Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Аноприенко К.В, Кравченко А.И, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело (с использованием системы ВКС) по иску прокурора Тымовского района Сахалинской области в интересах Сахалинской области в лице Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области к Ежовкина А.С. о взыскании неосновательного обогащения, по кассационным жалобам Ежовкина А.С, ОКУ "Тымовский центр занятости населения", Агентство по труду и занятости населения "адрес" на решение Тымовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, пояснения представителя ОКУ "Тымовский центр занятости населения" Хлебородовой Е.А, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Тымовского района Сахалинской области в интересах Сахалинской области в лице Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области обратился в суд с иском к Ежовкиной А.С. о взыскании неосновательного обогащения в бюджет Сахалинской области в лице Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области в сумме 16 188, 52 рублей.
В обоснование иска указав, что Ежовкина А.С, являясь "данные изъяты" ОКУ "Тымовский ЦЗН" в нарушение требований ст. 191 Трудового кодекса РФ, пункта 5.7.1 Положения об оплате труда вынесла приказы N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ о своем премировани, в связи с чем неправомерно израсходовала денежные средства из бюджета "адрес" в сумме 16188 рублей 52 копеек в своих интересах, когда решений о произведении дополнительных выплат данному сотруднику руководителем Агентства не принималось.
Решением Тымовского районного суда Сахалинской области от 18 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 8 июня 2021 года, исковые требования удовлетворены.
С Ежовкиной А.С. в доход бюджета Сахалинской области в лице Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области взыскана сумма неосновательного обогащения в размере 16 188, 52 рублей и в доход бюджета муниципального образования "Тымовский городской округ" взыскана госпошлина в размере 647, 54 рублей.
В кассационной жалобе Ежовкина А.С. просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций в связи с неправильным определением обстоятельств дела и не верным применением норм права.
В кассационных жалобах ОКУ "Тымовский центр занятости населения", Агентство по труду и занятости населения Сахалинской области ставят вопрос об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанций в связи с неправильным применением норм права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции (с использованием системы ВКС) представитель ОКУ "Тымовский центр занятости населения" Хлебородова Е.А. настаивала на доводах кассационной жалобы.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишонова Ф.А. полагала решение и апелляционное определение законными.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Материалами дела установлено, что приказами от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N временное исполнение обязанностей директора Учреждения возложено на Ежовкина А.С.
Ежовкина А.С. произведено премирование на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N в сумме 5552 рубля 91 копейка, от ДД.ММ.ГГГГ N - 6930 рублей 05 копеек, от ДД.ММ.ГГГГ N - 3705 рублей 56 копеек.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, разрешая заявленные требования, пришел к выводу о том, что Ежовкина А.С, являясь и.о. руководителя ОКУ "Тымовский центр занятости населения", в нарушение установленного Положения о системе оплаты труда, приняла решение о выплате себе стимулирующих выплат в апреле 2018, марте и июле 2019 года на общую сумму 16188 рублей 52 копейки, не направив при этом работодателю уведомлений о наличии личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, тем самым не приняв мер по недопущению и урегулированиями конфликта, взыскал указанную сумму как неосновательное обогащение. При этом суды исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения в том числе, заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (ст. 1109 Гражданского кодекса РФ).
В ст. 191 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона N 273-ФЗ).
Обязанность работников принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов предусмотрена п. 4 ч. 3 ст.10 указанного Федерального закона, и распространяется, в т.ч. на иные категории лиц, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частями 1 и 2 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Согласно п. 2.2 Кодекса этики работников областных казенных учреждений центров занятости населения, утв. Приказом Агентства от ДД.ММ.ГГГГ N, работник ОКУ ЦЗН в рамках реализации своих полномочий призван: не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; не допускать возникновения конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей; при возникновении конфликта интересов незамедлительно уведомить об этом в письменной форме непосредственного руководителя.
ДД.ММ.ГГГГ директором ОКУ "Тымовский центр занятости населения" утверждена "Антикоррупционная политика ОКУ "ТЦЗН", согласно п. 6.1.6 которой, работник Учреждения обязан сообщить непосредственному руководителю или лицу, ответственному за реализацию Антикоррупционной политики, о возможности возникновения либо возникшем конфликте интересов, одной из сторон которого он является.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 18.10.2016 N513 утверждено "Положение о системе оплаты труда работников ОКУ ЦЗН Сахалинской области".
В силу п. 5.7.1 указанного Положения размеры премирования руководителя Учреждения, порядок и критерии премирования устанавливаются органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя Учреждения.
Функции и полномочия учредителя в отношении ОКУ "ТЦЗН" осуществляет Агентство по труду и занятости Сахалинской области.
В соответствии с п. 5.5 Устава Учреждения премирование директора осуществляется руководителем органа службы занятости.
Мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, подробно изложены в решении и апелляционном определении.
Всем доводам, указанным в кассационных жалобах, судами дана надлежащая оценка.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Тымовского районного суда Сахалинской области от 18 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 8 июня 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Ежовкиной А.С, ОКУ "Тымовский центр занятости населения", Агентство по труду и занятости населения Сахалинской области - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.