Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ** А.В., действующей в интересах АО "Почта России" на постановление судьи Чертановского районного суда Москвы от 14 июля 2020 года, которым АО "Почта России" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ** тысяч) рублей, УСТАНОВИЛ:
25 августа 2020 года главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в ВАО г. Москвы ** Э.Х. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении АО "Почта России".
Дело направлено в Чертановский районный суд г. Москвы, постановлением которого АО "Почта России" признано виновным по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ** рублей.
Не согласившись с данным постановлением судьи, защитником АО "Почта России" была подана жлоба, в которой указывается о недоказанности совершенного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ** А.В, оснований для отмены постановления судьи не усматриваю.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г..No52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон No52-ФЗ) установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 ФедеральногозаконаNo52-ФЗ). Согласно части 1 статьи 29 указанного закона предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (ч. 3 ст. 29 ФедеральногозаконаNo52-ФЗ). 30 января 2020 г..комитетом по чрезвычайным ситуациям ВОЗ вспышка новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV признана чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющего международное значение.
Как усматривается из материалов дела, АО "Почта России" АО "Почта России" совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, т.е. допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, при следующих обстоятельствах: согласно протокола об административном правонарушении от 08.06.2020г. N ** 22 мая 2020 г. в 15 час.00 мин. по адресу: г. Москва, ** на основании поступившего от потребителя обращения вх.N ** 05.05.2020г, содержащего сведения о нарушениях со стороны АО "Почта России" требований действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в период введения на территории Москвы режима повышенной готовности, был проведен осмотр и составлен Протокол N ** об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 22.05.2020г.
Было обнаружено не проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения среди населения города Москвы новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а именно:
- в помещениях ОПС отсутствует оборудование по обеззараживанию воздуха (бактерицидный облучатель - рециркулятор), таким образом, не проводятся мероприятия по уничтожению болезнетворных микроорганизмов (возбудителей инфекционных заболеваний), передающихся воздушно-капельным путем, что не исключает возможность распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, среди персонала и посетителей (предписание заместителем Главного государственного санитарного врача по г. Москве "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" от 21.02.20).;
- отсутствуют бесконтактные термометры для измерения температуры тела сотрудников (в наличии имеется один ртутный градусник на весь персонал);
- журнал регистрации измерения температуры тела работников начат 20.05.2020, однако нарушена кратность (1 раз в 4 часа) регистрации температуры тела сотрудников. Имеются записи измерения температуры работников с кратностью один раз в день;
- отсутствует журнал ведения опроса и осмотра на признаки респираторных заболеваний и состояния здоровья работников;
- журнал учета получения, расхода дезинфицирующих средств и проведения дезинфекционных работ на объекте присутствует, однако согласно журналу уборка проводится один раз в день с применением "доместоса" и хлорки. Таким образом, нет документального подтверждения кратности (каждые 2-4 часа) уборки всех поверхностей, таких как дверные ручки, выключатели, поручни, кассовые бесконтактные аппараты и пр, а также кратности (3 раза в день) уборки и дезинфекции туалетов (пол, санитарно-техническое оборудование, вентили кранов, спуск бочков унитазов и пр.). Определить расход дезинфицирующих средств, согласно представленному журналу, а также учет получения и количество наличия дезинфицирующих средств, не представляется возможным;
- акты очистки и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха силами специализированной организации не реже 1 раза в месяц представлено не было (очистки и дезинфекция с момента установки кондиционеров ни разу не проводилась). На момент проверки кондиционер был выключен;
- отсутствует журнал, информация и документация о проведении исследований на предмет наличия новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в организации (ОПС 171403) в отношении не менее 10% работников ОПС;
- уборочный инвентарь присутствует, однако документарного подтверждения проведения дезинфекции уборочного инвентаря не представлено;
- документарного подтверждения проведения дезинфекции здания и помещений специализированной организацией предоставлено не было;
- в связи с выявлением случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией среди сотрудников организации (ОПС 117403) не представлены акты заключительной дезинфекции проведенной силами специализированной организации дезинфекционного профиля, заключительная дезинфекция проводилась силами сотрудников ОПС 117403.
Указанные недостатки являются нарушением ст. ст. 11, 24, 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999г. N52-ФЗ, Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020г. N2 "О дополнительных мерах по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 31.01.2020 N3 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", п.п. 1.2, 1.3, 8.3, 9.1. 9.8, 9.9. СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", п.п. 2.1, 2.6, 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".
Факт совершения административного правонарушения и виновность АО "Почта России" в его совершении подтверждается доказательствами: - протоколом об административном правонарушении от 08.06.2020г. N 32717/ЮЛ;
- протоколом об осмотре принадлежащих АО "Почта России" помещений по адресу: г. Москва, ** от 22.05.2020г.;
- фотоматериалом;
- выпиской ЕГРЮЛ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины АО "Почта России" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Согласиться с доводом о том, что на момент выявления правонарушения указанные требования содержались только в методических рекомендациях разработанных для организации профилактики и не носят обязательный характер, несостоятельны.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 15 (далее - СП 3.1.3597-20), мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, является, в том числе:
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств.
С целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях (СП 3.1.359720).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 12 марта 2020 г. No 1 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV в городе Москве" в связи с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г.No52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предписано обеспечить проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в организациях и на объектах, расположенных на территории города Москвы, с 12 марта 2020 г. до особого распоряжения. На руководителей организаций, учреждений и предприятий города Москвы независимо от организационно-правовой формы, индивидуальным предпринимателям разделом 5 данного Постановления возложена обязанность обеспечить:
5.1. Ежедневную термометрию сотрудников, недопущение присутствия в организованном коллективе сотрудников с признаками ОРВИ.
5.2. Соблюдение температурного режима, режима проветривания; проведение текущей дезинфекции в помещениях.
5.3. Использование для обеззараживания воздуха на объектах бактерицидных облучателей (рециркуляторов) закрытого типа.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 ноября 2013 г.No 63 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций" (вместе с "СП 3.1.2.3117-13... "), которое зарегистрировано в Минюсте России 04 апреля 2014 г. 31831). Согласно п. 1.2 вышеназванных Правил СП 3.1.2.3117-13 санитарные правила устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями.
В соответствии с п. 1.3 указанных Правил СП 3.1.2.3117-13 соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц.
Пункт 8.3 Правил СП 3.1.2.3117-13 гласит, что руководителями организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта), должны приниматься меры по проведению специфической профилактики гриппа и неспецифической профилактики ОРВИ.
Пунктом 9.1 Правил СП 3.1.2.3117-13 предусмотрено, что в период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями реализуются санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по разработанным и утвержденным региональным планам профилактических и противоэпидемических мероприятий по борьбе с гриппом и ОРВИ в субъектах Российской Федерации. Руководителями организаций и предприятий принимаются меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (предприятия торговли, сферы обслуживания, общественного транспорта пункт 9.8 Правила СП 3.1.2.3117-13).
В соответствии с п. 9.9 Правил СП 3.1.2.3117-13 организациями обеспечивается: выполнение мероприятий плана по профилактике гриппа и ОРВИ.
Обоснованность привлечения АО "Почта России" к административной ответственности никаких сомнений не вызывает.
Доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность постановления судьи районного суда.
Административное наказание назначено пределах санкции ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ. При назначении наказания, суд учел обстоятельства по делу, в том числе характер правонарушения, финансовое положение юридического лица.
Оснований для отмены или изменения постановления судьи не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи судьи Чертановского районного суда Москвы от 14 июля 2020 года, которым АО "Почта России" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу -без удовлетворения.
Судья Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.