Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника адрес "Рено Россия" по доверенности фио на постановление судьи Люблинского районного суда адрес от ... года, которым адрес "Рено Россия" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма, установил:
02 декабря 2020 года заместителем начальника отдела надзора за условиями труда и радиационной безопасностью Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес в отношении адрес "Рено Россия" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Люблинский районный суд адрес, судьёй которого... года вынесено приведённое выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд защитник общества обжалует указанное постановление судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, вина общества во вменяемом ему административном правонарушении не доказана; при рассмотрении настоящего дела не учтен п.8.3 СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", в соответствии с которым, меры по проведению специфической профилактики гриппа и специфической профилактики ОРВИ должны приниматься руководителями организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта), тогда как общество по общероссийскому классификатору... осуществляет производство автотранспортных средств, в его штате отсутствуют работники торговли; указание в ЕГРЮЛ в качестве дополнительного вида деятельности торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, в специализированных магазинах... и розничная торговля прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, прочая.., не означает, что общество фактически осуществляет указанные виды деятельности; в пункте 5 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2020 года N20 "О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (Covid-19) в эпидемическом сезоне 2020-2021 годов" указано на то, что данные меры носят рекомендательный характер, тогда как Управление Роспотребнадзора по адрес обязало общество провести не мероприятия по организации проведения профилактических прививок против гриппа сотрудникам, а обязало фактически осуществить вакцинацию профилактических прививок против гриппа не менее... своим сотрудникам; деятельность адрес "Рено Россия" - производство автотранспортных средств не включена в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными
болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N825, в связи с чем работников, не прошедших профилактическую вакцинацию не вправе не допускать до исполнения своих трудовых обязанностей; выводы должностного лица Роспотребнадзора и судьи районного суда нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель адрес "Рено Россия", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности фио, в полном объеме поддержавшей изложенные в жалобе доводы, настаивавшей на их удовлетворении.
Проверив материалы дела, изучив доводы указанной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, имеются основания для отмены обжалуемого постановления судьи районного суда, ввиду следующего.
Часть 1 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до сумма прописью; на должностных лиц - от пятисот до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Административная ответственность по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, которые влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 11 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ч. 1 ст. 29 вышеназванного Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года N52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны адрес, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона.
На основании ст. 35 того же Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ, профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 ноября 2013 года N63 утверждены Санитарные правила 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", которые устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями, и в соответствии с п.п.1.2, 1.3. которого, санитарные правила устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями; соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц.
Пунктом 8.3 тех же Санитарных правил 3.1.2.3117-13 определено, что руководителями организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта), должны приниматься меры по проведению специфической профилактики гриппа и неспецифической профилактики ОРВИ.
В соответствии с п.п. 9.1, 9.8, 9.9 вышеназванных Санитарных правил 3.1.2.3117-13, в период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями реализуются санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по разработанным и утвержденным региональным планам профилактических и противоэпидемических мероприятий по борьбе с гриппом и ОРВИ в субъектах Российской Федерации; руководителями организаций и предприятий принимаются меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (предприятия торговли, сферы обслуживания, общественного транспорта). Организациями обеспечивается проведение комплекса работ по недопущению переохлаждения лиц, работающих на открытом воздухе в зимний период, выполнение мероприятий плана по профилактике гриппа и ОРВИ.
В порядке п. 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 декабря 2013 года N65, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны адрес, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно п.п.2.6, 4.3 указанных выше СП 3.1/3.2.3146-13, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью; при эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
По смыслу положений ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, на адрес действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Признавая адрес "Рено Россия" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, и подвергая административному наказанию, судья районного суда исходил из того, что в 09.00 час. 03 ноября 2020 года в ходе проведения анализа информации о ходе вакцинации против гриппа сотрудников адрес "Рено Россия", одним из дополнительных видов деятельности которого является розничная торговля автотранспортными средствами, в соответствии с предписанием заместителя главного государственного санитарного врача по адрес от 23 октября 2020 года о проведении профилактической вакцинации против гриппа сотрудников адрес "Рено Россия" с достижением не менее 7... лиц из группы риска.
Факт совершения адрес "Рено Россия" указанного административного правонарушения и его вину судья районного суда счел установленными представленными в материалы дела доказательствам, в том числе, протоколом об административном правонарушении от...
Вместе с тем, с такими выводами судьи районного суда согласиться не представляется возможным, поскольку они сделаны без установления всех существенных обстоятельств по настоящему делу.
Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.ч.1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, предметом доказывания по делу являются обстоятельства совершения административного правонарушения, изложенные в протоколе об административном правонарушении, обязанность доказывания указанных обстоятельств возложена, в том числе и на судью, рассматривающего дело об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении, на что также указано и в п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении; в целях проверки достоверности и допустимости имеющихся в деле доказательств судья вправе истребовать и исследовать дополнительные доказательства.
По смыслу указанных положений, оцениваемых в контексте положений ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в адрес, 04 ноября 1950 года), гарантирующей каждому право на справедливое судебное разбирательство, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, в том числе жалобу на постановление по такому делу, должен соблюдать принцип непосредственного исследования доказательств.
Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 КоАП РФ о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Пунктом 1.3 СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций" установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц.
При этом, в пункте 8.3 СП 3.1.2.3117-13 предусмотрено, что руководителями организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта), должны приниматься меры по проведению специфической профилактики гриппа и неспецифической профилактики ОРВИ.
Таким образом, данной нормой предусмотрен исчерпывающий перечень профессий, подлежащих обязательной вакцинации, это работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта.
Также Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N825 определен Перечень работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение работникам профилактических прививок.
Кроме того, согласно Приказу от 14 сентября 2020 года N967н "О внесении изменений в приложение N1 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 года N125 "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям", в национальном календаре профилактических прививок вакцинации против гриппа подлежат взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных организаций, коммунальной сферы и сферы предоставления услуг).
В рамках рассматриваемого дела стороной защиты в материалы дела представлены штатное расписание адрес "Рено Россия" на период с 01 января 2020 года, должностные инструкции менеджера по развитию корпоративных продаж, регионального менеджера по работе с корпоративными клиентами на международных рынках и РФ, менеджера по работе с ключевыми клиентами, менеджера по корпоративным продажам и сервисным услугам, справку о перечне всех договоров поставки запасных частей и аксессуаров, имеющихся между адрес "Рено Россия" и его официальными оптовыми партнерами по закупке запасных частей и аксессуаров по состоянию на 01 июля 2021 года с приложением к ним договоров поставки, в том числе с ООО "Ф.А.Логистик", фио, адрес,... и адрес "Рено Россия" при урегулировании обращенных к дилеру претензий, из которых с очевидностью усматривается, что розничную торговлю автотранспортными средствами, связанную с совместным пребыванием граждан, скоплением посетителей торгового объекта, общество не ведет, лица, перечисленные в пункте 8.3 СП 3.1.2.3117-13, в штате общества отсутствуют, деятельность в области производства автотранспортных средств в вышеназванном в Перечне работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение работникам профилактических прививок, не включена, доказательств обратного не представлено.
Ссылки должностного лица административного органа на выписку из ЕГРЮЛ, в соответствии с которой общество также вправе осуществлять в качестве дополнительного вида деятельности розничную торговлю прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, в специализированных магазинах... и торговлю розничную прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, прочую.., само по себе не свидетельствует о том, что работники общества безусловно подпадают под требования пункта 8.3 СП 3.1.2.3117-13, с учетом того, что юридические лица, в том числе в форме обществ с ограниченной ответственностью, вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, при этом данные виды деятельности подлежат указанию в Уставе общества, вместе с тем, основным видом деятельности адрес "Рено Россия" по общероссийскому классификатору... является производство автотранспортных средств, в штате общества отсутствуют работники торговли, факт осуществления заявителем приведенных выше видов деятельности, работники которых подпадают под пункт 8.3 СП 3.1.2.3117-13, что требует обязательного проведения профилактических прививок, какими-либо доказательствами не подтвержден.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях, в том числе, вправе отказаться от профилактических прививок.
Пунктом 2 статьи 11 того же Федерального закона от 17 сентября 1998 года N157-ФЗ определено, что профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и граждан, признанных недееспособными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2020 года N20 "О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020 - 2021 годов", вступившего в силу 09 августа 2020 года, предусмотрен перечень мероприятий, направленных на профилактику вирусных заболеваний, реализация которых адресована руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе, вакцинация населения против гриппа с охватом не менее 60% численности населения субъекта Российской Федерации, лиц, относящихся к группам риска, в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, утвержденным Приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N125 - не менее.., и пунктом 5.6 которого руководителям организаций также рекомендовано обеспечить иммунизацию работников против гриппа.
Аналогичные положения содержит выданное ЗА марка автомобиля Россия" предписание заместителя главного государственного санитарного врача по адрес от 23 октября 2020 года об организации проведения в обществе вакцинации против гриппа сотрудников с достижением 75 % охвата ко 02 ноября 2020 года.
Учитывая изложенное, тот факт, что в пункте 8.3 СП 3.1.2.3117-13 содержится исчерпывающий перечень профессий, подлежащих обязательной вакцинации, а именно: работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта, виды деятельности, перечисленные в указанном пункте санитарных правил виды деятельности на момент проверки обществом не осуществлялись, работники, перечисленные в нем, в штате общества отсутствовали, также как и не имелось работников, которые включены в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N825, руководители организаций осуществляют организационные действия по проведению профилактических прививок против гриппа сотрудникам в соответствии с действующими нормативными правовыми документами, обеспечение руководителями организаций иммунизации работников против гриппа носит рекомендательный характер, при этом граждане имеют право отказаться от профилактических прививок, нарушения требований СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других респираторных вирусных инфекций", СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2020 года N20, адрес "Рено Россия" допущено не было, в связи с чем в действиях данного общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление судьи Люблинского районного суда адрес от... года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу в отношении адрес "Рено Россия" - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30. 9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу защитника по доверенности фио удовлетворить.
Постановление судьи Люблинского районного суда адрес от... года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении адрес "Рено Россия" отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.