Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Грицкова В.Д. на постановление судьи Мещанского районного суда адрес от 09 июля 2020 года, которым генеральный директор ОАО "Даев Плаза" Грицков ... признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнут административном наказанию в виде административного штрафа в размере сумма, установил:
22 апреля 2020 года главным инспектором УКОН по адрес Госинспекции по недвижимости адрес в отношении генерального директора ОАО "Даев Плаза" Грицкова... составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Мещанский районный суд адрес, судьёй которого 09 июля 2020 года вынесено приведённое выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд указанное постановление судьи районного суда обжалует Грицков В.Д. по доводам поданной жалобы, в которой ссылается в том числе на то, что заявитель не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку он является генеральным директором ОАО "Даев Плаза", которому на праве собственности принадлежит здание бизнес-центра по адресу: адрес,.., 14 января 2003 года переданное на основании договора аренды во временное владение и пользование ООО "Даев Плаза", которое и осуществляет в нем свою деятельность, связанную с совместным пребыванием граждан; также не учтено решение судьи Московского городского суда от 20 октября 2020 года, которым постановление судьи Мещанского районного суда от 02 июля 2020 года в отношении ОАО "Даев Плаза" по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ по тем же обстоятельствам отменено, производство прекращено на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено обжалуемое постановление.
В судебном заседании Московского городского суда Грицков В.Д. в полном объеме поддержал изложенные в поданной жалобе доводы, настаивал на их удовлетворении, представив в материалы дела дополнительные доказательства владения нежилым зданием бизнес-центра по указанному выше адресу в юридически значимый период времени - 17 апреля 2020 года ООО "Даев Плаза".
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения заявителя, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи районного суда не имеется, ввиду следующего.
Часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до сумма прописью; на должностных лиц - от десяти тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании пп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N417, в соответствии с пп. "б" п. 3, пп. "в", "г" п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пп. "б" ч. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" указано на то, что высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 года N42-УМ) в связи с угрозой распространения в адрес новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), и на основании пункта 1 которого, на территории адрес введён режим повышенной готовности.
Также пунктами 12.1 и 12.2 данного Указа установлено, что граждане обязаны соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1, 5 метров (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по заказу, легковым такси; органы власти, организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обязаны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Данная правовая позиция также изложена в ответе на вопрос N17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на адрес новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N1, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года.
В соответствии с пунктом 18 части 5 и частью 6.4 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 975-р; должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года N 975-р был утвержден Перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Такой перечень также определен Указом Мэра Москвы от 04 апреля 2020 года N 40-УМ "Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в адрес", пунктами 1.5, 1.5.3, 1.5.5 которого определено, что составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями требований в части обеспечения соблюдения требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в которых не осуществляется торговая деятельность; в части обеспечения соблюдения требований к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей при посещении гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность в сфере промышленности, таких организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется должностными лицами Госинспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости адрес.
Признавая генерального директора ОАО "Даев Плаза" Грицкова В.Д. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, и подвергая его административному наказанию, судья районного суда исходила из того, что в ходе проведения 17 апреля 2020 года главным инспектором Госинспекции по недвижимости адрес на основании поручения заместителя начальника Госинспекиции по недвижимости планового рейдового обследования территории по адресу: адрес, Даев переулок, д. 20, где в здании бизнес-центра осуществляет свою деятельность, не связанную с торговлей, ОАО "Даев Плаза" выявлено, что в нарушение требований пункта 12.2 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", генеральным директором данного общества Грицковым В.Д. не обеспечено соблюдение работниками и посетителями социального дистанцирования, в том числе, путем нанесения специальной разметки, что не позволяет соблюдать дистанцию друг от друга не менее 1, 5 метров.
Данные обстоятельства судья районного суда сочла бесспорно установленными представленными в материалы дела доказательствами, совокупность которых явилась достаточной для квалификации действий должностного лица общества по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, такие выводы судьи районного суда признать законными нельзя, поскольку они сделаны без исследования и установления всех обстоятельств рассматриваемого дела.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По смыслу ст. 26.1 КоАП РФ, к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
По правилам части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении, на что также указано и в пункте 18 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Статьей 26.11 КоАП РФ определено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 КоАП РФ о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела, в том числе из выписок ЕГРЮЛ в отношении ОАО "Даев Плаза", основным видом деятельности которого является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, и в отношении ООО "Даев Плаза", генеральным директором которого является фио, из свидетельств о государственной регистрации юридического лица ОАО "Даев Плаза" и о постановке его на налоговый учет, о государственной регистрации права собственности ОАО "Даев Плаза" на основании договора купли-продажи от 26 декабря 2002 года с ООО "Руснефть" нежилого здания по адресу: адрес, Даев переулок, д. 20, из заключенного 14 января 2003 года между арендодателем ОАО "Даев Плаза" и арендатором ООО "Даев Плаза" договора аренды N... с дополнительными соглашениями к нему, в соответствии с условиями которого арендодатель во временное владение и пользование передал арендатору нежилое здание по адресу: адрес, Даев переулок, д. 20, общей площадью 13 053, 8 кв.м, а тот принял на себя обязательства самостоятельно организовать охрану и обеспечить безопасность здания, производить своими силами и за свой счет текущий и капитальный ремонт, сдавать в субаренду без получения на то дополнительного письменного согласия арендодателя, из выписок операций по лицевому счету ОАО "Даев Плаза" и платежных поручений NN.., свидетельствующих о перечислениях ООО "Даев Плаза" денежных средств на расчетный счет ОАО "Даев Плаза", открытый в ПАО Сбербанке адрес, в счет оплаты ежемесячной аренды нежилого помещения по договору аренды от 14 января 2003 года N.., нарушение требований пункта 12.2 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", выразившегося в необеспечении соблюдения работниками и посетителями социального дистанцирования в нежилом здании по адресу: адрес, Даев переулок, д. 20, вменено генеральному директору ОАО "Даев Плаза", являющегося собственником указанного нежилого здания, 14 января 2003 года, и передавшего его во
временное владение и пользование ООО "Даев Плаза" на основании договора аренды N.., условия которого арендатором реально исполняются до настоящего времени.
С учетом изложенного, ОАО "Даев Плаза" по состоянию на момент проведения обследования нежилого здания бизнес - центра по вышеназванному адресу - 17 апреля 2020 года не использовало его для осуществления в нем своей деятельности, связанной с пребыванием граждан, в связи с чем на генерального директора данного общества не могла быть возложена обязанность по обеспечению соблюдения социального дистанцирования в данном здании, в связи с чем вывод судьи районного суда о доказанности вины генерального директора ОАО "Даев Плаза" Грицкова В.Д. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, нельзя признать законным и обоснованным.
Также следует отметить, что решением судьи Московского городского суда от 20 октября 2020 года постановление судьи Мещанского районного суда от 02 июля 2020 года в отношении ОАО "Даев Плаза" по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ по тем же обстоятельствам отменено, производство прекращено на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено обжалуемое постановление.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При установленных обстоятельствах, обжалуемое постановление судьи районного суда подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Мещанского районного суда адрес от 09 июля 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.2.6.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ОАО "Даев Плаза" Грицкова... отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.