Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тришкиной М.А, судей Захарова В.В, Ерохиной И.В, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах г. Н. Новгорода и Богородском районе к администрации Автозаводского района г. Н.Новгорода, администрации города Н.Новгорода, Министерству имущественных и земельных отношений об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований
по кассационной жалобе администрации Автозаводского района г.Н.Новгорода
на решение Автозаводского районного суда г. Н. Новгорода от 12 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 6 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Захарова В.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику администрации Автозаводского района г.Н.Новгорода.
Истец просил суд: признать незаконным бездействие администрации Автозаводского района г. Н.Новгорода по неисполнению требований п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", п. 4.8 СанПиН 2.1.7.3550-19 "Содержание территорий муниципальных образований" при эксплуатации площадки по складированию снежных масс на участке с кадастровым номером N; обязать администрацию Автозаводского района г.Н.Новгорода не использовать указанный участок в качестве площадки по складированию снежных масс до устранения нарушений санитарного законодательства; обязать администрацию Автозаводского района г. Н.Новгорода провести мероприятия, направленные на устранение нарушений санитарного законодательства, а именно оборудовать площадку для временного складирования снежных масс искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием, по периметру площадки выполнить обваловку и обособленную сеть ливнестоков в соответствии с требованиями п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", п. 4.8 СанПиН 2.1.7.3550-19 "Содержание территорий муниципальных образований". Установить срок исполнения исковых требований 1 ноября 2020 года.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация г.Н.Новгорода и Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Решением Автозаводского районного суда г. Н. Новгорода от 12 января 2021 года иск к администрации Автозаводского района г. Н.Новгорода был удовлетворен. В удовлетворении исковых требований к администрации г.Н.Новгорода, Министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 6 июля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Автозаводского района г.Н.Новгорода просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение отменить, как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для пересмотра оспариваемых судебных актов.
На основании ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено ГПК РФ.
В силу статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено.
При разрешении спора суды исходили из того, что снежный покров в населенных пунктах представляет собой естественный накопитель загрязнений в зимний период.
Территория городского округа г. Н.Новгорода является водосборной площадью Волжского бассейна, и образующиеся загрязненные талые воды сбрасываются непосредственно в реки Волга и Ока, относящиеся к водоемам высшей категории рыбохозяйственного значения и являющиеся источниками питьевого водоснабжения населения.
В Нижегородской области принят Закон от 10 сентября 2010 года N144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области".
Ст. 10 указанного закона регулируется порядок проведения уборочных работ в зимний период. Зимний период уборочных работ по общему правилу устанавливается с 1 ноября текущего календарного года по 15 апреля следующего календарного года. Вывоз снега должен осуществляться в специально подготовленные места для приема снега (снегосвалки, снегоплавильные камеры, площадки для вывоза и временного складирования снега), имеющие твердое водонепроницаемое покрытие, обеспечивающие сбор, очистку и отведение талых вод. Вывоз снега в другие места запрещается. Места складирования снега определяются администрациями муниципальных образований Нижегородской области по согласованию с органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды, и территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей (министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области).
Твердое покрытие применительно к отношениям, регулируемым Законом от 10 сентября 2010 года N144-3, представляет собой усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня, гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня, гравия, шлака, не обработанных вяжущими материалами), каменные мостовые, из грунтов местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами (п.35 ст.2 указанного Закона).
В соответствии с п.4.8 СанПиН 2.1.7.3550-19 складирование собранного снега допускается осуществлять на специально отведенные площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом или вывозить снег на снегоплавильные установки.
Согласно Положению об администрации Автозаводского района г.Н.Новгорода (п. 4.3.2) администрация района участвует в организации и проведении на территории района санитарно-эпидемиологических мероприятий, обеспечивает соблюдение на территории района санитарных норм и правил.
Как установлено судами, в апреле 2019 года по обращению жителей проведено административное расследование в отношении эксплуатации площадки для временного складирования снежных масс на территории земельного участка с кадастровым номером N.
В ходе административного расследования установлено, что на территории указанного участка администрация Автозаводского района г. Н. Новгорода нарушает действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, не выполняет санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, а именно: площадка для временного складирования снежных масс на территории земельного участка, где осуществлялось складирование снежных масс в зимний период, не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, по периметру площадки отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков, что является нарушением п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления". На территории земельного участка обнаружены кучи грунта, загрязненного бытовым мусором от вытаявшего снега, что является нарушением п. 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест". Администрацией Автозаводского района г.Н.Новгорода не осуществлялся контроль за вывозом снега в зимний период 2018-2019 гг. организацией, производящей уборку и транспортировку снега на площадку для временного складирования снежных масс.
Между Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области и администрацией Автозаводского района г.Н.Новгорода заключен договор безвозмездного пользования указанным земельным участком.
По выявленным нарушениям составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ.
Автозаводским районным судом г. Н.Новгорода, согласно постановлению 18 июля 2019 года администрация Автозаводского района г. Н.Новгорода признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, вынесено решение о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности в отношении Администрации Автозаводского района г.Н.Новгорода, приостановления деятельности по эксплуатации площадки для временного складирования снежных масс на территории указанного земельного участка.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах г.Н.Новгорода и Богородском районе в январе-феврале 2020 года проведена проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для вынесения указанного решения суда.
В ходе проведения проверки установлено, что на территории того же земельного участка администрация Автозаводского района г. Н. Новгорода нарушает действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, не выполняет санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, а именно площадка для временного складирования снежных масс в зимний период 2019-2020 гг. не оборудована водонепроницаемым и химически стойким покрытием, по периметру площадки отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков. Работы по оборудованию площадки для временного складирования снежных масс водонепроницаемым и химически стойким покрытием с обваловкой и организацией обособленной сети ливнестоков не проводились.
Между Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области и администрацией Автозаводского района г.Н.Новгорода заключен договор безвозмездного пользования вышеуказанным участком со сроком пользования по 24 ноября 2020 года для использования его в качестве склада. Согласно п. 3.4.4 договора ссудополучатель обязан не допускать действия, приводящие к ухудшению экологической обстановки на используемом земельном участке.
Материалами дела безусловно подтверждалось, что указанный участок используется для временного складирования снежных масс.
Территориальным отделом по выявленным нарушениям составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ, материалы направлены на рассмотрение в Автозаводский районный суд г. Н.Новгорода.
Постановлением Автозаводского районного суда г. Н.Новгорода от 3 июля 2020 года администрация Автозаводского района г. Н.Новгорода признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного приостановления деятельности путём приостановления эксплуатации площадки для временного складирования снежных масс на указанной территории сроком на 90 (девяносто) суток. Постановление вступило в в законную силу.
Вышеуказанные судебные акты были приняты судами по настоящему делу по правилам ст. 61 ГПК РФ, поскольку в них установлены факт нарушения законодательства, указанные истцом в качестве основания требований.
Поскольку судами было установлено, что складирование снежных масс на указанном земельном участке по факту осуществляется заявителем, необходимые полномочия для ведения указанной деятельности у администрации имеются, обязанность по соблюдению санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований у ответчика также присутствует, ссылка заявителя на то, что он является ненадлежащим ответчиком, а земельный участок используется с нарушением целевого назначения, обоснованно признана судами несостоятельной. Оспариваемые судебные акты не препятствуют использованию для соответствующих целей как указанного, так и иного земельного участка с соблюдением требований действующего законодательства.
Доводы жалобы о том, что в установленный законом срок (60 дней) принятое по делу судебное решение не может быть исполнено за счет средств бюджета, уже оценивались судами и отклонены, поскольку отсутствие порядка финансирования возложенной на ответчика обязанности по оборудованию специально отведенных площадок для складирования снега само по себе не может служить основанием для отказа в соблюдении требований действующего законодательства. Кроме того, соответствующий довод не может быть основанием для удовлетворения кассационной жалобы, с учетом прошедшего значительного с момента вынесения решения периода. Также судебная коллегия учитывает, что вышеуказанное не лишает заявителя права обращения об отсрочке (рассрочке) исполнения судебного акта при наличии к тому оснований.
Руководствуясь ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ст.ст. 2, 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положениями Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", СанПиН 2.1.7.3550-19 "Содержание территорий муниципальных образований", СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", суды пришли к правильному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований, верно определив надлежащего ответчика по делу.
Иные доводы кассационной жалобы уже были предметом оценки суда апелляционной инстанции, оспариваемые судебные акты содержат исчерпывающие суждения по соответствующим вопросам, тогда как по правилам ч.3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы по изложенным в ней доводам.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г. Н. Новгорода от 12 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 6 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Автозаводского района г.Н.Новгорода - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.