Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей: Павленка С.В, Ярмонова Р.В.
при помощнике судьи Давлетовой Т.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-196/2021 по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 14 апреля 2021 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N старшего лейтенанта Ловыгина Сергея Алексеевича об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации (далее - МО РФ) и федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с неначислением инвестиционного дохода на его именной накопительный счет (далее - ИНС) участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи Ярмонова Р.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Ловыгин с 16 декабря 2005 года проходил военную службу по контракту на различных воинских должностях и с 16 декабря 2008 года состоял в реестре участников НИС.
27 мая 2008 года административный истец был уволен с военной службы в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе, с 4 июля 2009 года исключен из списков личного состава воинской части, а 24 августа 2020 года исключен из указанного реестра с 4 июля 2009 года без права использования накоплений для жилищного обеспечения.
В последующем, 17 января 2014 года, Ловыгин вновь поступил на военную службу по контракту, однако, несмотря на то, что с указанной даты у него возникло право на включение в реестр участников НИС в обязательном порядке, в указанный реестр он был включен только 5 октября 2020 года с датой основания включения в реестр - 17 января 2014 года. В связи с этим размер инвестиционного дохода, подлежащий учету на его именном накопительном счете, отличается от дохода военнослужащих, включенных в реестр в январе 2014 года.
Полагая свои права нарушенными, Ловыгин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- обязать руководителя ФГКУ "Росвоенипотека" учесть на его ИНС не полученный доход от инвестирования накоплений за период с 17 января 2014 года по 31 декабря 2020 года в размере дохода от инвестирования накоплений за период с 16 декабря 2008 года по 4 июля 2009 года с размером накопительных взносов за период с 17 января 2014 года по 31 декабря 2020 года за вычетом размера фактически начисленного дохода от инвестирования накоплений за период с 17 января 2014 года по 31 декабря 2020 года;
- обязать названного руководителя определить ему величину недополученного дохода от инвестирования за период с 1 января 2021 года по настоящее время, который мог бы быть получен от инвестирования суммы дохода, определенного за период с 17 января 2014 года по 31 декабря 2020 года и учесть его на ИНС;
- взыскать с МО РФ в его пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб. и расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" руб.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил частично. Суд признал незаконными действия должностных лиц МО РФ, связанные с несвоевременным включением Ловыгина в реестр участников НИС, обязал ФГКУ "Росвоенипотека" учесть на его ИНС доход от инвестирования накоплений за период с 17 января 2014 года по 1 января 2021 года в размере "данные изъяты" за счет средств распределяемого инвестиционного дохода, а также взыскал с МО РФ в пользу административного истца судебные расходы в сумме "данные изъяты" руб. В удовлетворении административного иска в остальной части гарнизонным военным судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель МО РФ, выражая несогласие с принятым судебным постановлением, просит его отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы, приводя положения ст. 3 и 5 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" и п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655 (далее - Постановление), указывают на то, что размер инвестиционного дохода, учитываемого на ИНС участников НИС, зависит от суммы накопительных взносов, учитываемых на ИНС, сроков их инвестирования и доходности в конкретный период, а поскольку положенные Ловыгину накопления были учтены на его ИНС после его открытия 30 октября 2020 года, то законных оснований для начисления дохода от их инвестирования до этого времени не имеется.
Обращает внимание на то, что доказательств, подтверждающих необходимость взыскания с МО РФ судебных расходов, материалы административного дела не содержат, а Ловыгин в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" имел право обратиться за юридической помощью на безвозмездной основе.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
При этом согласно ч. 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников:
- учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета;
- доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
В соответствии с ч. 4 - 6 ст. 5 Закона учёт накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на именном накопительном счете участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта.
Учёт доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В порядке реализации ст. 7 Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года N 800 в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано ФГКУ "Росвоенипотека".
В силу подп. "в" п. 5, п. 6, 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, именной накопительный счёт включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается с даты закрытия счета.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При внесении изменений в ИНС производится перерасчёт размера накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на этом счёте.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на именных накопительных счетах участников НИС с учётом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на ИНС, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
В расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный ч. 2 ст. 15 Закона.
Как видно из материалов дела, Ловыгин, заключивший первый контракт о прохождении военной службы 16 декабря 2005 года, 16 декабря 2008 года был включен в реестр участников НИС, а в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья исключен из указанного реестра с 4 июля 2009 года без права использования накоплений для жилищного обеспечения. В последующем 17 января 2014 года он вновь поступил на военную службу по контракту.
Таким образом, как верно установилсуд первой инстанции, административный истец в силу п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона относится к участникам НИС, для которых основанием включения в реестр участников НИС является заключение нового контракта о прохождении военной службы, после поступления в добровольном порядке на военную службу из запаса.
При таких данных является правильным вывод гарнизонного военного суда о том, что Ловыгин подлежал включению в реестр участников НИС 17 января 2014 года.
Однако административный истец в указанный реестр был включён только 5 октября 2020 года, а его ИНС открыт 30 октября того же года на основании сведений о включении его в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения 17 января 2014 года, в связи с чем накопительные взносы, которые должны были поступить на этот ИНС из федерального бюджета, в доверительное управление своевременно не передавались, а поэтому доходы от их инвестирования получены не были.
По делу установлено, что только после открытия ИНС накопления Ловыгина стали учитываться ФГКУ "Росвоенипотека" с учётом доходов от их инвестирования с 1 ноября 2020 года, которые составили лишь "данные изъяты" в то время как согласно п. 109 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на 1 января 2021 года) сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в январе 2014 года, на 1 января 2021 года должна составлять "данные изъяты"
При этом после открытия ИНС Ловыгина ФГКУ "Росвоенипотека" восстановило на ИНС накопления для жилищного обеспечения, учтенные на дату исключения административного истца из реестра участников НИС в июле 2009 года в размере "данные изъяты"
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, разрешая административный иск в пределах заявленных требований, пришёл к правильному выводу о том, что в связи с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС по вине должностных лиц МО РФ, накопления на его ИНС необоснованно ФГКУ "Росвоенипотека" учло в меньшем размере, а именно - без учёта доходов от их инвестирования, которые могли быть учтены на ИНС Ловыгина после даты возникновения у него основания для включения в реестр участников НИС и по 1 января 2021 года, а также накоплений учтенных на ИНС в июле 2009 года, в размере "данные изъяты" руб, что, вопреки ошибочному мнению автора апелляционной жалобы, является нарушением права административного истца, гарантированного ему п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны состоятельными и повлечь отмену решения суда первой инстанции.
Что же касается ссылки в апелляционной жалобе на то, что административный истец мог воспользоваться правом на бесплатную юридическую помощь, предоставляемую на основании Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", то она также является несостоятельной, поскольку предусмотренное Федеральным законом получение бесплатной юридической помощи является правом стороны, а не ее обязанностью, и не лишает административного истца права воспользоваться услугами представителя на возмездных условиях.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 14 апреля 2021 года по административному исковому заявлению Ловыгина Сергея Алексеевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 июля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.