фио. В нарушение требований вышеназванного закона, согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.10.2021, одним из учредителей Организации является Эжаев фио.
В судебное заседание представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве явился, исковые требования с учетом уточнения поддержал и просил их удовлетворить.
Представители административного ответчика местной религиозной организации мусульман "Алиф" - фио и фио в судебном заседании возражали против заявленных требований, указывая, что 13 октября 2021 года Местной религиозной организации мусульман "Алиф" были поданы документы в Главное управление Министерства юстиции Росси по адрес для ликвидации, с в связи с чем, просили производство по делу прекратить на основании добровольной подачи ими документов о ликвидации. Кроме того, не согласились с административным исковым заявлением по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представители заинтересованных лиц Управления ФСБ адрес и адрес по доверенности фио, фио и Департамента науки и образования в адрес - фио, поддержали позицию представителя административного истца Главного управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Москве, просили требования удовлетворить. Представители заинтересованных лиц Люблинской межрайонной прокуратуры
адрес Люблино адрес; Центра противодействию экстремизму ГУ МВД России по Москве; Регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по Москве в адрес, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд выслушав представителей явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно пункту 1 статьи 8, статьей 8.1 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм. и доп, вступ. в силу с 03.10.2021) установлен ряд требований к образованию религиозной организации, порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм. и доп, вступ. в силу с 03.10.2021) предусмотрено, что религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 19 этого же Закона централизованные религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать духовные образовательные организации для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций посредством реализации образовательных программ на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, которые подлежат регистрации в качестве религиозных организаций.
Кроме того, положениями пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.
В соответствии с положениями части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ на общественное объединение возложен ряд обязанностей, в том числе обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.
Из пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" следует, что не может быть учредителем (участником, членом) религиозной организации лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Таким образом, неоднократные или грубые нарушения норм Конституции Российской Федерации, Федерального закона N 125-ФЗ и иных федеральных законов, а также систематическое осуществление религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям) являются основаниями для ее ликвидации (пункт 1 статьи 14 Федерального закона N 125-ФЗ, пункт 3 статьи 61 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ, ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
Согласно положений статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ, основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности является, в том числе, нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Правом обращения в суд с заявлением о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения обладает прокурор соответствующего субъекта Российской Федерации, а также соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации.
Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.
Поскольку ГУ Минюста России по Москве, действующее на основании Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 03.03.2014 г. N 25, является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего деятельность в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, и им была осуществлена государственная регистрация местной религиозной организации мусульман "Алиф" и выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации (л.д. 14), - оно в силу положений части третьей статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ, части 1 статьи 262 КАС РФ является надлежащим административным истцом по настоящему делу.
Из материалов дела следует, что местная религиозная организация мусульман "Алиф" была зарегистрирована ГУ Минюста России по Москве и запись о ее создании внесена в ЕГРЮЛ 15.01.2006 г. (Том 1 л.д. 30).
Согласно п.п. 1.1, 1.4, 1.8, 2.1 Устава местная религиозная организация мусульман адрес "Алиф", является религиозным объединением мусульман в составе и под каноническим управлением Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Российской Федерации (ЦРО ДУМ РФ). Организация в своей деятельности подотчетна ЦРО ДУМ РФ. Целью создания Организации является совместное исповедание и распространение Ислама. Местонахождение руководящего органа организации определено по адресу: адрес. Однако в свидетельстве о государственной регистрации некоммерческой организации указан адрес: адрес (Том 1 л.д. 30, 32).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 38 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ, орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что при проведении административным истцом федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческой организации, предусмотренного абзацем 3 пункта 5 статьи 25 Федерального закона N 125-ФЗ, статей 10, 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", подпунктов "в" и "ж" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", требования прокуратуры адрес от 08.10.2020 исх. N 27-11-2020/10220, распоряжения Главного управления от 23.10.2020 N 8689 с учетом изменений, внесенных распоряжениями от 06.11.2020 N 8968 и 10.11.2020 N 9062, в период с 09.11.2020 по 04.12.2020 в отношении Организации проведена внеплановая выездная проверка за период ее деятельности с 01.01.2018 по 30.09.2020.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки деятельности Организации выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации, а также осуществление деятельности, противоречащей уставным целям Организации.
В нарушение пункта 9 статьи 8 Федерального закона N 125-ФЗ Организация не представила в Главное управление сведения об изменении ее адреса (места нахождения). Так, уведомление о проведении проверки с копией распоряжения от 23.10.2020 N 8689 направлено 27.10.2020 по адресу Организации, указанному в ЕГРЮЛ: Москва, адрес, заказным почтовым отправлением за исх. N 77/03-55654 (Том 1 л.д. 59-62, 66-69, 74-76).
Согласно отчету Почты России об отслеживании почтового отправления, указанное уведомление прибыло в место вручения 31.10.2020, однако по состоянию на 09.11.2020, не получено в связи с неудачной попыткой вручения.
При этом в Главное управление неоднократно поступили обращения граждан, из которых следует, что Организация фактически осуществляет свою деятельность по адресу: Москва, адрес. С учетом поступившей информации, в распоряжение Главного управления от 23.10.2020 N 8689 внесено изменение в сведения об адресе фактического места осуществления Организаций деятельности за N 9062, в соответствии с которым, Комиссии необходимо выехать по адресу фактического осуществления деятельности Ответчика 13.11.2020.
10.11.2020 в адрес Организации исх. N 77/03-58742 и 77/03-58751 направлено уведомление и документы с приложением копий распоряжений Главного управления с информацией о выезде Комиссии по адресу ее фактического места нахождения адрес, Москва, 109559 (почтовый идентификатор 11721853003364
и 11799750724798 соответственно).
Кроме того, вышеуказанные документы (уведомления с приложением копий распоряжений Главного управления) направлены на адрес электронной почты (hujiahmed@mail.ru), сведения о которой имеются в материалах регистрационного (учетного) дела Организации.
В соответствии с указанными материалами, адресом (местом нахождения) постоянно действующего руководящего органа - Совета Организации, является: 109382, Москва, адрес, однако в ходе выезда по адресу, указанному в ЕГРЮЛ (109382, Москва, адрес) установлено, что Организация отсутствует по адресу.
По указанному адресу находится Частное учреждение - образовательная организация высшего образования Московский исламский институт (далее - Учреждение), что подтверждается информацией, полученной от ректора и начальника административно-хозяйственного отдела Учреждения, в соответствии с которой, Организация по адресу, указанному в ЕГРЮЛ отсутствует, и деятельность не осуществляет.
Пунктом 3 статьи 54 ГК РФ установлено, что в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридическим лицом значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Согласно информации, содержащейся в материалах регистрационного (учетного) дела, Организация осуществляет свою деятельность в составе Централизованной религиозной организации Духовного управления мусульман адрес (далее - ЦРО ДУМ Москвы), под ее каноническим управлением, согласно письму ЦРО ДУМ Москвы от 29.10.2018 N 662-ДМ и располагается по адресу: адрес, что не оспаривалось в ходе рассмотрения данного дела. Также факт осуществления деятельности Организации по указанному адресу подтверждается информацией из многочисленных обращений граждан.
Кроме того, Организация на бланках указывает недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) - 109382, Москва, адрес, поскольку, для проведения проверки представлены копии договоров аренды от 31.07.2020 N 13/20, от 29.08.2019 N 08/19, от 01.10.2018 N 1/2018, согласно которым, Негосударственное образовательное учреждение высшего образования "Институт управления и права"
(далее - Институт) передает, а Организация принимает за плату
во временное владение и пользование, нежилые помещения для осуществления уставной деятельности, расположенные в здании по адресу: адрес.
Таким образом, Организация не исполняет обязанность, возложенную на нее пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N 125-ФЗ, и предоставляет в Главное управление, а также неопределенному кругу лиц, недостоверные сведения о своем местонахождении (вх. N 11260 от 25.02.2020).
Доводы представителей административного ответчика о том, что Организацией неоднократно подавалась заявления об изменении адреса своего местонахождения, однако, в удовлетворении заявлений было отказано, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательств, подтверждающих незаконность полученных отказов суду не представлено, данные отказы в изменении адреса не административным ответчиком не обжалованы.
Также судом установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 125-ФЗ Устав Организации, утвержденный Общим собранием Организации 05.06.2018, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: в нарушение требований пункта 2 статьи 123.27 ГК РФ Устав Организации не содержит сведений о предмете ее деятельности; в нарушение пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 125-ФЗ пункт 5.1 Устава Организации содержит общие положения законодательства Российской Федерации о создании религиозных организаций, а не отражает особенности создания непосредственно самой Организации; в нарушение пункта 1 статьи 65.1 ГК РФ статьей 5 Устава в Организации предусмотрено "членство"; в нарушение пунктов 1 и 4 статьи 53, пункта 2 статьи 123.27 ГК РФ, а также пункта 8.1 статьи 8 Федерального закона N125-ФЗ в Уставе Организации отсутствуют положения: о порядке избрания Ревизионной комиссии Организации, в части определения лиц, из которых избирается указанный орган; о порядке принятия решений Председателем Организации; об отношениях между Организацией и лицами, входящими в состав ее органов, и ее должностными лицами, предусмотренными уставом Организации (возмездная или безвозмездная основа); в нарушение пункта 5 статьи 3 Федерального закона
N 7-ФЗ Организация использует в печати, а также
на письмах Организации от 13.11.2020 исх. N 1, N 2, N 3, сопроводительном письме к материалам проверки (б/д и б/N) символику, описание которой не содержится в ее Уставе.
Кроме того, согласно пункту 1.1. Устава Организация является религиозным объединением мусульман в составе и под каноническим управлением ЦРО ДУМ РФ, образована в целях совместного исповедания и распространения Ислама, совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучения религии
и религиозного воспитания своих последователей.
В соответствии с пунктом 1.3. Устава Организация осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом ЦРО ДУМ РФ, а также уставом Организации.
Вместе с тем, согласно представленному Организацией в ходе проверки подтверждению от 29.10.2018 исх. N662-ДМ она входит в структуру и находится под каноническим управлением Централизованной религиозной организации "Духовное управление мусульман адрес".
Таким образом, Устав Организации содержит также недостоверные сведения о централизованной религиозной организации, в структуру которой входит Организация.
В нарушение пункта 1 статьи 8, пункта 1 статьи 10 и статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ, не обладая специальным правовым статусом, Организация на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности осуществляет образовательную деятельность посредством реализации образовательных программ, что в свою очередь противоречит целям создания религиозной организации, предусмотренным пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 125-ФЗ, и целям деятельности, предусмотренным пунктом 2.1 Устава Организации.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ 16.03.2020 Департаментом образования адрес Организации выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, лицензирование которой осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации
в сфере образования за N 040707, данная информация также размещена
на официальном сайте Рособрнадзора (https://data.mos.ru/opendata/ 7719028495-reestr-litsenziy-na-obrazovatelnuyu-deyatelnost-vydannyh-organami-ispolnitelnoy-vlasti).
Осуществление образовательной деятельности также подтверждается актом приема передачи помещения от 01.08.2020 (приложение N 6
к договору аренды N 13/20 от 31.07.2020), согласно пункту 4 которого, арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование: 16 парт, 34 стула, 2 стола для преподавания, 3 ученических доски, 1 экран проекторный, 1 трибуна и т.д.
Доводы представителей административного ответчика о том, что Организация не осуществляет образовательную деятельность, объективными доказательствами не подтверждены, изложенные выше доказательства в ходе рассмотрения дела не опровергнуты.
В нарушение требований пункта 4 статьи 181.2 ГК РФ Протоколы Совета Организации от 19.02.2020, от 15.08.2019, от 15.02.2019 оформлены не надлежащим образом, поскольку не содержат обязательных сведений, таких как, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня и сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.
Кроме того, из материалов дела следует, что Организацией нарушались положения, предусмотренные пунктом 12.1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности". Так, жители многоквартирных домов, расположенных на территории, прилегающей к месту нахождения Организации по адресу: Москва, адрес, неоднократно обращались с жалобами в государственные органы (Прокуратуру адрес, ГУ МВД РФ по Москве, Главе управы Люблино, Главное управление, Президенту РФ), о том, что "... каждую пятницу под видом образовательной деятельности в здании проводится пятничная молитва.
В здании собирается большое количество людей разного возраста исповедующих ислам, каждый раз собираются от 300 - 400 человек. Они заполняют территорию около здания, мешают проходу людей, движению автотранспорта, ходят по газонам, ведут себя агрессивно, что вызывает обоснованное возмущение жителей близлежащих домов, поскольку именно в это время из школы домой возвращаются их дети"
(вх. N О-2243 от 30.10.2020).
Информация о количестве прихожан Организации и о сложившихся трудностях, доставляемых жителям близкорасположенных домов и домовых территорий, находит свое подтверждение множественными письмами в адрес Главного управления (жалобы на Институт содержат жалобы на Организацию), а также по результатам Актов осмотров помещений, осуществленных по фактическому месту осуществления Организации N 1 и N 2 от 13.11.2020 (составленных Комиссией при выезде 13.11.2020), расположенных по адресу: адрес (от 25.06.2020 вх.NО-1169/20 и N О-1170/20, от 30.10.2020 N О-2243/20), в том числе, письмами из адрес Люблино адрес от 23.11.2020 исх. N 01-04-1632/0.
Указанная в обращениях граждан информация также подтверждается в письме Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по адрес от 23.11.2020 исх. N 84/8940.
Факты нарушения санитарных норм Организацией, подтверждаются объяснениями Председателя Организации фио от 19.11.2020, из которых следует, что на пятничную молитву приходят 300 человек, однако актом о выдаче санитарно- гигиенических средств от 13.11.2020 прихожанам представлено 150 масок и сумма перчаток. В ходе выезда Комиссией 13.11.2020 также установлено, что в помещениях Организации одновременно присутствовало от 300 до 400 человек.
Кроме того, согласно письму Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции адрес от 18.11.2020 исх. N 21-19-6042/20 Организация не согласовывала публичные мероприятия на территории адрес в период с 01.01.2018 по 30.09.2020.
В нарушение статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ, пункта 13 распоряжения Главного управления 23.10.2020 N 8689
и распоряжения N 9062, Организацией, в срок установленный уведомлениями от 27.10.2020 исх.N77/03-55654 и от 10.11.2020 исх. N 77/03-58751, документы, необходимые для проведения проверки не представлены.
13.11.2020 Комиссией осуществлен выезд по адресу: Москва, адрес, в ходе которого, в присутствии Председателя Организации фио и присутствующих лиц, проведен осмотр помещений, используемых в деятельности Организации.
По результатам осмотра составлены акты от 13.11.2020 (N 1 и N 2), с Председателя Организации фио взяты объяснения, согласно которым, Организация обязалась предоставить для проведения проверки документы, не позднее 18.11.2020.
Организация 23.11.2020 представила в Главное управление часть запрашиваемых документов для проведения проверки.
Информация о выявленных нарушениях в части пожарной безопасности (10 пунктов) и составлении административных протоколов подтверждается ответом 3 регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по адрес от 19.11.2020 исх. N 1035-25-7-11.
Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона
от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" не может быть учредителем (участником, членом) религиозной организации лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". На сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу (fedsfm.ru/documents/terrorists-catalog-portal-act) в перечне физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности
к экстремистской деятельности или терроризму числится Эжаев фио. В нарушение требований вышеназванного закона, согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.10.2021, одним из учредителей Организации является Эжаев фио.
В судебном заседании представителями административного ответчика подтверждено, что действительно Эжаев фио является одним из учредителей местной религиозной организации мусульман "Алиф".
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком были допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, по своему характеру и их последствиям являются достаточными для удовлетворения требований рассматриваемого административного иска, и подтверждаются допустимыми доказательствами. Каких-либо мер по устранению указанных нарушений до обращения возбуждения данного административного дела административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах требование о ликвидации организации в качестве меры, направленной на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов, признается судом обоснованным, а административный иск - подлежащим удовлетворению.
Исходя из положений ст. 63 ГК адрес адрес закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 21 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", настоящее решение является основанием для исключения сведений о местной религиозной организации мусульман "Алиф", ОГРН 1027739799350 из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве удовлетворить.
Ликвидировать местную религиозную организацию мусульман "Алиф", ОГРН 1067799017131.
Настоящее решение является основанием для исключения местной религиозной организации мусульман "Алиф", ОГРН 1067799017131 из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 24 ноября 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.