Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Матвейкиной Н.Ю, на решение Красногорского городского суда Московской области от 23 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 23 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Матвейкиной Н.Ю,, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, к администрации городского округа Красногорск Московской области, Управлению образования администрации городского округа Красногорск Московской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Матвейкина Н.Ю, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непредоставлении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в группе полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения, возложить обязанность на администрацию городского округа Красногорск Московской области рассмотреть вопрос предоставления места в группе полного дня ФИО1 в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, закрепленном за ее местом проживания в р.п. Нахабино, в 2020/2021 учебном году.
В обоснование заявленных требований указала, что 25 февраля 2019 года обратилась в Управление образования администрации городского округа Красногорск Московской области с заявлением о постановке на учет дочери Матвейкиной К.А. для получения места в дошкольном образовательном учреждении. Приоритетной образовательной организацией выбраны МБДОУ N 41, N 13 (корпус 1) и N 13 (корпус 2). Согласно данным электронного учета, очередь ребенка на зачисление в дошкольное образовательное учреждение не подошла, место не предоставлено, мест в других садах не предлагалось.
На ее обращения Управлением образования администрации городского округа Красногорск Московской области дан ответ от 26 января 2021 года, в котором предложено встать на учет в иные детские сады, что, как полагает административный истец, не гарантирует получение места в детском саду ребенком и не учитывает территориальную доступность образовательных организаций.
Считает, что административные ответчики не исполнили своих обязанностей и не приняли мер по обеспечению несовершеннолетней ФИО1 местом в дошкольном образовательном учреждении, несмотря на то, что ребенок достиг требуемого возраста, был поставлен в очередь на предоставление места по письменному обращению.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 23 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 23 июня 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 23 сентября 2021 года через Красногорский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 19 октября 2021 года, Матвейкина Н.Ю. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных ею требований. Указывает, что судом не было рассмотрено и установлено наличие свободных мест в предложенных ей, помимо выбранных ею, других муниципальных дошкольных учреждениях. Полагает, что свободные места в указанных дошкольных учреждениях отсутствовали, в связи с чем ее дочь не могла реализовать свое право на дошкольное образование в иных дошкольных учреждениях.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (родители - Матвейкина Н.Ю, ФИО6) проживает и зарегистрирована по адресу: "адрес" стоит на учете (очереди) в ЕИС "Зачисление в ДОУ" для получения направления (путевки) в дошкольное образовательное учреждение с 25 февраля 2019 года.
Приоритетными дошкольными образовательными учреждениями выбрано МБ ДОУ N 41, N 13 (корпус 1) и N 13 (корпус 2).
По состоянию на 1 марта 2021 года позиция в очереди ФИО1 в МБДОУ N 41 - 156, в МБДОУ N 13 (корпус 1) - 138, в МБДОУ N 13 (корпус 2) - 128.
В приоритетных детских садах фактическая наполняемость групп возрастной категории, к которой относится ребенок административного истца, равна либо превышает предельную наполняемость групп.
На территории городского округа Красногорск Московской области во всех дошкольных образовательных организациях фактическая наполняемость существенно превышает проектную мощность, свободные места в дошкольных образовательных организациях отсутствуют.
На обращение административного истца по вопросу зачисления несовершеннолетнего ребенка в приоритетные детские сады Управление образования администрации Красногорского городского округа Московской области в письме от 26 января 2021 года N 66 сообщило о местах, которые по состоянию на 26 января 2021 года занимает ФИО1 в очереди в приоритетные детские сады, и предложило рассмотреть вопрос об изменении приоритетного дошкольного образовательного учреждения для скорейшего направления в детский сад ребенка, указав МБДОУ с наименьшей очередностью (детские сады NN 32, 44), разъяснив право перевода в избранный детский сад. Также пояснило, что в р.п. Нахабино планируется открытие детского сада, который также может быть выбран в качестве приоритетного.
Аналогичные разъяснения были даны Матвейкиной Н.Ю. в письме от 4 февраля 2021 года N 146-01ТГ-1415.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Управлением образования администрации городского округа Красногорск Московской области бездействия не допущено, им предприняты в пределах его компетенции меры, необходимые для реализации права несовершеннолетней Матвейкиной К.А. на дошкольное образование. В частности, ребенок зарегистрирован в очереди в ЕИС "Зачисление в ДОУ", родителям разъяснен порядок предоставления места в МБДОУ, причины невозможности предоставления места в приоритетных детских садах, даны пояснения относительно возможности изменения приоритетной дошкольной образовательной организации и предложены варианты детских садов с меньшей очередностью с возможностью перевода в приоритетный детский сад. Также отмечено, что Управлением образования администрации городского округа Красногорск Московской предпринимаются необходимые действия для расширения сети детских садов.
При установленных фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П указал, что закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает, по смыслу статей 7, 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 43 (части 1 и 2), 71 (пункты "в", "е"), 72 (пункт "е" части 1), 76 (части 1 и 2) и 114 (пункт "в" части 1) Конституции Российской Федерации, нормативное закрепление соответствующих минимальных федеральных стандартов обеспечения этого права, которые субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны учитывать, осуществляя собственное нормативное регулирование.
Права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статьи 9, 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" относят организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, закрепляют право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяют, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, а также обуславливают отказ в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию только причиной отсутствия в ней свободных мест.
В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня; проживающих на территории, за которой закреплена образовательная организация; в приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места, ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).
Законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления обеспечить местом именно в избранном законным представителем ребенка дошкольном учреждении в отсутствие в нем мест при наличии возможности обеспечения местом ребенка в аналогичных и иных расположенных на территории муниципального образования детских дошкольных учреждениях с учетом конкретных особенностей развития ребенка.
Согласно пунктам 1.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.4, 2.1.8 Положения об управлении образования администрации городского округа Красногорск Московской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 19 января 2017 года N 25/2, Управление является органом администрации городского округа Красногорск Московской области, обладающим правами юридического лица, к основным задачам которого относятся в том числе: обеспечение права граждан на образование путем создания условий для эффективного функционирования и развития системы образования на территории городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях городского округа; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных учреждениях городского округа и организация предоставления муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с действующим законодательством.
На территории городского округа Красногорск расположены 52 дошкольных образовательных учреждения (3 - негосударственные). На 2022 год запланировано строительство (реконструкция) 6 объектов дошкольного образования за счет бюджетных средств; за счет внебюджетных средств: 3 - в 2020 году, 4 - в 2021 году, 3 - в 2022 году, 3 - в 2023 году и 1 - в 2024 году. Вместе с тем вновь утвержденной программой утверждены изменения, направленные на ускорение введения в эксплуатацию детских садов, в частности, на 2021 год запланировано строительство (реконструкция) за счет бюджетных средств 2 объектов дошкольного образования, на 2022 - 4 объектов.
Также администрацией были сообщены сведения об открытии ряда детских садов в 2018, 2019, 2020 годах.
Согласно пункту 2.4.2. "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"), утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28, количество обучающихся, воспитанников и отдыхающих не должно превышать установленное пунктами 3.1.1, 3.4.14 Правил и гигиенические нормативы.
Пунктом 3.1.1 Правил и гигиенических нормативов определено, что количество детей в группах организации, реализующей образовательные программы, дошкольного образования определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты. Для групп раннего возраста (до 3 лет) - не менее 2, 5 кв. м на 1 ребенка и для групп дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2 кв. м на одного ребенка, без учета мебели и ее расстановки. Площадь спальной для детей до 3 лет должна составлять не менее 1, 8 кв. м на ребенка, для детей от 3 до 7 лет - не менее 2, 0 кв. м на ребенка. Физкультурный зал для детей дошкольного возраста должен быть не менее 75 кв. м.
Учитывая приведенное правовое регулирование и установленные по делу фактические обстоятельства, суды при разрешении спора правильно исходили из того, что в выбранных административным истцом образовательных учреждениях отсутствовали свободные места; с момента постановки ребенка на учет администрацией городского округа Красногорск и управлением образования принимались необходимые меры к устройству ребенка административного истца в дошкольное образовательное учреждение и причины непредоставления места в дошкольном учреждении не связаны с виновными действиями (бездействием) административного ответчика. Административному истцу не отказано в реализации права ее ребенка на общедоступное образование, каких-либо препятствий к осуществлению права на дошкольное образование не создано, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы Матвейкиной Н.Ю. о том, что судом не установлено наличие свободных мест в предложенных ей, помимо выбранных ею в качестве приоритетных, других муниципальных дошкольных учреждениях, не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку на конкретные обстоятельства обращения в иные образовательные учреждения и отказа ей виду отсутствия в них свободных мест, административный истец не ссылалась.
Вопреки доводам кассационной жалобы обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судами установлены, нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Красногорского городского суда Московской области от 23 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 23 июня 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Матвейкиной Н.Ю, - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 декабря 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.