Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 30 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 3 сентября 2021 г. по административному делу N 2а-2784/2021 по административному исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики к заместителю начальника отдела следственной части Следственного управления Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике Тулупову ФИО11, Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнений к ней, выслушав объяснения представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики по доверенности Дзуева А.Р, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике по доверенности Купшиновой М.Х, возражавшей против жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики (далее также - ТФОМС КБР) обратился в суд с административным иском к заместителю начальника отдела следственной части Следственного управления Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике (далее также - отдел СЧ СУ МВД по Кабардино-Балкарской Республике) Тулупову М.А, Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике (далее также - МВД по Кабардино-Балкарской Республике) о признании незаконным представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
В обоснование своих требований указал, что заместителем начальника отдела СЧ СУ МВД по Кабардино-Балкарской Республике Тулуповым М.А. в адрес ТФОМС КБР направлено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, по результатам проведенного расследования в отношении должностных лиц Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее также - ГБУЗ "ЦРБ" Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики), обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, и на ТФОМС КБР возложена обязанность принять исчерпывающие меры по недопущению впредь фактов ненадлежащего исполнения должностных обязанностей должностными (ответственными) лицами ТФМОС по КБР при проведении проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения. Представлением установлены сроки его рассмотрения с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его получения. ТФОМС КБР полагает представление незаконным, поскольку в нем отсутствуют факты допущенных должностными лицами ТФОМС КБР нарушений действующего законодательства при исполнении профессиональных и служебных обязанностей, является неисполнимым, так как не содержит конкретных требований, которые надлежит исполнить, не указаны конкретные должностные лица, чьи действия способствовали совершению преступления.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 декабря 2020 г, административный иск удовлетворен.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 марта 2021 г. решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 21 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 декабря 2020 г. отменены с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 30 июня 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 3 сентября 2021 г, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 6 октября 2021 г. через суд первой инстанции и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 15 октября 2021 г, ТФОМС КБР просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнений к ней, выслушав объяснения представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики по доверенности Дзуева А.Р, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике по доверенности Купшиновой М.Х, возражавшей против жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Согласно части 2 статьи 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации наряду с обстоятельствами, подлежащими доказыванию при производстве по уголовному делу, также подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
В силу части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в производстве отдела СЧ СУ МВД по Кабардино-Балкарской Республике находилось уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении бывшего главного бухгалтера ГБУЗ "ЦРБ" Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики Маремшаовой М.А.
19 июня 2020 г. заместителем начальника отдела СЧ СУ МВД по Кабардино-Балкарской Республике Тулуповым М.А. на основании статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в адрес ТФОМС КБР направлено представление, в котором сообщено о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, по результатам проведенного расследования в отношении должностных лиц ГБУЗ "ЦРБ" Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации; проведенным расследованием установлено хищение, путем присвоения, в период 2013-2017 гг, вверенных денежных средств, часть из которых являлась средствами, поступившими из средств обязательного страхования, при этом в период совершения преступления ТФОМС КБР проводились проверки данного лечебного учреждения, в том числе по целевому и рациональному использованию им средств обязательного медицинского страхования, нарушений выявлено не было, что не соответствует данным проведенного расследования и на ТФОМС КБР возложена обязанность принять исчерпывающие меры по недопущению впредь фактов ненадлежащего исполнения должностных обязанностей должностными (ответственными) лицами ТФМОС по КБР при проведении проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения.
Как правильно указал суд, факт хищения денежных средств в ГБУЗ "ЦРБ" Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики в особо крупном размере достоверно установлен приговором Зольского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 ноября 2020 г, должностное лицо учреждения "данные изъяты" признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации и ей назначено наказание, этим же приговором удовлетворен гражданский иск ГБУЗ "ЦРБ" Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, которым с "данные изъяты" взыскан ущерб в размере "данные изъяты" руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав положения, закрепленные в статье 2 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21 января 2011 г. N 15н, Порядка проверки осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, исходил из того, что оспариваемое представление следователя является законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Вопреки доводам жалобы, оспариваемое представление содержит в себе изложение обстоятельств уголовного дела, обстоятельства, которые способствовали совершению преступления, и которые позволяют принять надлежащие меры по устранению отмеченных недостатков в пределах компетенции административного истца.
Учитывая, что основанием для вынесения оспариваемого представления послужили факты, объективно установленные в ходе расследования уголовного дела по факту хищения бюджетных средств в особо крупном размере, в том числе из средств обязательного медицинского страхования; в период совершения преступления, ТФОМС КБР неоднократно проводились проверки соблюдения в учреждении здравоохранения законодательства об обязательном медицинском страховании, целевого и рационального использования средств ОМС, правомерности и эффективности использования средств, переданных бюджетом Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение региональной программы модернизации ГБУЗ "ЦРБ" Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, по результатам которых составлены акты, представленные в материалы настоящего дела, однако факты необоснованного расходования денежных средств, установленных в ходе расследования и судом, выявлены не были, у судебных инстанций отсутствовали правовые основания для удовлетворения административного иска по заявленным основаниям.
Доводы кассационной жалобы были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
При этом изложенные в кассационной жалобе доводы относительно ссылки судов в обоснование своей позиции на Порядок осуществления ТФОМС контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, а также за использованием средств обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Минздрава России от 26 марта 2021 г. N 255н, который утвержденный после возникших правоотношений, не влияют на законность и обоснованность правильных по существу судебных актов и не могут повлечь их отмену.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки (пункт 12 части 7 статьи 34, часть 11 статьи 40 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", подпункт 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21 января 2011 г. N 15н).
Данные полномочия на момент спорных правоотношений Территориальный фонд осуществлял в соответствии с Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16 апреля 2012 г. N 73, которым было закреплено осуществление контроля за деятельностью страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, путем проведения проверок и ревизий.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы судов об отказе в удовлетворении заявленных требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 30 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 3 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.