Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Анфалова Е.В., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу Меграбян К.Г. на определение Ставропольского краевого суда от 25 августа 2021 г. об отказе в удовлетворении заявления Меграбян К.Г. о взыскании судебных расходов по административному делу N3а-441/2021 (УИД 26OS0000-04-2021-000101-71) по административному исковому заявлению Меграбян К.Г. к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
вступившим в законную силу решением Ставропольского краевого суда от 15 апреля 2021 г. административное исковое заявление Меграбян К.Г. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворено, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью 391, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", установлена кадастровая стоимость в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере "данные изъяты", указано, что датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости надлежит считать 30 декабря 2020 г.
Меграбян К.Г. обратилась в Ставропольский краевой суд с заявлением о взыскании судебных расходов в сумме "данные изъяты" рублей, указав в обоснование заявленных требований, что в связи с рассмотрением спора ею были понесены судебные расходы по оплате судебной экспертизы в сумме "данные изъяты" рублей, уплате комиссии банка в связи с перечислением денежных средств в экспертную организацию в сумме "данные изъяты" рублей.
Определением Ставропольского краевого суда от 25 августа 2021 г. Меграбян К.Г. отказано в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов.
В частной жалобе Меграбян К.Г. просит определение суда об отказе в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов отменить, взыскав судебные расходы в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что решением суда административные исковые требования удовлетворены, судом установлено превышение кадастровой стоимости объекта недвижимости над рыночной на 41, 91%, что свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретным объектам недвижимости. Судом не учтено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышала установленную судом рыночную стоимость.
В соответствии с положениями части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив представленные материалы, судья апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Положениями пункта 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, отнесены суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость принадлежащего Меграбян К.Г. на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером N, в целях оспаривания которой административный истец обратилась в суд, была утверждена по состоянию на 1 января 2019 г. в размере "данные изъяты". Решением суда от 15 апреля 2021 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. - "данные изъяты". Решение суда вступило в законную силу.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов, суд первой инстанции исходил из того, что установленная в размере рыночной кадастровая стоимость объекта недвижимости не значительно отличается от кадастровой стоимости, утвержденной в рамках массовой кадастровой оценки (на 41, 91%), укладывается в приемлемый диапазон отклонений, подобная разница не свидетельствует о нарушении прав истца.
Выводы суда первой инстанции постановлены с соблюдением требований процессуального права, при верном определении обстоятельств дела и их оценке.
Пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указано, что с учетом того, что главой 23 ГПК РФ, главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 7 ГПК РФ, главы 10 КАС РФ.
Вместе с тем, в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 11 июля 2017 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" указал, что возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу; при этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Возложение на налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
При решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Обратившись в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости, административный истец реализовала свое право, предусмотренное статьей 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на приведение кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости в соответствие с рыночной стоимостью с учетом индивидуальных характеристик этого объекта.
Диапазон расхождения размеров кадастровой и рыночной стоимости объекта недвижимости в настоящем случае составил 41, 91%, что верно оценено судом первой инстанции как находящееся в допустимых пределах по смыслу, изложенному в приведенном выше постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, и само по себе не свидетельствующее о наличии явных ошибок формирования методики определения кадастровой стоимости или ее применения к конкретному объекту недвижимости, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что при проведении массовой кадастровой оценки с учетом методики ее проведения могут быть не учтены индивидуальные особенности объектов недвижимости. Установление кадастровой стоимости в размере рыночной, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В настоящем случае именно учет характеристик объекта недвижимости, которые не могли и не должны были быть учтены в рамках массовой кадастровой оценки, повлекли изменение кадастровой стоимости, что не может свидетельствовать об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости. Указанный вывод суда апелляционной инстанции основан на анализе экспертного заключения, содержащего подробное обоснование характеристик оцениваемого объекта, имеющего административно-торговое назначение, используемого в качестве торгового, объектов-аналогов, примененные корректировки, с достоверностью отражающего ценообразующие факторы, влияющие на определенную рыночную стоимость, включая индивидуальные особенности.
В указанной связи понесенные административным истцом расходы, как связанные с реализацией им права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, возмещению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда об отказе в удовлетворении заявления о возмещении судебных расходов правильными, основанными на нормах процессуального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела и не может согласиться с доводами частной жалобы, поскольку они основаны на неправильном толковании норм закона, в связи с чем, не могут повлечь отмену судебного постановления.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение Ставропольского краевого суда от 25 августа 2021 г. оставить без изменения, частную жалобу Меграбян К.Г. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, в течение 6 месяцев.
Судья Е.В. Анфалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.