Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В., судей Дегтеревой О.В., Жолудовой Т.В., при помощнике судьи Воропаевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ-МОРО ФСС РФ
на решение Пресненского районного суда города Москвы от 22 апреля 2020 года (2-1739/21), которым постановлено:
"Исковые требования - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Государственного учреждения "Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации", выразившееся в непредоставлении Крутову... технических средств реабилитации в виде поручней (перил) для самоподнимания прямые (линейные) в количестве 1 шт.
Обязать Государственное учреждение "Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" обеспечить Крутова Владимира Егоровича техническим средством реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации N 928.38.50/2019 от 08 апреля 2019 года, а именно поручнями (перилами) для самоподнимания прямыми (линейными) в количестве 1 шт.", УСТАНОВИЛА:
Одинцовский городской прокурор, действующий в интересах Крутова В.Е, обратился в суд с иском к ГУ-МОРО ФСС РФ о признании незаконным бездействия ответчика, выразившееся в непредоставлении Крутову... технических средств реабилитации, обязании ответчика обеспечить Крутова Владимира Егоровича техническими средствами реабилитации в полном объёме в соответствии с индивидуальной программой реабилитации N 928.38.50/2019 от 08.04.2019.
В обосновании заявленных требований ссылался на то, что в ходе прокурорской поверки установлено, что Крутов В.Е. является инвалидом II группы по общему заболеванию, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации N 928.38.50/2019 от 08.04.2019 нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации, поставлен на учёт в филиале N 32 ГУ - МОРО ФСС РФ 08.04.2019.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика - Ермакову В.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Крутов В.Е, 03.06.1946 года рождения, является инвалидом 2 группы. Инвалидность установлена Крутову В.Е. 01.11.2018 бессрочно.
Согласно индивидуальной программе реабилитации от 08.04.2019 Крутову В.Е. в период с 25.03.2019 - бессрочно необходимы следующие технические средства реабилитации: костыли с опорой под локоть с устройством противоскольжения 1 шт.; поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные) 1 шт.; кресло-стул с санитарным оснащением (с колесами) (ширина сиденья: 50 см; глубина сиденья: 50 см; высота подлокотника: 20 см; высота подножки: 40 см) 1 шт.
08.04.2019 Крутов В.Е. обратился в Филиал N 32 ГУ-МОРО ФСС РФ с заявлением об оказании государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации.
Указанное заявление принято на рассмотрение Филиалом N 32 ГУ-МОРО ФСС РФ и 08.04.2019 Крутов В.Е. поставлен на учет для изготовления указанных технических средств реабилитации.
Одинцовской городской прокуратурой проводилась проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов.
Согласно информации, предоставленной Филиалом N 32 ГУ-МОРО ФСС РФ в Одинцовскую городскую прокуратуру 22.10.2020, Крутов В.Е. обеспечен кресло-стулом с санитарным оснащением (с колесами), при этом Крутов В.Е. включен в реестр заявок на обеспечение костылями с опорой под локоть с устройством противоскольжения, и поручнем (перилами) для самоподнимания прямыми (линейными), в связи с чем обеспечение будет произведено по мере заключения региональным отделением соответствующих государственных контрактов и в порядке очередности по дате подачи заявления. Также дополнительно было сообщено, что Крутов В.Е. вправе обратиться с заявлением на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Крутов В.Е. не был обеспечен техническими средствами реабилитации - поручнями (перилами) для самоподнимания прямыми (линейными), в связи с чем пришел к выводу, что ответчиком не была исполнена предусмотренная законом обязанность по предоставлению Крутову В.Е. технических средств реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации инвалида, и истец вправе требовать от страховщика исполнения обязательств по обеспечению данными техническими средствами.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце 2 пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно указанной норме обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ). Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона).
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 52н утверждены Правила предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий (далее также - Правила предоставления трансфертов), в пункте 2 которых предусмотрено, что межбюджетные трансферты предоставляются бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.
Распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, на основании предоставляемых Фондом социального страхования Российской Федерации Министерству сведений для определения размера межбюджетных трансфертов. Подготовка сведений, указанных в пункте 3 Правил, осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации пропорционально потребности конкретного вида технического средства реабилитации (услуги) в общем объеме потребности во всех видах технических средств реабилитации (услуг) (пункты 3 и 4 Правил предоставления трансфертов).
Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.
Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.
Подпунктом "а" пункта 14 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного приказом Минтруда России от 23 сентября 2014 г. N 657н, предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является, в том числе, выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации, протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства, в организации, отобранные в соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240.
Таким образом, выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и заключения территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, определяющих механизм реализации права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, в связи с чем не установилюридически значимые обстоятельства для дела (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а потому выводы суда о признании незаконным бездействия ГУ-МОРО ФСС РФ, выразившегося в непредоставлении Крутову В.Е. технических средств реабилитации в виде поручней (перил) для самоподнимания прямые (линейные) в количестве 1 шт, не могут быть признаны правомерными. Таким образом, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 22 апреля 2021 года в части признания незаконным бездействия Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившегося в непредоставлении Крутову... технических средств реабилитации в виде поручней (перил) для самоподнимания прямые (линейные) в количестве 1 шт, и возложении обязанности по обеспечению данным техническим средством реабилитации отменить.
Принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении данного требования.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.