Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Булатовой Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 8 сентября 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Спицына В.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоусманском районе Воронежской области (межрайонное) о включении в специальный трудовой стаж периодов работы, назначении досрочной пенсии по старости, по кассационной жалобе Спицына В.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 24 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Спицын В.В. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоусманском районе Воронежской области (межрайонное) (далее по тексту - ГУ - УПФР в Новоусманском районе Воронежской области (межрайонное) о включении в специальный трудовой стаж периодов работы, назначении досрочной пенсии по старости.
Решением Новоусманского районного суда Воронежской области от 21 апреля 2021 года на ГУ-УПФ РФ в Новоусманском районе Воронежской области (межрайонное) возложена обязанность включить Спицыну В.В. периоды работы с 20 июня 2000 года по 24 апреля 2001 года (10 месяцев 5 дней) - загранкомандировка, с 28 декабря 2003 года по 28 января 2004 года (1 месяц 1 день) - загранкомандировка, с 1 июня 2016 года по 30 июня 2016 года (1 месяц) - период, значащийся в выписке индивидуального лицевого счета с кодом "неоплдог", в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Признано незаконным решение ГУ-УПФ РФ в Новоусманском районе Воронежской области (межрайонное) от 9 февраля 2021 года N 210000002529/42179/21 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости Спицыну В.В. На ГУ-УПФ РФ в Новоусманском районе Воронежской области (межрайонное) возложена обязанность назначить Спицыну В.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 26 января 2021 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 24 июня 2021 года решение Новоусманского районного суда Воронежской области от 21 апреля 2021 года в части отказа во включении Спицыну В.В. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов работы, отменено.
В отмененной части постановлено новое решение, которым на ГУ-УПФ РФ в Новоусманском районе Воронежской области (межрайонное) возложена обязанность включить Спицыну В.В. периоды работы с 30 июня 200 года по 18 июля 2021 года (19 дней) - вынужденный простой, с 3 июля 2002 года по 3 июля 2002 года (1 день) - вынужденный простой в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В остальной части решение Новоусманского районного суда Воронежской области от 21 апреля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Спицын В.В. просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 24 июня 2021 года в части отказа в назначении страховой пенсии по старости с 8 сентября 2019 года отменить, принять новое решение о назначении пенсии с указанной даты. Мотивируя доводы жалобы, анализируя нормы материального права и обстоятельства дела, выражает несогласие с выводами суда об отказе в удовлетворении требований, относительно иной даты назначения пенсии.
Учитывая, что Спицын В.В. обжалует судебное постановление в части даты назначения пенсии, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность судебного постановления только в обжалуемой части.
Проверив законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 24 июня 2021 года подлежит отмене в части даты назначения пенсии, по следующим основаниям.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 16 марта 2018 года Спицын В.В. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением творческой деятельности.
В назначении досрочной пенсии было отказано по причине отсутствия необходимого специального стажа. При этом истцу включены в расчет специального стажа, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды его работы общей продолжительностью 13 лет 08 месяцев 14 дней.
26 января 2021 года Спицын В.В. повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением от 9 февраля 2021 года Спицыну В.В. повторно отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Вместе с тем, истцу включены в подсчет специального стажа, дающие право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды его работы общей продолжительностью 14 лет 09 месяцев 20 дней.
При этом, Спицыну В.В. не были включены в специальный стаж периоды работы: с 20 июня 2000 года по 24 апреля 2001 года (10 месяцев 5 дней) - загранкомандировка, с 28 декабря 2003 года по 28 января 2004 года (1 месяц 1 день) - загранкомандировка, с 30 июня 200 года по 18 июля 2021 года (19 дней) - вынужденный простой, с 3 июля 2002 года по 3 июля 2002 года (1 день) - вынужденный простой, с 1 июня 2016 года по 30 июня 2016 года (1 месяц) - период, значащийся в выписке индивидуального лицевого счета с кодом "неоплдог".
Разрешая заявленный спор в части включения заявленных истцом периодов в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к выводу о необоснованном отказе пенсионного органа во включении спорных периодов в специальный стаж.
Суд первой инстанции, с учетом периодов, подлежащих включению в стаж, исходил из того, что на дату повторного обращения в пенсионный орган у истца имелся необходимый стаж для досрочного назначения пенсии, в связи с чем удовлетворил требования Спицына В.В. о досрочном назначении пенсии с даты обращения - 26 января 2021 года. Суд указал на отсутствие оснований для назначения пенсии с 8 сентября 2019 года, поскольку на момент первоначального обращения к ответчику, с учетом включенных судом периодов, у истца отсутствовал необходимый стаж для назначения досрочной пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда в указанной части, неправильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила обращения за страховой пенсией).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а"); регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а"); запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Спицына В.В. об отказе в назначении пенсии Спицыну В.В. с 8 сентября 2019 года неправильно применили к спорным отношениям нормы пенсионного законодательства, регулирующие порядок установления и выплаты страховой пенсии, в том числе нормативные положения о назначении страховой пенсии со дня обращения за пенсией, но не ранее возникновения права на нее, не учли разъяснения пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", вследствие чего сделали не соответствующий закону вывод об отсутствии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по назначению и выплате Спицыну В.В. страховой пенсии по старости со дня возникновения у него права на страховую пенсию по старости.
В связи с неправильным применением норм материального права, суды не установили обстоятельства, имеющие значение для дела и, как следствие, не выяснили, были ли допущены пенсионным органом нарушения при принятии и рассмотрении первоначального заявления Спицына В.В. о назначении пенсии, приведшие к несвоевременному получению им страховой пенсии по старости.
Из материалов дела следует, что 16 марта 2018 года Спицын В.В. обращался в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Новоусманском районе Воронежской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет, по достижении возраста 55-60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Согласно части 2 приведенной нормы закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления.
В соответствии с пунктом 1 указанного выше Списка право на пенсию за выслугу лет при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 15 лет имеют артисты балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии; артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробат-эксцентриков) цирков и концертных организаций.
Подсчет специального стажа производится на основании Списка профессий и должностей работников театра и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года N 447.
В соответствии с пунктом 11 Порядка подтверждения периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных организаций подтверждаются трудовой книжкой и другими документами, содержащими необходимые сведения о наименовании профессии (должности), жанровой принадлежности, характере выполняемой работы или статусе организации, в которой протекала работа (афиши, программы, квалификационные характеристики, данные о тарификации и др.).
В пункте 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 указанного Закона, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 11 июля 2002 года N 516, также указано, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 3.3 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года N 190, специальный трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, подтверждается трудовой книжкой.
В тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют необходимые сведения о наименовании профессии (должности), жанровой принадлежности, характера выполняемой работы или статусе организации, в которой протекала работа, специальный стаж подтверждается на основании дополнительных документов, содержащих эти сведения в отношении данного лица (афиши, программы, квалификационные характеристики, данные о тарификации и др.).
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", граждане, которые с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных приложением 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков.
Как следует из материалов дела, 24 января 2019 года пенсионным органом было отказано Спицыну В.В. в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимого стажа. Продолжительность специального стажа в соответствии с пунктом 1 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года N 447 определена 13 лет 8 месяцев 14 дней.
При повторном обращении в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Новоусманском районе Воронежской области (межрайонное) отказ в назначении пенсии по старости был обоснован аналогичными основаниями. Продолжительность специального стажа указана 14 лет 9 месяцев 22 дня.
Суды, удовлетворяя требования Спицына В.В, пришли к выводу о необоснованном отказе Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Новоусманском районе Воронежской области (межрайонное) во включении в специальный трудовой стаж периодов работы, в зачете которых отказал пенсионный орган.
То обстоятельство, что истцом не оспорено решение пенсионного органа от 24 января 2019 года, не освобождало суд от определения даты назначения пенсии, учитывая, что судом установлен факт необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N2920-О, от 24 апреля 2018 года N 948-О).
Из части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 19 Правил N 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе, назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.
В силу части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникативной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что момент назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение. Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.
При рассмотрении исковых требований Спицына В.В. приведенные нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, судами первой и апелляционной инстанций применены не были.
Суды не дали оценку действиям ответчика, которым необоснованно не были учтены спорные периоды работы истца в специальный стаж, не разъяснены сроки наступления права на пенсию, что повлекло ошибочное восприятие у истца возникновения права на пенсию, привело к повторному обращению в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии по истечении длительного периода после возникновения права и свидетельствует о нарушении пенсионных прав истца, подлежащих защите в судебном порядке.
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Спицына В.В, возражений ответчика относительно иска и приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление, в том числе, обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Спицыну В.В, как лицу, обратившемуся за назначением страховой пенсии по старости, вопроса относительно того, какие документы, необходимо ему предоставить с целью назначения пенсии; предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу таких документов в органах и организациях, в распоряжении которых находятся необходимые документы; установление даты возникновения у Спицына В.В. права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, имелось ли оно на момент обращения истца с заявлением в пенсионный орган, в том числе наступление такого права, реализовать которое он фактически был лишен возможности, наличие у истца права на досрочную пенсию раньше положенного срока.
Вследствие неправильного применения норм материального права суды первой и апелляционной инстанций не определили и не установили юридически значимое для правильного разрешения данного спора обстоятельство, а именно, с какого дня у Спицына В.В. возникло право на страховую пенсию по старости.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам приходит к выводу отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда в части возложения обязанности на ГУ - УПРФ в Новоусманском районе Воронежской области обязанности назначить Спицыну В.В. пенсию с 26 января 2021 года, с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 24 июня 2021 года в части возложения обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоусманском районе Воронежской области обязанности назначить Спицыну В.В. пенсию с 26 января 2021 года отменить, направить гражданское дело в отмененной части на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.