Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Папушиной Н.Ю.
судей Зайцевой Е.Н, Уфимцевой Н.А.
прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N N по иску военного прокурора Читинского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России, филиалу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России по Восточному военному округу о понуждении к действиям, по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Центрального районного суда г. Читы от 30 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой Е.Н, выслушав прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В, возражавшую на доводы кассационной жалобы
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Военный прокурор Читинского гарнизона обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФИО2 "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России, филиалу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России по Восточному военному округу о понуждении к действиям. В обосновании указано, что военной прокуратурой проведена контрольная проверка исполнения должностными лицами жилищно-коммунальной службы филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу требований законодательства в сферах жилищно-коммунального хозяйства, при предоставлении коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Установлено, что на территории военного городка N ("адрес") расположена угольная котельная инв. N и ее тепловые сети, ДД.ММ.ГГГГ постройки, введенная в эксплуатацию в указанный год, обеспечивающая тепловой энергией объекты военной инфраструктуры N) Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированные в названном военном городке. Согласно результатам осеннего и весеннего осмотров котельной инв. N, проведённых в ДД.ММ.ГГГГ а также внепланового осмотра, проведённого по требованию военной прокуратуры Читинского гарнизона ДД.ММ.ГГГГ, данная котельная ее оборудование и тепловые сети требуют проведения капитального и текущего ремонтов. Результаты проведения осмотров отражены в соответствующих актах и ведомостях дефекации, в том числе датированных ДД.ММ.ГГГГ Однако при подготовке к отопительному сезону ДД.ММ.ГГГГ г..необходимые ремонтные работы, отраженные в актах осмотров и ведомостях дефектов, не проводились и до настоящего времени не проведены. По результатам проведенной в ДД.ММ.ГГГГ проверки начальнику службы N вынесено представление об устранении нарушений закона, в котором потребовано обеспечить проведение капитального ремонта котельной в соответствии с актами осмотров и ведомостями дефектов.
Капитальный ремонт котельной до настоящего времени не проведен, что создает угрозу возникновения частых аварийных ситуаций, может повлечь прекращение поставки тепловой энергии на объекты Министерства обороны Российской Федерации и инфраструктуры военного городка N. Просил возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность выделить лимиты бюджетных средств на ДД.ММ.ГГГГ на капитальный ремонт котельной инв. N и ее тепловых сетей, расположенных в военном городке N ("адрес"); возложить на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный ремонт на котельной N и ее тепловых сетях в объеме, определенном актом осеннего осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и ведомостью дефекации от ДД.ММ.ГГГГ, оформленными должностными лицами производственного участка N службы N, утверждёнными командованием в/ч.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 30 июня 2020 г. постановлено:
Иск военного прокурора Читинского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России, филиалу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России по Восточному военному округу о понуждении к действиям удовлетворить.
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность выделить лимиты бюджетных средств на 2021 год на капитальный ремонт котельной инв. N и ее тепловых сетей, расположенных в военном городке N ("адрес"
Возложить на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный ремонт на котельной N и её тепловых сетях в объеме, определенном актом осеннего осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и ведомостью дефекации от ДД.ММ.ГГГГ, оформленными должностными лицами производственного участка N службы N, утверждёнными командованием N.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 июня 2021 г. указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации Лебедев С.Г. просит судебные акты отменить, указывает на неполное установление судами обстоятельств по делу. Полагает, что судами не принято во внимание, что процедура проведения капитального ремонта содержит ряд этапов и ограничений, включающих в себя заключение государственного контракта предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту, при этом заключение государственного контракта возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, в противном случае контракт считается не обеспеченным лимитами и заключенным в нарушении бюджетного законодательства. Также указывает, что получатели бюджетных средств вправе получать лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Ссылается на то, что возложение на Минобороны России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по капитальному и текущему ремонту является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, что недопустимо.
Относительно кассационной жалобы от военного прокурора Читинского гарнизона Черепанова Е.В. поступили возражения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив дело в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с ч.1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.
В силу ч.1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований не имеется.
Так, в соответствии с п. 1, 2 ст. 209, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне", имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункта 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
В соответствии с подп. 68, 68 (4) п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации также отнесены осуществление управления и распоряжения жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организация строительства и эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах; организация выполнения организациями, находящимися в ведении Минобороны России, работ по капитальному строительству и реконструкции специальных объектов, объектов производственного и жилищного назначения для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 1, подпункт "ж" пункта 2).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 3 Приказа).
Согласно положениям Устава ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации предусмотрено, что учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем в соответствии с настоящим уставом и основными видами деятельности, а также вправе выполнять работы и оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, сверх установленного государственного задания (пункты 6, 16). Учреждение наделяется имуществом, закрепленным за ним Министерством обороны Российской Федерации на праве оперативного управления или предоставленным в безвозмездное пользование; учреждение обязано обеспечивать сохранность закрепленного за ним или предоставленного в безвозмездное пользование имущества и использование его по назначению в соответствии с целями, определенными Уставом (пункты 19, 27). Пункт 21, 25 Устава ФИО2 " ФИО2" МО РФ, учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию, недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления в безвозмездное пользование. Осуществляет деятельность по эксплуатации, в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально-технической базы, оборудования и технических сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных сетей в многоквартирных домах закрытых военных городков.
При разрешении заявленных требований, судами первой и апелляционной инстанций на основании материалов дела установлено, что по результатам осмотра системы теплоснабжения военного городка N, расположенного по адресу: "адрес", состоящей из котельной N, тепловых сетей - 1131, 5 м, составлен акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен перечень проведения необходимых ремонтных работ.
Согласно ведомости дефектации оборудования на коммунальных объектах военного городка от ДД.ММ.ГГГГ произведен подсчет работ по капитальному и текущему ремонту.
Из акта технического состояния объектов ТХ от ДД.ММ.ГГГГ комиссией установлено, что для обеспечения бесперебойной эксплуатации котельной необходимо провести реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение объекта.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации", федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ N, объекты теплового хозяйства, в том числе угольная котельная инв. N и ее тепловые сети, закреплены на праве оперативного управления за Учреждением и в соответствии с передаточным актом N/ТХ переданы Учреждению СибТУИО в эксплуатацию.
При определении обстоятельств по делу, учитывая представленные доказательства в совокупности со всеми материалами дела, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об обоснованности заявленных требований, поскольку ответчик возложенные на него обязанности по проведению капитального ремонта котельной и ее тепловых сетей не выполняет, что может повлечь создание чрезвычайной ситуации в котельной, и причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Суд кассационной инстанции полагает, что при постановлении решения суда и апелляционного определения, вопреки доводам кассационной жалобы, судами верно определены обстоятельства по делу, правовая позиция судов, изложенная в судебных актах, основана на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела.
Выводы, судов мотивированы, основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, с приведением мотивов, по которым суд отдает предпочтение одним доказательствам и отвергает другие, в соответствии с требованиями ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречат требованиям действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам изложенным заявителем в суде первой и апелляционной инстанций, которым судами дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, принимая во внимание Положение о ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (по ВВО), утвержденное ДД.ММ.ГГГГ, п.10 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.18.2004 N, положения ст.210 ГК РФ, судами обоснованно определено, что обязанность по выполнению капитального ремонта котельной возложена на ответчика в лице ФГБУ "ЦЖКУ", при этом ответчик возложенные на него обязанности не исполняет, доказательств обратного в рамках состязательного процесса в соответствии со ст. 56, 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, не представлено.
Доводы кассационной жалобы о том, что выполнение работ по капитальному ремонту объекта возможно только после определения стоимости работ и заключение государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту, при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, были в полной мере исследованы судами, не могут повлечь отмену верных по существу судебных актов, поскольку не свидетельствуют об отсутствии обязанности собственника по содержанию принадлежащего ему имущества.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, фактически направлены на переоценку доказательств и выводов судов об установленных по делу обстоятельствах, иное толкование норм права.
Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями существенных нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами процессуального и материального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Центрального районного суда г. Читы от 30 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 22 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.