Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Кожевниковой Л.П.
при участии прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубан А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-966/2021 (УИД 22RS0011-02-2021-000366-32) по иску прокурора г. Рубцовска в интересах Чащиной Любови Мартыновны к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу N 7 Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании права на включение в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение, о включении в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение, по кассационной жалобе Чащиной Любови Мартыновны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 4 августа 2021 г.
по кассационному представлению и.о. прокурора Алтайского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 4 августа 2021 г.
с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Алтайского краевого суда (после перерыва)
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубан А.В, поддержавшего кассационное представление, объяснения представителя Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Толокольниковой Юлии Владимировны (до перерыва), возражавшей против удовлетворения кассационных жалобы, представления, объяснения представителя Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Кравченко Екатерины Сергеевны (после перерыва), возражавшей против удовлетворения кассационных жалобы, представления
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Рубцовска обратился в Рубцовский городской суд Алтайского края с иском в интересах Чащиной Любови Мартыновны (далее по тексту - Чащина Л.М.) к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации), филиалу N 7 Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - филиал N 7 ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации) о признании права Чащиной Л.М. на включение в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение по заявлениям от 22 апреля 2016 г, от 7 сентября 2017 г, согласно дате подачи указанных заявлений, об обязании включить в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное по заявлениям от 22 апреля 2016 г, от 7 сентября 2017 г, согласно дате подачи указанных заявлений.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 12 апреля 2021 г. исковые требования удовлетворены частично. Признано право Чащиной Л.М. на включение в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение по заявлениям от 22 апреля 2016 г, от 7 сентября 2017 г, согласно дате подачи заявлений. На ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность включить Чащину Л.М. в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение по заявлениям от 22 апреля 2016 г, от 7 сентября 2017 г, согласно дате подачи заявлений. В удовлетворении исковых требований к филиалу N 7 ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 4 августа 2021 г. решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 12 апреля 2021 г. в части удовлетворения искового заявления прокурора г. Рубцовска в интересах Чащиной Л.М. к ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации о признании права на включение в электронную очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение; о возложении обязанности включить в электронную очередь по заявлениям от 22 апреля 2016 г, от 7 сентября 2017 г. согласно дате подачи заявлений, отменено. В указанной части принято новое решение об отказе в иске.
Чащина Л.М. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на то, что судом апелляционной инстанции не приняты во внимание факты, имеющие значение для дела, нарушено ее право на получение путевок на санаторно-курортное лечение по заявлениям от 22 апреля 2016 г, от 7 сентября 2017 г, согласно дате подачи заявлений, нарушено конституционное право на охрану здоровья, просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 4 августа 2021 г. отменить, оставить в силе решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 12 апреля 2021 г. Более подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
И.о. прокурора Алтайского края обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационным представлением, в котором просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 4 августа 2021 г. отменить, оставить в силе решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 12 апреля 2021 г.
В обоснование доводов кассационного представления указано на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, который сделал неправомерный вывод о том, что основания для предоставления новой государственной услуги до окончания предыдущей по заявлениям истца у ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации отсутствовали. Путевка на санаторно-курортное лечение предоставлена Чащиной Л.М. в 2020 г. по заявлению от 24 апреля 2015 г. по самостоятельным заявлениям от 22 апреля 2016 г, от 7 сентября 2017 г. о предоставлении путевок, соответственно за 2016 - 2017 гг, а не за 2015 г. Государственная услуга Чащиной Л.М. не предоставлена, право на ее получение за ней не признано. Напротив, указанные заявления приобщены к заявлению 24 апреля 2015 г. и исключены из электронной очереди. Приобщение заявлений Чащиной Л.М. к заявлению от 24 апреля 20015 г. нарушает гарантированное государством право на обеспечение санаторно-курортным лечением за 2016-2017 гг. Подробно доводы приведены в кассационном представлении.
ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 4 августа 2021 г. просит оставить его без изменения. кассационные жалобу, представление - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции 30 ноября 2021 г. был объявлен перерыв до 2 декабря 2021 г. до 10 часов 55 минут.
2 декабря 2021 г. в 10 часов 55 минут судебное заседание продолжено с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Алтайского краевого суда при участии прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубан А.В, полагавшего кассационное представление подлежащим удовлетворению, представителя Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Кравченко Екатерины Сергеевны, возражавшей против удовлетворения кассационных жалоб, представления.
Чащина Л.М, филиал N 7 ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции в пределах доводов кассационных жалобы, представления судебная коллегия находит его подлежащим отмене.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Чащина Л.М. является инвалидом "данные изъяты" группы, что подтверждается копией справки МСЭ- 2007 N ФИО9 от 10 сентября 2008 г.
Чащина Л.М. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании, в соответствии со статьями 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Чащина Л.М. в период с 2005 по 2013 гг. неоднократно обращалась в филиал N 7 ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлениями о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Путевки на санаторно-курортное лечение Чащиной Л.М. были предоставлены в порядке очередности с учетом даты подачи заявлений, по мере поступления средств федерального бюджета.
По заявлению от 24 апреля 2015 г. Чащина Л.М. была обеспечена путевкой на санаторно-курортное лечение в 2020 г, путевка предоставлена в санаторий "Лазурный" (ООО "Алтайздравница") с даты заезда с 9 июля 2020 г. на 18 дней.
Чащина Л.М. обращалась в филиал N 7 ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлениями о предоставлении очередной путевки 22 апреля 2016 г, 7 сентября 2017 г. с приложением соответствующих справок для получения путевок. Указанные заявления зарегистрированы филиалом N 7 ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, о чем истцу направлены соответствующие уведомления и сообщено о возможности ознакомиться с номером очереди на официальном сайте регионального отделения фонда.
После прохождения санаторно-курортного лечения в 2020 г. Чащина Л.М. 3 сентября 2020 г. обратилась в филиал N 7 ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на очередной календарный период.
Данное заявление было зарегистрировано, Чащина Л.М. включена в электронную очередь на получение государственной услуги по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение, номер очереди по состоянию на 12 марта 2021 г. - 6827.
Согласно информации, предоставленной ГУ-Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации заявления Чащиной Л.М. от 22 апреля 2016 г. и от 7 сентября 2017 г. с соответствующим медицинскими справками приобщены к заявлению от 24 апреля 2015 г. на основании пункта 22 Административного регламента, утвержденного Приказом ФСС РФ от 21 августа 2019 г. N 428.
Прокурор, указав, что приобщение указанных заявлений к ранее поданному заявлению от 2015 г. является неправомерным, так как Чащина Л.М. лишена права состоять в очереди на получение путевок в зависимости от даты подачи заявлений, действующее законодательство не ставит реализацию права гражданина на получение социальной услуги в зависимость от соблюдения порядка предоставления данной услуги, урегулированного Административным регламентом, который на момент подачи заявлений истцом от 2016, 2017 гг. не действовал, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", Приказом Минздравсоцразвития России от 27 марта 2012 г. N 271н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864 "Об утверждении Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг", установив, что Чащина Л.М. обращалась с такими заявлениями не чаще одного раза в год, указанные заявления были зарегистрированы, пришел к выводу о том, что Чащина Л.М. имеет право состоять в очереди на получение путевок по заявлениям от 22 апреля 2016 г, от 7 сентября 2017 г. согласно дате их подачи, признав данное право нарушенным ответчиком, и возложил на ответчика ГУ-Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность поставить Чащину Л.М. в электронную очередь по указанным заявлениям согласно дате их подачи. В удовлетворении требований к ответчику филиалу N 7 ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации суд в иске отказал, поскольку филиал является структурным подразделением ГУ-Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации и не обладает статусом юридического лица.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь аналогичными нормами права, установив, что на момент обращения истца с заявлениями от 22 апреля 2016 г, от 7 сентября 2017 г. в фонд о предоставлении путевки, в отношении истца уже была начата процедура предоставления путевки по ранее поданному заявлению от 24 апреля 2015 г, которая завершилась предоставлением путевки в 2020 календарном году, пришел к выводу об отсутствии у фонда оснований для предоставления новой государственной услуги до окончания предыдущей, по заявлениям от 2016, г. 2017г.
Суд апелляционной инстанции, указав, что на момент завершения предыдущей процедуры по предоставлению государственной услуги в 2020 г. действовал Административный регламент от 21 августа 2019 г, который был обоснованно применен ответчиком в отношении заявлений от 2016 г, от 2017 г, признал приобщение указанных заявлений к заявлению истца от 2015 г, по которому государственная услуга предоставлена на момент действия регламента от 21 августа 2019 г, не противоречащим закону и не нарушающим права гражданина.
Также суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поскольку административная процедура по предоставлению путевки завершена в 2020г, то по заявлению от 3 сентября 2020 г. фондом в хронологическом порядке начата новая процедура по предоставлению путевки по заявлению истца с приложенной действующей медицинской справкой от 3 сентября 2020 г, что соответствует Административному регламенту, не противоречит нормативным правовым актам, регламентирующим порядок предоставления указанной социальной меры государственной поддержки.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав информацию, предоставленную ГУ-Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, согласно которой заявления Чащиной Л.М. были приняты филиалом фонда 22 апреля 2016 г. и 7 сентября 2017 г, заявления были зарегистрированы, им присвоены регистрационные номера: N и N соответственно, предоставить сведения о постановке истца в очередь при обращении с указанными заявлениями и порядковые номера очереди не представляется возможным, данные заявления были приобщены к заявлению от 2015 г, по которому истцу предоставлена государственная услуга и выдана путевка в 2020 г, в настоящее время Чащина Л.М. состоит в электронной очереди на получение путевки, номер очереди на 28 июля 2021 г.- 5479, пришел к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о постановке Чащиной Л.М. в очередь на получение путевок по рассматриваемым заявлениям и исключении из нее. Действующий на момент обращения истца с заявлениями Административный регламент не предусматривал обязанности фонда по постановке гражданина в очередь на получение государственной услуги. Присвоение регистрационного номера при регистрации входящих заявлений не является тождественным присвоению номера очереди на получение государственной услуги. Вместе с тем, право на получение путевки за истцом сохранено, она поставлена в очередь сразу после завершения административной процедуры по предоставлению путевки по ранее поданному заявлению.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3.3 Порядка).
Согласно пункту 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. N 256. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н утверждена новая форма справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение - форма N 070/у.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункт 3.8 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Указанный Административный регламент действовал на момент обращения Чащиной Л.М. с заявлениями о предоставлении ей санаторно-курортных путевок в 2015 г, 2016 г, 2017 г.
Пункт 19 Административного регламента содержал исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относились: обращение с заявлением лиц, не относящихся к категориям заявителей и их представителей, указанных в пункте 2 настоящего Административного регламента; непредставление заявителем (представителем заявителя) документов, предусмотренных пунктами 13, 15 настоящего Административного регламента; отказ заявителя от получения государственной услуги полностью, а также отказ заявителя от получения государственной услуги в части обеспечения при наличии медицинских показаний путевкой на санаторно-курортное лечение, оформленный в виде заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), подаваемого в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с частями 3, 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; предоставление заявителем документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 58 Административного регламента основанием для начала административной процедуры по рассмотрению заявления о предоставлении государственной услуги и документов и определение наличия или отсутствия оснований для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги или приостановления предоставления государственной услуги является поступление в территориальный орган Фонда заявления о предоставлении государственной услуги и документа (содержащихся в нем сведений), необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктом 13 настоящего Административного регламента, а также копий документов, предусмотренных пунктом 15 настоящего Административного регламента.
Пунктом 59 Административного регламента предусмотрено, что должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за установление права заявителя на получение государственной услуги, после поступления заявления о предоставлении государственной услуги и полного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктами 13, 15 настоящего Административного регламента, в течение 5 рабочих дней рассматривает представленные документы и выявляет наличие или отсутствие оснований для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги в соответствии с пунктом 19 настоящего Административного регламента.
В случае наличия оснований, указанных в пункте 19 настоящего Административного регламента, должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за установление права заявителя на получение государственной услуги, направляет сообщение заявителю об отказе в предоставлении государственной услуги по почте или в электронном виде (в случае подачи заявителем заявления и документов в форме электронного документа) в течение срока, предусмотренного для рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги в соответствии с пунктом 59 настоящего Административного регламента, с обоснованием причин отказа. Сообщение об отказе в предоставлении государственной услуги подписывается руководителем (заместителем руководителя) территориального Фонда (пункт 60 Административного регламента).
Приказом ФСС РФ от 21 августа 2019 г. N 428 утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, действующий с 5 ноября 2019 г.
В пункте 22 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: а) обращение с заявлением лиц, не относящихся к категориям заявителей и их представителей, указанным в пункте 2 настоящего Регламента; б) непредставление заявителем документов, указанных в уведомлении о необходимости предоставления документов, направленном в соответствии с пунктами 55, 78 настоящего Административного регламента, в сроки, установленные в указанном уведомлении; в) при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение: отказ заявителя от получения набора социальных услуг полностью, отказ заявителя от получения государственной услуги в части предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, оформленный в виде заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), подаваемого в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с частями 3, 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г..N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; наличие ранее зарегистрированного заявления о предоставлении государственной услуги в территориальном органе Фонда, по которому путевка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена; г) при предоставлении бесплатного проезда - отказ заявителя от получения набора социальных услуг полностью, отказ заявителя от получения государственной услуги в части бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, оформленный в виде заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), подаваемого в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с частями 3, 4 статьи 6.3 Федерального
закона от 17 июля 1999 г..N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Таким образом, такое основание для отказа в предоставлении государственной услуги при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение как наличие ранее зарегистрированного заявления о предоставлении государственной услуги в территориальном органе Фонда, по которому путевка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена, предусмотренное абзацем 3 подпункта "в" пункта 22 закреплено впервые Административным регламентом, утвержденным Приказом ФСС РФ от 21 августа 2019 г. N 428, действовавшим с 5 ноября 2019 г.
В пункте 2.3 Определения от 3 апреля 2014 г. N 686-О "По жалобе гражданина Шапкина Александра Михайловича на нарушение его конституционных прав статьями 6.1, 6.2 и 6.7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и статьями 15, 16, 151, 1064, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
При этом, если гражданин в течение календарного года не был обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что на момент обращения Чащиной Л.М. с заявлениями от 22 апреля 2016 г, от 7 сентября 2017 г. о предоставлении ей санаторно-курортных путевок ранее действовавшим Административным регламентом не было предусмотрено такого основания для отказа в предоставлении государственной услуги при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение как наличие ранее зарегистрированного заявления о предоставлении государственной услуги в территориальном органе Фонда, ее заявления о предоставлении государственной услуги были приняты и зарегистрированы, ознакомиться с номером очереди она могла на официальном сайте регионального отделения Фонда, то есть результатом предоставления государственной услуги Чащиной Л.М. являлось предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в порядке очередности.
Ссылка представителя ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2020 г. N АКПИ20-603 о том, что повторные заявления граждан льготных категорий о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение приобщаются к материалам уже начатой административной процедуры, поскольку в случае, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальное отделение ФСС России с заявлением, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, но в течение календарного года не обеспечен такой путевкой, он сохраняет за собой право на ее получение, в ином случае складывается ситуация, в которой таких заявлений может быть несколько (если в течение года подавать неоднократно) и заявитель будет находиться в очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение в нескольких местах в нарушение прав иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, которые не обращались многократно с заявлениями о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, является неправомерной.
С заявлениями от 22 апреля 2016 г, от 7 сентября 2017 г. Чащина Л.М. обращалась соответственно в 2016 г. и в 2017 г, и они не являются повторными, данные заявления были приняты и зарегистрированы, у ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации отсутствовали правовые основания для приобщения данных заявлений к заявлению от 2015 г, поскольку Административный регламент, утвержденный Приказом ФСС РФ от 21 августа 2019 г. N 428, в абзаце 3 подпункта "в" пункта 22 которого закреплено такое основание для отказа в предоставлении государственной услуги при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение как наличие ранее зарегистрированного заявления о предоставлении государственной услуги в территориальном органе Фонда, начал действовать только с 5 ноября 2019 г. и не мог применяться к заявлениям поданным и зарегистрированным в 2016-2017 гг, в период действия Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н.
В результате действий Фонда по приобщению заявлений Чащиной Л.М. от 22 апреля 2016 г, от 7 сентября 2017 г. к заявлению от 24 апреля 2015 г. Чащина Л.М. была исключена из очереди на предоставление путевок на санаторно-курортное лечение по указанным заявлениям от 22 апреля 2016 г, от 7 сентября 2017 г, и фактически лишена права на получение путевок на санаторно-курортное лечение за 2016 г, 2017 г, исходя из последовательности, определенной датой регистрации этих заявлений. Указанные обстоятельства также подтверждаются материалами дела, свидетельствующими о том, что по заявлению от 24 апреля 2015 г. Чащина Л.М. обеспечена путевкой на санаторно-курортное лечение в 2020 г, путевка предоставлена в санаторий "Лазурный" (ООО "Алтайздравница") с даты заезда с 9 июля 2020 г. на 18 дней, 3 сентября 2020 г. Чащина Л.М. уведомлена об учете ее заявления на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение от 3 сентября 2020 г. Таким образом, Чащиной Л.М. не только не была предоставлена государственная услуга по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение за 2016 г, за 2017 г, за ней не было сохранено право на ее предоставление.
С учетом изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 4 августа 2021 г. нельзя признать законным, оно принято с нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 4 августа 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Л.П. Кожевникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.