г. Нижний Новгород
16 ноября 2021 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Ходус Ю.А, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Тимоханова А.Н. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по частной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области на определение Самарского областного суда от 24 августа 2021 года о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Тимоханов А.Н. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равной их рыночной стоимости.
Решением Самарского областного суда от 4 февраля 2020 года административное исковое заявление Тимоханова А.Н. удовлетворено.
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 апреля 2021 года решение Самарского областного суда от 4 февраля 2020 года оставлено без изменения.
Административный истец обратился в Самарский областной суд с заявлением о возмещении судебных расходов, связанных с рассмотрением данного административного дела, а именно, расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 рублей.
Определением Самарского областного суда от 24 августа 2021 года заявление Тимоханова А.Н. о взыскании судебных расходов удовлетворено частично.
С федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу Тимоханова А.Н. взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявления Тимоханова А.Н. отказано.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее также ФГБУ "ФКП Росреестра") подало частную жалобу, в которой просило определение суда от 24 августа 2021 года отменить, принять по делу новое определение о взыскании судебных расходов с Правительства Самарской области.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы частных жалоб, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 КАС РФ).
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (статья 103 КАС РФ).
К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами; расходы на оплату услуг представителей, а также другие признанные судом необходимыми расходы (статья 106 КАС РФ).
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ (статья 111 КАС РФ).
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (статья 112 КАС РФ).
В пунктах 11, 12, 13, 21, 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1) разъяснено, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 3, 45 КАС РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (статья 112 КАС РФ). Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
Положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статья 111 КАС РФ) не подлежат применению при разрешении: требования, подлежащего рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, за исключением требований о взыскании обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 111 КАС РФ).
После принятия итогового судебного акта по делу лицо, участвующее в деле, вправе обратиться в суд с заявлением по вопросу о судебных издержках, понесенных в связи с рассмотрением дела, о возмещении которых не было заявлено при его рассмотрении. Такой вопрос разрешается судом в судебном заседании по правилам, предусмотренным статьей 154 КАС РФ. По результатам его разрешения выносится определение. При рассмотрении заявления по вопросу о судебных издержках суд разрешает также вопросы о распределении судебных издержек, связанных с рассмотрением данного заявления.
Судом установлено, что административный истец является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: "адрес": нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N; нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, "данные изъяты" N; нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, "данные изъяты" N; нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N; нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N; нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N; нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N; нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N; нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N; нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N; нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N; нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N; нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N, которые поставлены на кадастровый учет 22 сентября 2020 года.
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области в актах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 22 сентября 2020 года установлена кадастровая стоимость указанных нежилых помещений с кадастровыми номерами: N в размере 453 707, 19 руб.; N в размере 373 303, 39 руб.; N в размере 436 477, 80 руб.; N в размере 419 248, 42 руб.; N в размере 402 019, руб.; N в размере 499 652, 22 руб.; N в размере 327 358, 35 руб.; N в размере 356 074 руб.; N в размере 367 560, 26 руб.; N в размере 315 872, 10 руб.; N в размере 172 293, 87 руб.; N в размере 172 293, 87 руб, N в размере 1 177 341, 45 руб.
Не согласившись с такими результатами определения кадастровой стоимости нежилых помещений административный истец обратился в Самарский областной суд с требованиями об установлении кадастровой стоимости спорных нежилых помещений равной их рыночной стоимости.
Вступившим в законную силу решением Самарского областного суда от 4 февраля 2020 года постановлено: требования Тимоханова А.Н. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, взыскании судебных расходов удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N, адрес: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 22 сентября 2020 года в размере 79 383, 15 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N, адрес: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 22 сентября 2020 года в размере 65 315, 25 руб.;
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N, адрес: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 22 сентября 2020 года в размере 76 368, 60 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N, адрес: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 73 354, 05 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N, адрес: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 70 339, 50 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N, адрес: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 87 421, 95 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N, адрес: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 57 276, 45 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N, адрес: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 62 300, 70 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N, адрес: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 64 310, 40 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N, адрес: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 55 266, 75 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N, адрес: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 30 145, 50 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N, адрес: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 30 145, 50 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью N кв. м, подвал N, адрес: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 205 994, 25 руб.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу Тимоханова А.Н. в счет возврата уплаченной государственной пошлины 3 900 руб, расходы по оценке объектов недвижимости в размере 23 000 руб, почтовые расходы в размере 950 руб, а всего 27 850 руб.
Из материалов дела следует, что для реализации своего права на судебную защиту административный истец ДД.ММ.ГГГГ заключил договор возмездного оказания юридических услуг N с ФИО10
В соответствии с положениями пункта 4.1 договора стоимость услуг составила 50 000 рублей, которая была оплачена Тимохановым А.Н. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приходным кассовым ордером N, актом о выполненных юридических услугах от ДД.ММ.ГГГГ.
Частично удовлетворяя заявление административного истца о взыскании судебных расходов, суд первой инстанции исходил из того, что органом, утвердившим кадастровую стоимость спорных объектов капитального строительства по состоянию на 22 сентября 2020 года является ФГБУ "ФКП Росреестра", что установлено решением Самарского областного суда от 4 февраля 2020 года, в связи с чем суд пришел к выводу, что понесенные административным истцом судебные расходы следует взыскать с данного органа.
Суд апелляционной инстанции, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что понесенные административным истцом судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра".
Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 разъяснено, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав административного истца административным ответчиком.
Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. При удовлетворении требований об установлении в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости. Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу; при этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Известные судебной практике возможности взыскания с соответствующего органа судебных расходов в случае недостоверности предоставленных им сведений об объекте оценки не покрывают все варианты затрагивающих права граждан и организаций ошибок в кадастровой деятельности, которые могут возникать, в частности, при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
При решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года N 20-П положения статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1, 2 и 3), 46 (части 1 и 2), 53, 55 (часть 3) и 57, в той мере, в какой этими положениями - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - при отсутствии возражений ответчика, административного ответчика на требования истца, административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье исковое заявление, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом, даже в тех случаях, когда: ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость данного объекта настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, и (или) понесенные этим лицом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи иска, административного иска.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость указанных объектов капитального строительства установлена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области в актах определения кадастровой стоимости от 22 сентября 2020 года существенно превышает их кадастровую стоимость, определенной на ту же дату.
Таким образом, ранее определенная кадастровая стоимость указанных объектов капитального строительства настолько превышает кадастровую стоимость, установленную судом в размере их рыночной стоимости, что это свидетельствует о наличии ошибок, допущенных при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретным объектам недвижимости, которые повлекли нарушение прав административного истца.
Такое отличие кадастровой стоимости от рыночной стоимости объектов капитального строительства уже само по себе лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований, и не требует представления в материалы дела дополнительных доказательств отступления от правил кадастровой оценки объектов капитального строительства.
Разрешая вопрос о надлежащем административном ответчике, на которого, применительно к обстоятельствам настоящего дела, должно быть возложено несение судебных расходов, суд первой инстанции правильно определил, что судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра".
В частной жалобе административный ответчик указал, что судебные расходы должны взыскиваться с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а именно с Правительства Самарской области, а не с ФГБУ "ФКП Росреестра", акт определения кадастровой стоимости земельных участков не аналогичен документу, которым утверждены результаты государственной массовой кадастровой оценки.
Указанные доводы частной жалобы суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку в соответствии с пунктом 1.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года N 113, в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных земельных участков и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельных участков, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости таких земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222.
Согласно пункту 1.4 указанных методических рекомендаций результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который утверждается руководителем соответствующего отдела или филиала ФГБУ "ФКП Росреестра".
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функции по государственной кадастровой оценке.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года N П/210 ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Таким образом, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости осуществляет ФГБУ "ФКП Росреестра".
Применительно к таким объектам недвижимости именно ФГБУ "ФКП Росреестра" является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, и, как следствие, надлежащим административным ответчиком по административным делам об установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной, на которого должна быть возложена обязанность по возмещению понесенных по делу судебных расходов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, определяя кадастровую стоимость спорных объектов капитального строительства, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области применил удельные показатели кадастровой стоимости, утвержденные постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года N118, результаты определения кадастровой стоимости данного объекта недвижимости утверждены актом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, в связи с чем суд первой инстанции правомерно взыскал судебные расходы с ФГБУ "ФКП Росреестра", как с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Иных доводов, способных повлечь отмену оспариваемого судебного акта, частная жалоба не содержит.
Таким образом, обжалуемое определение вынесено с соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение Самарского областного суда от 24 августа 2021 года оставить без изменения, частную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через Самарский областной суд.
Судья Ю.А. Ходус
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.