Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей Ю.М. Смолиной, А.В. Тиханской, при секретаре М.В. Алексееве, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича дело по апелляционной жалобе Красноярской региональной общественной организации "Мы против СПИДа" (ОГРН 1022400005000) на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 апреля 2021 года по делу по административному исковому заявлению Красноярской региональной общественной организации "Мы против СПИДа" (далее - Организация) о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, которым в удовлетворении заявленных требований отказано, УСТАНОВИЛА:
Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа" обратилась в суд с указанным выше заявлением к Министерству юстиции России, полагая незаконным распоряжение указанного органа государственной власти о включении административного истца в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Требование мотивировано тем, что Организация неправомерно включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а изложенные в распоряжении Минюста России от 25 декабря 2020 года N1285-р выводы об осуществлении организацией политической деятельности являются необоснованными, поскольку деятельность Организации соответствует заявленным в Уставе целям.
Также указывает, что на Организацию могут быть неправомерно возложены дополнительные обязанности, которые создают препятствия для активной общественной и просветительской деятельности.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", выражая несогласие с выводами суда первой инстанции в том, что организация причастна к осуществлению политической деятельности, а также указывая на нарушения норм процессуального права.
В заседании судебной коллегии представитель Красноярской региональной общественной организации "Мы против СПИДа" по доверенности фио доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации по доверенности фио просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела и решение суда, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
Установлено, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 25 декабря 2020 года N1285-р Красноярская региональная общественная организации "Мы против СПИДа" включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд руководствовался тем, что указанное решение уполномоченного органа государственной власти основано на законе, подтверждается материалами внеплановой проверки, согласно которым Организация получала финансовую поддержку от иностранных источников, была причастна к осуществлению политической деятельности.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
Политическая деятельность характеризуется действиями, имеющими цель оказать влияние на институты и органы государственной власти для реализации индивидуальных, групповых или институциональных интересов, выходящие за пределы служебных обязанностей, а также индивидуальные или коллективные действия, направленные на формирование и изменение политической воли граждан.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. N10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан фио, фио и фио" указано, что из содержания взаимосвязанных положений пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", вытекает, что некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна:
быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на территории Российской Федерации;
получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования. Вместе с тем важно учитывать, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею; если же она отказывается от их получения и возвращает иностранному источнику, тем более когда такие действия предпринимаются до начала участия в политической деятельности, объявление себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется. В противном случае некоммерческие организации были бы поставлены в положение, не согласующееся с презумпцией законности и добросовестности их деятельности и не позволяющее им определять приемлемые источники получаемых денежных средств и иного имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии;
участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Организация, осуществляя политическую деятельность, на момент получения денежных средств от иностранного источника, не исполнило установленную законом обязанность подать заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Так, в ходе внеплановой документарной проверки Организации за период с 7 по 23 декабря 2020 года установлено, что Организация за период с 7 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года получила иностранное финансирование от AIDS Healthcare Foundation (США) в сумме сумма в 2017 году, сумма в 2018 году, сумма в 2019 году; от Фонда "Открытый институт здоровья населения" (финансирование осуществлялось из средств Глобального фонда борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (Швейцария) в сумме сумма в 2018 году.
Предоставляемые в виде пожертвований денежные средства использовались Организацией на финансирование мероприятий по распространению (бесплатной раздаче) шприцов и презервативов, чтобы ограничить риск заражения ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков (далее - ПИН) и СР, реализуя программы "снижения вреда", проводимые в жизнь Глобальным Фондом для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией.
Идеология Глобального Фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией в контексте профилактики ВИЧ-инфекции направлена на охрану и защиту прав людей, входящих в уязвимые группы населения: сексуальные меньшинства, ПИН, лица, занимающиеся проституцией.
Генеральной идеей программы "снижения вреда" является смещение акцента с долгосрочной и идеалистической цели искоренения наркотиков во всем мире или в отдельно взятой стране на достижение краткосрочных и практически достижимых целей - снижение темпов роста распространения ВИЧ, сохранение тем самым жизни и здоровья людей. Одним из способов достижения указанных результатов является обеспечение ПИН стерильным инъекционным инструментарием и дезинфицирующими материалами, а также презервативами.
Подтверждением того, что представители Организации, участвующие в реализации ее проектов, фактически претворяли в жизнь идеи "снижения вреда", являются финансовые отчеты об исполнении договоров пожертвования, заключенных с Фондом "Открытый институт здоровья населения"; трудовые договоры с физическими лицами, принимаемыми для работы в проектах на должности аутрич-работников, соцработников проекта; должностные обязанности социального (аутрич) работника, социального работника (специалиста по социальной работе), утвержденные руководителем Организации фио, согласно которым указанные работники "должны иметь подготовку по стратегии "Снижения вреда" среди уязвимых групп, обладать знаниями и опытом работы в области стратегии снижения вреда".
Суд первой инстанции пришел к выводу, что такая деятельность по реализации программ "снижения вреда" вступает в противоречие с государственной политикой Российской Федерации в сфере профилактики ВИЧ-инфекции, пропагандирующей достижение полного освобождения от наркотической зависимости, принципы которой закреплены в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690, Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года
и дальнейшую перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 года N 2203-р.
Согласно указанным программным документам стратегической целью государственной антинаркотической политики является сокращение немедицинского потребления наркотиков, выявление и полноценное лечение лиц, потребляющих наркотики, их реабилитация; укрепление традиционных семейных и морально-нравственных ценностей с учетом российской ментальности.
Содержащиеся в материалах учетного дела договоры благотворительного пожертвования с Фондом "Открытый институт здоровья населения", содержательные отчеты Организации об исполнении данных договоров (ежеквартальные, полугодовые), отчеты об использовании товаров медицинского назначения, поставленных и/или закупленных в рамках указанных договоров, свидетельствуют о том, что их (договоров, реализуемых проектов) целями являлось не сокращение (прекращение) употребления наркотиков, занятия проституцией ПИН, СР, а, следовательно, и снижение уровня распространения СПИД/ВИЧ-инфекции. Целью являлось "удержание уровня распространенности ВИЧ-инфекции среди СР г. Красноярска". Раздача шприцев и игл (обмен использованных на стерильные) ПИН не может способствовать прекращению потребления наркотических средств, поскольку, наоборот, мотивирует потребителя на продолжение потребления, но с соблюдением неких мер безопасности.
Факты, отраженные в содержательных отчетах, свидетельствуют, по сути, об оказании Организацией поддержки указанным группам риска
в их противоправном, опасном для своего здоровья, а также здоровья иных лиц, поведении: - раздача аутрич-работниками и волонтерами Организации презервативов и лубрикантов непосредственно на уличных точках "работы" СР (организовывались вечерние, ночные выезды, учитывались дни недели - среда, пятница, суббота, предпраздничные и праздничные дни и т.п.);- получение СР вышеуказанных товаров медицинского назначения от представителей Организации носит системный характер; - количество раздаваемых презервативов и лубрикантов имеет значительные объемы (в том числе передаваемых отдельно каждому "новому клиенту", "постоянному клиенту"). Так, в реализации проекта "Красный яр" по профилактике ВИЧ/ИППП среди СР в г. Красноярске (за период с января 2018 г. по июнь 2018 г.), к проводимым мероприятиям было привлечено 1009 СР; распространено 133 000 презервативов, 2500 лубрикантов.
Статистические данные отчетов об общем количестве обслуженных клиентов, о количестве "новых клиентов" (впервые обратившихся), о количестве полученных и распространенных презервативов, лубрикантов, шприцев/игл свидетельствуют об устойчивой тенденции к их увеличению.
Пропагандируя раздачей шприцев и презервативов идеи терпимого отношения к немедицинскому потреблению наркотических средств, беспорядочному половому поведению, Организация тем самым формировала общественно-политические взгляды и убеждения, противоречащие государственной политике Российской Федерации по вышеуказанным вопросам.
Привлечение Организацией волонтеров, аутрич-работников
к раздаче шприцев и презервативов свидетельствует также о вовлечении граждан в указанную деятельность.
Согласно представленному к проверке списку членов Организации на момент ее проведения членами Организации являются 19 физических лиц. Для реализации проектов Организацией привлекались исполнители, с которыми заключались срочные трудовые договоры. Выполняемые обязанности - консультирование ВИЧ-инфицированных лиц (в том числе телефонное), сопровождение реализуемых проектов, ведение учета и отчетности, обеспечение контроля за хранением и движением лекарственных препаратов, социальное сопровождение ВИЧ-инфицированных лиц и т.п.
Ряд работников приняты на работу для исполнения обязанностей медицинской сестры по уходу на дому, медицинской сестры первичного осмотра, врача-фтизиатра, врача-инфекциониста, фельдшера доврачебного осмотра, фармацевта. Трудовые договоры предусматривают обязанность работников соблюдать охраняемую законом врачебную тайну. При этом осуществление медицинской, фармацевтической деятельности уставом Организации не предусмотрено; лицензии на медицинскую, фармацевтическую деятельность отсутствуют.
Представленные к проверке документы Организации, материалы учетного дела, сведения, размещенные в сети Интернет, свидетельствуют
о том, что из 56 лиц, с которыми Организация заключила трудовые договоры, 18 являются сотрудниками Краевого Центра СПИД (врачами, медицинскими сестрами, иными работниками). Кроме того, сотрудниками Краевого Центра СПИД является ряд членов Организации.
Согласно информации Краевого Центра СПИД Председатель Организации фио занимает штатную должность медицинского психолога отделения эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией; Заместитель Председателя Организации А.Н. Бойко - должность врача-дерматовенеролога лечебно-консультативного отделения. В силу своих должностных обязанностей указанные лица непосредственно взаимодействуют с пациентами Краевого Центра СПИД, оформляют медицинские документы (медицинские карты амбулаторных больных, журнал регистрации посещений, консультаций, статистические талоны на каждого пациента, карты медико-социальной реабилитации и правового консультирования и т.д.), вносят в электронную базу данные в отношении ВИЧ-инфицированных пациентов, систематически проводят анализ проделанной работы и представляют руководителю Краевого Центра СПИД отчеты.
При реализации проектов на полученные в качестве пожертвований средства, использовании пожертвованного имущества, Организация осуществляла сбор, систематизацию, анализ, а также передачу жертвователю статистической и иной информации в соответствии с его требованиями (формами, показателями, индикаторами), регулярно заполняла базу данных по работе с клиентами проектов. При этом характер информации не ограничивался проверкой количества и целевого характера использования предоставленных средств.
В соответствии с договором благотворительного пожертвования от 27 июля 2015 года N 6538 (дополнение N 1 от 4 декабря 2015 года), договором благотворительного пожертвования от 27 июля 2015 года N 6522 (дополнение N1 от 4 декабря 2015 года), действие которых продолжалось в проверяемом периоде, Организация предоставляла Фонду "Открытый институт здоровья населения", в составе основных показателей (индикаторов) оценки эффективности реализации проекта и целевого использования средств, сведения о подтвержденных документально случаях препятствий в доступе к услугам профилактики, лечения и ухода при наличии у лица ВИЧ-инфекции; жалобах, обращениях представителей целевых групп в органы власти и государственные учреждения по случаям выявленных препятствий в доступе к услугам профилактики, лечению и уходу при ВИЧ; о фактах, когда указанные случаи привели к желаемому результату (была обеспечена законность в конкретном уголовном/ административном деле); о количестве ответов по существу, полученных от органов власти по результатам обращений; о количестве представителей государственных и муниципальных организаций, учреждений, органов и служб, оказывающих непосредственное влияние на эпидемию ВИЧ в России, принимавших участие в семинарах, совещаниях по указанной тематике.
Согласно проектным отчетам по программе тестирования
(во исполнение условий договоров пожертвования от 1 января 2019 года N 04/19, 1 января 2020 года N 06/20) Филиала некоммерческой корпорации AIDS Healthcare Foundation (США) предоставлялись развернутые сведения об участниках программы, в том числе: - разбивка по возрастным категориям (от "0 месяцев" до "50 лет и старше"); повод к прохождению теста (незащищенный секс, употребление наркотиков внутривенно, переливание крови или зараженное оборудование, изнасилование, профессиональные риски (медработники) и т.д.); принадлежность участников к определенной группе, группе риска (ПИН, мужчины, практикующие секс с мужчинами (далее - МСМ), трансгендеры, СР, заключенные/задержанные, мигранты, силовые органы (полиция, армия, ФСИН) и т.д.); результаты тестирования (положительный/отрицательный; первичный/повторный), в том числе результаты тестирования по группам (количество протестированных ПИН, МСМ, СР, мигрантов, заключенных и т.п, общего населения).
Одна из отчетных форм AIDS Healthcare Foundation (США) обозначена вопросом: "Как вы узнали о том, что клиент доведен до лечения?" и включает следующие позиции: по эпидномеру/из врачебной базы (включает тестирование на базе медучреждений), от доверенного врача или другого сотрудника центра СПИД
(по направлению, выданному при тестировании), сотрудник организации довел до центра СПИД, устно от сотрудника центра СПИД, по телефону или при встрече от клиента или от его родственников, автоматическое доведение до лечения (СИЗО, тубдиспансер, центр СПИД и т.п.), случайно.
К проверке представлены журналы быстрого тестирования клиентов, проводимого в проверяемом периоде, в которых консультанты Организации фиксировали персональные данные физических лиц; сведения о наличии заболеваний, количестве партнеров; результаты теста (предыдущего, текущего); результаты работы с этим клиентом (направлен на обследование, самостоятельно прошел подтверждающий тест, активно сопровожден в Центр СПИД и т.п.).
Согласно указанным журналам тестирование проводилось в Краевом Центре СПИД, в частных медицинских центрах, КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени фио", КГБУЗ "Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер N 1"; развлекательных заведениях; СР - на адрес
г. Красноярска (общеизвестное постоянное место "работы" СР).
Управление пришло к выводу, что при осуществлении своей деятельности Организация использовала статистические, информационные и иные сведения Краевого Центра СПИД, а также сведения и информацию, полученные работниками и членами Организации при выполнении своих должностных обязанностей в указанном медицинском учреждении.
Согласно письменным пояснениям фио официальный сайт в сети "Интернет" у Организации отсутствует, а информация
об Организации содержится в группе в социальной сети Facebook - https://www.facebook.com/groups/MyProtivSpida.
В ходе проверки установлена еще один аккаунт Организации в социальной сети ВКонтакте - https://vk.com/lasky.kras. На данной странице Организации размещено большое количество информации (публикаций, репостов, ссылок для перехода на другие страницы в сети Интернет) о лицах нетрадиционной сексуальной ориентации.
Во вкладке "О нас" на данной странице имеется сообщение, что Организация проводит с 2005 года мероприятия (в клубах и других местах встреч МСМ) в рамках проекта "La Sky", главной целью которого является профилактика ВИЧ\СПИД и других инфекций, передающихся половым путем, среди МСМ (согласно письменным пояснениям фио Организация проводит тестирование МСМ в местах их общего времяпрепровождения - в клубах, на закрытых вечеринках; для этого Организация использует своих аутрич-работников, вхожих в такие сообщества; используется система поощрений - "сдал тест - получил подарок" (билеты в клуб, презервативы, лубриканты).
Также на странице 11 октября 2019 года размещено интервью академика РАН фио, данное порталу "Парни ПЛЮС" о PrEP (доконтактной профилактике ВИЧ), химсексе и "пропаганде гомосексуализма", и что мешает его внедрению в России.
PrEP - один из способов предохранения, используемый МСМ, применение которого возможно, но под контролем медицинского персонала.
На вопрос о наличии клинического протокола на препарат
фио ответил: "В нашей стране вообще существует проблема с клиническими протоколами. Минздрав считает, что он все клинические протоколы должен утверждать, составлять и писать так, как ему хочется. Но есть и другие организации, как наше Национальное общество инфекционистов, которые являются неправительственными организациями. Они предоставляют информацию для всех ? для врачей, пациентов. Они уже могут, ориентируясь на наши рекомендации, за деньги пациента назначать ему более дорогое лечение или профилактические препараты, которые разрешены в нашей страны. В инструкции одного из таких препаратов (не буду называть его) написано, что его можно применять в качестве профилактики заражения ВИЧ. А эта инструкция утверждена всеми необходимыми инстанциями. Так что формально PrEP мы можем назначать. Но я, как специалист, знаю, что всё новое чревато непредсказуемыми проблемами. С PrEP всё понятно ? есть опасение, что повысится заболеваемость гепатитом С, а это требует дорогостоящего лечения. От него PrEP не защищает. Правда за рубежом подсчитали, что однократное лечение гепатита С будет дешевле, чем постоянное лечение ВИЧ на протяжении 20 лет".
1 февраля 2020 года на странице размещена статья "Сайт о химсексе. Инструкция по выживанию для гей-сообществ" - о применении синтетических наркотиков в контексте сексуальных практик, о связанных с этим рисках, о минимизации вреда и правилах безопасности.
Также на странице, помимо информационных сообщений, в качестве сопровождающих текст иллюстраций, также содержатся фотографии привлекательных молодых людей, явно одного пола, указывающие на их нетрадиционную сексуальную ориентацию: 10 апреля 2020 года - статья "Ставить ли секс на паузу? Геи в режиме изоляции", 19 октября 2018 года - статья "Неопределяемый = не передающий" даже вкупе с ИППП. Ученые доказали".
18 октября 2018 года на странице размещено интервью для сайта "Парни+" российского гей-блогера Геры Сафина, которое он дал 28 августа 2019 года "Мы должны стремиться к миру, где вообще не нужно делать каминг-ауты", основные выводы из которого - количество геев увеличивается, в том числе в России; популярность геев-блогеров растет и интерес вызывает именно их нетрадиционная сексуальная ориентация; в России уже существует большая сеть представителей ЛГБТ, объединяющая их и помогающая решать проблемные вопросы; главная проблема российских геев - отсутствие равных прав с другими представителями общества.
Оценив эти доказательства, суд пришел к выводу, что Организация распространяла в свободном доступе для неограниченного круга лиц информацию о привлекательности нетрадиционных отношений, способствующую формированию искаженных представлений о соответствии социальным нормам нетрадиционных половых (интимных) отношений (гомосексуализма), направленную на формирование у молодых людей нетрадиционных сексуальных установок. Создавая в публикациях положительный образ о жизни гомосексуалов, Организация тем самым навязывала информацию, вызывающую интерес к подобным отношениям. Пропагандируя идеи лояльного отношения к сексуальным отношениям между лицами одного пола, беспорядочному половому поведению, Организация тем самым формировала общественно-политические взгляды и убеждения, противоречащие государственной политике Российской Федерации, подрывала традиционные семейные и морально-нравственные ценности граждан с учетом российской ментальности.
Также на странице, со ссылкой на сайт Remedium и данные, приведенные в интернет-опросе врачей, проведенном аналитической компанией RNC Pharma и русскоязычной социальной сетью для медиков "Доктор на работе", 18 ноября 2019 года размещена информация об искажении лечебными учреждениями статистических данных по заболеваемости и смертности; что искажение статистики производилось медработниками в 19% случаев по указанию руководителей лечебных учреждений. Указано, что "эксперты, общественники и социальщики регулярно критикуют цифры ведомства (Минздрава России по ВИЧ), считая, что они занижены и не отражают реальной ситуации в стране".
В апреле 2018 года в Москве состоялась VI Международная конференция по ВИЧ/СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии ЕЕСААС 2018, в работе которой принял участие представитель Организации - фио.
На заседании Параллельной сессии N 28 "Удержание на лечении и повышение приверженности" ею была представлена презентация "Взаимодействие НКО и центров СПИД с целью возвращения и удержания клиентов". Данная презентация доступна для чтения и скачивания в сети Интернет.
24 августа 2020 года на странице размещена информация (со ссылкой на сообщение ЛГБТ-группы "Выход") о том, что медработники Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, работающие с трансгендерными людьми, направили в Госдуму коллективное обращение, в котором просят отклонить поправки к Семейному кодексу Российской Федерации, запрещающие транс-людям вступать в брак. Поводом к этому послужило то, что члены Совета Федерации внесли в парламент законопроект, в котором предлагается ввести запрет для трансгендеров вступать в брак и усыновлять детей, поскольку это будет соответствовать конституционным положениям о защите института брака как союза мужчины и женщины. В статье приводятся доводы врачей в обоснование своей позиции: запрет на браки, блокирование процедуры смены документов и принудительное возвращение указанного при рождении пола в записях актов гражданского состояния якобы противоречит статье 19 Конституции РФ о недопустимости дискриминации, рекомендациям ВОЗ, позициям профильных международных медицинских организаций, нормам Международной классификации болезней МКБ-10, Федеральному закону "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также сложившейся врачебной и юридической практике.
Таким образом, результаты проверки подтвердили политическую деятельность административного истца и факт финансирования от иностранных источников.
Изложенное свидетельствует о том, что Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа" осуществляла политическую деятельность в том значении, в каком она раскрыта в упомянутом Постановлении Конституционного Суда России от 8 апреля 2014 г. N10-П.
Установленные выше обстоятельства получили надлежащую правовую оценку по правилам ст. 62 КАС РФ в соответствии со следующими законоположениями.
Согласно п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом.
Указанный Порядок утвержден Приказом Минюста РФ от 30 ноября 2012 г. N223 "О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" (зарегистрирован в Минюсте РФ 30 ноября 2012 г.; регистрационный N25980).
Согласно п. 2 Порядка ведение реестра осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Министерство).
Включение в реестр происходит по заявлению самой некоммерческой организации (подп. "а" п. 6, п. 9, п. 11, п. 12 Порядка).
Основанием для внесения изменений в реестр является распоряжение Министерства, принимаемое в связи с поступлением в Министерство документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", абзацем восьмым части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" (абз. 3 п. 10 Порядка).
Вместе с тем при невыполнении некоммерческой организации обязанности подать такое заявление, включение её в реестр возможно по инициативе Министерства юстиции РФ.
Так, в силу п. 7 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
В этом случае уведомление о включении некоммерческой организации в реестр направляется Министерством некоммерческой организации не позднее чем через три рабочих дня со дня издания соответствующего распоряжения (п. 19 Порядка).
Сведения о некоммерческих организациях, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем через три рабочих дня со дня внесения сведений в реестр на электронных носителях (п. 21 Порядка).
Таким образом, Министерство юстиции РФ вправе было решать вопрос о включении Фонда в реестр даже в отсутствие его заявления, поскольку имелись достаточные данные, свидетельствующие об осуществлении им деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.
Частью 2 ст. 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Суд первой инстанции, установив, что Министерством юстиции РФ представлены доказательства, подтверждающие его право на принятие оспариваемого решения и соблюдение порядка его принятия, пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Довод апелляционной жалобы о том, что, Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа" не причастна к политической деятельности, подлежит отклонению судебной коллегией, поскольку деятельность Организации направлена на формирование общественно-политических взглядов и убеждения, противоречащих государственной политике Российской Федерации по вышеуказанным вопросам.
В жалобе административный истец со ссылкой на ст. ст. 10, 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод заявляет о недопустимости ограничения свободы выражать свое мнение.
Указанные доводы основаны на искаженном цитировании норм права, что влечет односторонность выводов подателя жалобы, поскольку действия Минюста России основаны на законе, не лишают Организацию возможности в полном объеме осуществлять свою уставную деятельность, включая просветительскую, и получать финансирование от иностранных источников, но при обеспечении прозрачности, как самой деятельности, так и источников ее финансирования.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.