Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Раужина Е.Н, при участии прокурора восьмого отдела (кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1712/2020, УИД 75RS0002-01-2020-002385-48 по исковому заявлению Непомнящих Валерия Николаевича к ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России, ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Забайкальскому краю" Минтруда России, ФСИН России, Министерству финансов РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ, ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России об оспаривании решения, справки, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Непомнящих Валерия Николаевича на решение Ингодинского районного суда г. Читы от 11 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, объяснения Непомнящих В.Н, участвующего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии ФКУ ИК-2 ГУФСИН по Забайкальскому краю, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора восьмого отдела (кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Непомнящих В.Н. обратился в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России, ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Забайкальскому краю" Минтруда России, ФСИН России, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России об оспаривании решения, справки, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований Непомнящих В.Н. указал, что с 23 марта 2013 г. он отбывает наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю. В 2011 году ему была причинена "данные изъяты", 28 сентября 2011 г. проведена операция, с ноября 2011 года по ноябрь 2012 года он неоднократно находился на лечении в связи с "данные изъяты". Начиная с 2013 года, в отношении него неоднократно проводилась медико-социальная экспертиза на предмет установления инвалидности, которая установлена не была. В феврале 2020 года в отношении истца ФКУ "ГБ МСЭ по Забайкальскому краю" Минтруда России проведено очередное очное освидетельствование, которое состоялось 21 февраля 2020 г, а в акте указана иная дата - 14 февраля 2020 г, обратный талон ему не предоставлен. По результатам экспертизы инвалидность не установлена. В дальнейшем экспертным составом N17 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России 30 июня 2020 г. проведена заочная экспертиза, по итогам которой выдана справка N, инвалидность не установлена. По его мнению, на экспертизу медицинская документация предоставлялась не в полном объёме и с искажёнными данными: в документах не отражены обстоятельства причинения "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты".
На основании изложенного, с учётом уточнений исковых требований, Нпомнящих В.Н. просил суд признать решение медико-социальной экспертизы от февраля 2020 года и справку N незаконными, взыскать компенсацию морального вреда 100 000 рублей.
Определением судьи Ингодинского районного суда г. Читы от 24 июля 2020 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУЗ "МСЧ-N75" ФСИН России.
Определением Ингодинского районного суда г. Читы от 17 августа 2020 г, занесенным в протокол судебного заседания к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Определением Ингодинского районного суда г. Читы от 13 октября 2020 г, занесённым в протокол судебного заседания к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации".
Решением Ингодинского районного суда г. Читы от 11 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 июня 2021 г, в удовлетворении исковых требований Непомнящих В.Н. об оспаривании решения, справки, взыскании компенсации морального вреда отказано в полном объёме.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Непомнящих В.Н. просит отменить решение Ингодинского районного суда г. Читы от 11 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 июня 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением МСЭ.
Из нормативных положений части 2, части 8 статьи 5.1, части 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также Правил признания лица инвалидом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 и Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений МСЭ, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 310н (далее - Порядок), следует, что признание гражданина инвалидом с установлением ему группы инвалидности производится федеральными учреждениями МСЭ в рамках регламентированной нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина. При этом учреждение МСЭ несёт ответственность как за существо принятого решения, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов. Решение учреждения МСЭ о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Пунктом 1 Правил установлено, что признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро.
Исходя из Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы (пункт 2) и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункт 25); медико-социальная экспертиза проводится по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации, органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, или органа социальной защиты населения, а также по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы, поданному гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в бюро, в предусмотренных названными Правилами случаях (пункт 24).
Гражданину, признанному инвалидом, выдаётся справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации. Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдаётся справка о результатах медико-социальной экспертизы (пункт 36 Правил признания лица инвалидом).
Пунктом 5 Правил признания лица инвалидом установлены условия признания гражданина инвалидом: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью; в) необходимость в мерах социальной защиты населения.
В соответствии с пунктом 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболевания, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте 18 лет - категория "ребёнок-инвалид" (пункт 7 Правил признания лица инвалидом).
Согласно нормативным положениям названных Правил медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) (пункт 25); решение бюро может быть обжаловано гражданином в главное бюро, а решение главного бюро - в Федеральное бюро (пункты 21, 22, 42, 45); решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 46).
В соответствии с пунктом 45 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 59н (действовал на момент возникновения спорных отношений), предоставление гражданину государственной услуги федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы осуществляется бесплатно.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 310н утверждён Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (действовал на момент возникновения спорных отношений), которым предусмотрено, что Федеральное бюро выполняет следующие функции: проводит медико-социальную экспертизу граждан, обжаловавших решения экспертных составов главных бюро; оценивает качество предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы и проводит при осуществлении контроля за решениями главных бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в экспертных составах главных бюро, и при наличии достаточных оснований изменяет либо отменяет решения экспертных составов главных бюро; рассматривает жалобы граждан на действия (бездействие) главных бюро, их должностных лиц и в случае признания их обоснованными принимает меры по устранению выявленных недостатков (подпункты "а", "в", "г" пункта 7).
Аналогичные нормы о функциях Федерального бюро содержатся в действующем в настоящее время Порядке организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 979н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы" (начало действия документа 14 июня 2021 г.). Пунктом 7 данного Порядка определено, что Федеральное бюро в числе прочих функций оказывает услугу по проведению медико-социальной экспертизы гражданам, обжаловавшим решения экспертных составов главных бюро; осуществляет контроль за решениями главных бюро. В пункте 47 названного Порядка указано, что оказание услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы осуществляется бесплатно.
Из приведённых нормативных положений следует, что признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, к которым относятся бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, главные бюро медико-социальной экспертизы и Федеральное бюро медико-социальной экспертизы. Проведение названными федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы гражданина для определения его потребностей в мерах социальной защиты является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется данными учреждениями бесплатно. Решение, принятое федеральным учреждением по результатам проведения медико-социальной экспертизы гражданина, может быть обжаловано им (его законным или уполномоченным представителем) в вышестоящее федеральное учреждение медико-социальной экспертизы или в суд. Федеральное бюро медико-социальной экспертизы при осуществлении возложенных на него функций проводит медико-социальную экспертизу граждан, обжаловавших решения экспертных составов главных бюро.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 2017 года Непомнящих В.Н. неоднократно обращался в ГБ МСЭ для проведения медико-социальной экспертизы с целью установления инвалидности, в том числе в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в порядке обжалования.
На основании заявления истца, 16 января 2017 г. он был заочно освидетельствован бюро N 9 - филиалом ГБ МСЭ, инвалидность не установлена, о чём составлен акт МСЭ гражданина N.
В порядке обжалования Непомнящих В.Н. был заочно освидетельствован с 9 февраля 2017 г. по 17 февраля 2017 г. экспертным составом смешанного профиля N 2 ГБ МСЭ. Правовых оснований для признания истца инвалидом установлено не было.
С 4 апреля 2017 г. по 5 апреля 2017 г. Непомнящих В.Н. освидетельствован экспертным составом N 3 общего профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, оснований для отмены экспертных решений бюро N9 - филиала ГБ МСЭ и Главного бюро N 2 не установлено.
С 9 апреля 2019 г. по 8 мая 2019 г. Непомнящих В.Н. освидетельствован бюро N 9 - филиалом ГБ МСЭ с диагнозом " "данные изъяты"", с сопутствующим заболеванием: " "данные изъяты"".
В связи с письменным обращением о несогласии с экспертным решением первичного бюро освидетельствования в порядке контроля был освидетельствован с 3 октября 2019 г. по 10 октября 2019 г. экспертным составом смешанного профиля Главного бюро N3 ГБ МСЭ. Правовых оснований для изменения экспертного решения бюро МСЭ N 9 от 8 мая 2019 г. не выявлено. Оснований для установлений группы инвалидности не выявлено.
С 13 февраля 2020 г. по 21 февраля 2020 г. Непомнящих В.Н. освидетельствован бюро N 9 - филиалом ГБ МСЭ с диагнозом: " "данные изъяты"", с сопутствующим заболеванием" " "данные изъяты"", по результатам освидетельствования инвалидность не установлена.
1 апреля 2020 г. Непомнящих В.Н. освидетельствован экспертным составом смешанного профиля Главного бюро N 3 ГБ МСЭ в порядке контроля. Экспертное решение бюро N 9 подтверждено.
С 30 июня 2020 г. по 8 июля 2020 г. Непомнящих В.Н. в порядке контроля заочно освидетельствован в ФБ МСЭ экспертным составом смешанного профиля N 17 (ФГБУ "Федеральное бюро МСЭ" Минтруда России г. Москва). По результатам медико-социальной экспертизы у Непомнящих В.Н. выявлено нарушение здоровья с I (незначительной) степенью выраженности стойких нарушений функций организма, не приводящих к ограничению основных категорий жизнедеятельности, не определяющих необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, и не имеющих правовых оснований для установления группы инвалидности.
Консультативным заключением экспертного состава смешанного профиля N 17 решение экспертного состава Главного бюро N 3 ГБ МСЭ подтверждено без замечаний.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Непомнящих В.Н. о признании решение медико-социальной экспертизы от февраля 2020 года и справку N незаконными, взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по гражданским делам суда апелляционной инстанции, на основании установленных обстоятельств, в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормативными положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правил признания лица инвалидом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", пришёл к выводу о том, что медико-социальная экспертиза в отношении Непомнящих В.Н. проведена своевременно, в полном объёме, составом квалифицированных специалистов, экспертные решения выносились в соответствии с нормативными документами, на основании представленных медицинских и иных документов, анализа социально-бытовых, психологических, данных личного осмотра (февраль 2020 г.). Все влияющие на здоровье Непомнящих В.Н. факторы врачами-экспертами были учтены, им дана надлежащая оценка. Анамнез заболеваний истца получен с 28 сентября 2011 г, с даты получения "данные изъяты", по дату экспертизы на основании медицинских документов, проанализированные сведения о заболеваниях и их течении совпадают со сведениями медицинской документации МСЧ-75. Нарушений требований закона при проведении медико-социальной экспертизы не установлено.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что ход проведения экспертизы как в период с 14 февраля 2020 г. по 21 февраля 2020 г, так и с 30 июня 2020 г. по 8 июля 2020 г. зафиксирован в соответствующих протоколах, результаты экспертизы - в актах от 21 февраля 2020 г, 8 июля 2020 г, что соответствует Административному регламенту по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утверждённому приказом Минтруда России N 59н от 29 января 2014 г.
Не установив факта незаконных действий (бездействия) МСЧ-75 по предоставлению медицинской документации на медико-социальную экспертизу, а также незаконных действий (бездействия) ГБ МСЭ и ФГБУ ФБ МСЭ по проведению медико-социальной экспертизы, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 151, 1069, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришёл к выводу об отсутствии оснований для взыскания в пользу Непомнящих В.Н. компенсации морального вреда.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, нормах права, подлежащих применению к спорным отношениям, и не вызывают сомнений в законности.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами определены верно. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к принятию неправильных судебных постановлений, судами не допущено.
Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, в обжалуемых актах содержатся исчерпывающие выводы судов, вытекающие из установленных фактов.
Доводы кассационной жалобы Непомнящих В.Н. о том, что в документах, представленных ФКУ "ГБ МСЭ по Забайкальскому краю" не были отражены результаты его дополнительного обследования, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом проверки судебных инстанций, и им судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применён судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделён в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 ГПК РФ.
Иные доводы кассационной жалобы заявителя также не свидетельствуют о наличии оснований, установленных в статье 379.7 ГПК РФ, для отмены принятых по делу судебных постановлений.
Таким образом, судебные постановления по существу спора являются законными и обоснованными, предусмотренных статьёй 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ингодинского районного суда г. Читы от 11 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Непомнящих Валерия Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.