Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бойко В.Н.
судей Дмитриевой О.С. и Кравченко Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 24RS0048-01-2019-008383-81 по иску Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Енисей" Федерального дорожного агентства" к Пархомчуку Константину Владимировичу об обязании совершения действий
по кассационной жалобе Пархомчука Константина Владимировича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 16 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дмитриевой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Енисей" Федерального дорожного агентства" обратилось в суд с иском к Пархомчуку К.В. об обязании совершения действий.
Требования мотивированы тем, что 27 октября 2005 г. между ГУ "Федеральное управление автомобильных дорог Байкал" и Морской С.Д. заключен договор на размещение устройства примыкания в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автодороги "Байкал", км 739+405 (слева) для подъезда к существующему объекту сервиса (кафе). При заключении договора владелец сервиса принял на себя обязательства по согласованию с органом управления проектной документации на размещение объекта в придорожной полосе федеральной автодороги М-53 "Байкал" (в настоящее время - Р-255 "Сибирь"); по обеспечению строительства, обустройства, содержания и ремонта подъезда, переходно-скоростных полос, площадок для стоянки автомобилей и других сооружений, связанных с обеспечением функционирования Объекта за счет собственных средств; осуществлению за свой счет сноса и переноса объекта в придорожной полосе, если эти сооружения создадут препятствие для нормальной эксплуатации федеральной автомобильной дороги при ее реконструкции и будут ухудшать условия движения по ней. Данные обязательства владельцем Объекта не исполнены, срок договора истек. В настоящее время собственником земельных участков с кадастровыми номерами N и объекта дорожного сервиса на участках - кафе "Ибрюль" и автомобильной площадки перед кафе является Пархомчук К.В. В нарушение требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" существующее примыкание, расположенное в полосе отвода автомобильной дороги, не соответствует нормам и требованиям законодательства. Владельцы кафе уведомлялись о необходимости привести в нормативное состояние примыкания к объектам дорожного сервиса переходно-скоростной полосы, получения письменного согласия истца на реконструкцию примыканий кафе, однако допущенные нарушения не устранены. Кроме того, в 2022 - 2027 годах планируется реконструкция участка автодороги общего пользования федерального значения Р-255 "Сибирь".
Просило обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться к истцу за письменным согласием с приложением технических требований и условий на реконструкцию примыканий объекта дорожного сервиса, расположенного на участке автодороги Р-255 "Сибирь" км 739+405 (слева); разработать проектную документацию на реконструкцию примыканий к объекту дорожного сервиса с учетом проектной документации на реконструкцию участка автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" на км 721+000 - км 746+000; согласовать с истцом разработанную проектную документацию; провести работы по реконструкции примыканий объекта дорожного сервиса; о взыскании с ответчика в пользу истца денежной суммы в случае неисполнения судебного акта.
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 26 ноября 2020 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 16 июня 2021 г. решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 26 ноября 2020 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований Федерального казенного учреждения "Федеральное Управление автомобильных дорог "Енисей" Федерального дорожного агентства" к Пархомчуку К.В. о возложении обязанности обратиться в Федеральное казенное учреждение "Федеральное Управление автомобильных дорог "Енисей" Федерального дорожного агентства" за письменным согласием на реконструкцию примыканий объекта дорожного сервиса, расположенного на участке автодороги Р-255 "Сибирь" 739км 405м (слева), с приложением технических требований и условий реконструкции; разработать проектную документацию на реконструкцию примыканий к объекту дорожного сервиса; согласовать с Федеральным казенным учреждением "Федеральное Управление автомобильных дорог "Енисей" Федерального дорожного агентства" разработанную проектную документацию; взыскании судебной неустойки отменено.
Принято в указанной части новое решение, которым исковые требований удовлетворены.
На Пархомчука К.В. возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Федеральное казенное учреждение "Федеральное Управление автомобильных дорог "Енисей" Федерального дорожного агентства" за письменным согласием на реконструкцию примыканий объекта дорожного сервиса, расположенного на участке автодороги Р-255 "Сибирь" 739км 405м (слева), с приложением технических требований и условий реконструкции; разработать проектную документацию на реконструкцию примыканий к объекту дорожного сервиса с учетом проектной документации на реконструкцию участка автомобильной дороги федерального значения Р-255 "Сибирь" на км 721+000 - км 746+000; согласовать с Федеральным казенным учреждением "Федеральное Управление автомобильных дорог "Енисей" Федерального дорожного агентства" разработанную проектную документацию.
В случае неисполнения решения суда в установленный срок взыскана с Пархомчука К.В. в пользу федерального казенного учреждения "Федеральное Управление автомобильных дорог "Енисей" Федерального дорожного агентства судебная неустойка в размере 100 рублей за каждый день просрочки до момента фактического исполнения решения суда.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пархомчук К.В. просит апелляционное определение отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что после замены судьи в апелляционной инстанции судебное разбирательство должно быть произведено с самого начала. Однако в его случае разбирательство было продолжено. Суд не применил нормы права, подлежащие применению, а именно, ч. 5 ст. 22 Федерального закона N 257-ФЗ, согласно которой вся разрешительная документация на строительство и реконструкцию объекта в случае наложения земель транспорта и земель населенных пунктов должна выдаваться органом местного самоуправления, и в материалах дела она имеется. Также суд не применил ч. 13 ст. 22 Федерального закона N 257-ФЗ, счел ошибочным его утверждение о том, что объект является стационарным торговым объектом, что подтверждено документально. Обращает внимание, что работа его ИП как объекта общепита в большей части в 2020 году была под запретом в силу антиковидных ограничений, поэтому они работали без кухни, как магазин розничной торговли, без потребления товаров на месте, только "на вынос". Обращает внимание на отсутствие пересечения с другой автомобильной дорогой, которое является обязательным условием строительства переходно-скоростных полос в силу ч. 6 ст. 22 Федерального закона N 257-ФЗ. Доводы истца о том, что площадка между зданием и федеральной трассой принадлежит ему на праве собственности, не соответствуют действительности. Кроме того, его участки граничат с магистральным нефтепроводом ОАО "Транснефть", по участкам проложена линия заземления, на них наложены обременения, и строительство и реконструкция без разрешения собственника нефтепровода запрещены. ОАО "Транснефть" для обслуживания своего оборудования пользуется спорным примыканием, однако в качестве ответчика не привлечено. Выражает несогласие со взысканием неустойки.
В отзыве на кассационную жалобу ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Енисей" Федерального дорожного агентства" просит в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив материалы дела, законность обжалуемого судебного постановления в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судебными инстанциями установлено, что сооружение - автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-255 "Сибирь" Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Иркутск в пределах Красноярского края, протяженность 585 609 м, адрес (местонахождение): Красноярский край, Боготольский, Ачинский, Козульский, Емельяновский, Березовский, Манский, Уярский, Рыбинский, Канский, Иланский, Нижнеингашский районы, автомобильная дорога "Байкал", принадлежит на праве собственности Российской Федерации, передана в оперативное управление ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Енисей".
Пархомчук К.В. с 24 мая 2019 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 1750 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенного использования - жилая застройка, и земельного участка с кадастровым номером N площадью 250 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенного использования - для предпринимательской деятельности, а также нежилого здания с кадастровым номером N площадью 232, 2 кв.м на земельном участке с кадастровым номером N, расположенных в Красноярском крае, Емельяновском районе, 740 км автодороги "Байкал", район д. Ибрюль.
Указанное нежилое здание используется ответчиком в качестве кафе, находится в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги "Байкал", км 739+405 (слева), обслуживает в том числе участников дорожного движения по пути следования, в связи с чем является объектом дорожного сервиса.
Ранее с прежним владельцем указанного нежилого здания Морской С.Д. ГУ "Федеральное управление автомобильных дорог Байкал" (Орган управления) заключался договор N от 27 октября 2005 г. на размещение устройства примыкания в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги М-53 "Байкал" км.739+405 (слева). Согласно договору владельцу объекта предоставлено право обустроить устройство примыкания к федеральной автомобильной дороге М-53 "Байкал" для подъезда к существующему объекту сервиса (кафе) в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги М-53 "Байкал" км 739-450 слева.
По условиям заключенного договора владелец объекта принял на себя обязательство согласовать с Органом управления проектную документацию на размещение объекта в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги М-53 "Байкал" (п. 2.1.1 договора), обеспечить строительство, обустройство, содержание и ремонт подъезда, переходно-скоростных полос, площадок для стоянки автомобилей и других сооружений, связанных с обеспечением функционирования объекта за счет собственных средств (п.2.1.3); осуществлять за свой счет снос или перенос объекта в придорожной полосе, если эти сооружения создадут препятствие для нормальной эксплуатации федеральной автомобильной дороги М-53 "Байкал" при ее реконструкции и будет ухудшать условия движения по ней (п.2.1.4).
Срок действия договора установлен в пять лет (п. 4.1 Договора), однако может быть продлен по соглашению сторон (п. 4.2)
17 октября 2007 г. администрацией Емельяновского района Красноярского края Морской С.Д. выдано разрешение N на ввод в эксплуатацию объекта - кафе, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование п. Памяти 13 Борцов, д. Ибрюль, 740 км автодороги "Байкал", участок N.
В целях создания безопасных условий движения транспортных средств в зоне влияния кафе на 739+452 автодороги М-53 Байкал по заявлению Морской С.Д. был разработан "Рабочий проект обустройства дороги. Организация движения".
Согласно акту обследования объекта дорожного сервиса - кафе "Ибрюль", расположенного на 740 км (739 км + 450 м справа) автомобильной дороги федерального значения Р-255 "Сибирь" от 21 августа 2020 г. комиссией в составе начальника и ст. государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Емельяновский" по результатам обследования указанного объекта дорожного сервиса выявлены следующие нарушения: отсутствуют переходно-скоростные полосы; стационарное электрическое освещение в зоне размещения переходно-скоростных полос и на съездах к сооружениям обслуживания дорожного движения, на площадке объекта сервиса освещение выполнено не в полном объеме; водопропускные трубы с системой водоотвода от автомобильной дороги не увязаны, дорожно-знаковая информация выполнена не в полном объеме, горизонтальная разметка отсутствует; стоянка для транспортных средств не оборудована.
Таким образом, судами установлено, что фактическое обустройство участка автодороги федерального значения в месте размещения принадлежащего ответчику объекта дорожного сервиса не соответствует Рабочему проекту обустройства дороги, который был утвержден, в том числе, собственником автомобильной дороги.
Также из материалов дела следует, что в 2022-2027 годах планируется реконструкция участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 "Сибирь" Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск на участке км 721+000 - км 746+000, в связи с чем разработана проектная документация на реконструкцию указанной автомобильной дороги. В проектной документации предусмотрена реконструкция автомобильной дороги в части участка автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" на км 721+000 - км 746+000 с учетом расположения объекта дорожного сервиса, принадлежащего ответчику.
Владельцы данного объекта дорожного сервиса уведомлялись о необходимости привести в нормативное состояние примыкание к объекту дорожного сервиса, переходно-скоростные полосы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств невозможности обустройства примыканий объекта дорожного сервиса в соответствии с Рабочей документацией, разработанной прежним собственником спорного объекта дорожного сервиса и согласованной с ФКУ "Байкалуправтодор" и Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами районного суда, в связи с чем отменил решение и принял новое о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
При этом суд второй инстанции правильно применил к правоотношениям сторон положения статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу части 6 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии с частью 11 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).
Пунктом 18 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденного приказом Минтранса России от 13.01.2010 N 4, установлено, что в случае реконструкции автомобильной дороги федерального значения переустройство объектов дорожного сервиса и (или) подъездов, съездов, примыканий к указанным объектам осуществляется владельцами таких объектов при наличии согласия в письменной форме, выдаваемого владельцами автомобильных дорог, на выполнение указанных работ, содержащего технические требования и условия.
Пунктом 25 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения, утвержденного приказом Минтранса России от 13.01.2010 N 5, утратившего силу с 01.01.2021, было предусмотрено, что в случае реконструкции автомобильной дороги федерального значения переустройство объектов дорожного сервиса и (или) подъездов, съездов, примыканий к указанным объектам осуществляется владельцами таких объектов в соответствии с техническими требованиями и условиями, выдаваемыми владельцем автомобильной дороги.
Аналогичные положения содержатся в пункте 23 ныне действующего Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения, утвержденного приказом Минтранса России от 18.08.2020 N 313.
Судами установлено, что фактическое обустройство участка автодороги федерального значения в месте размещения принадлежащего ответчику объекта дорожного сервиса не соответствует Рабочему проекту обустройства дороги, который был утвержден, в том числе, собственником данной автомобильной дороги. В настоящее время срок действия договоров, заключенных прежними владельцами объекта дорожного сервиса с собственником автомобильной дороги федерального значения, истек. Также разработан новый проект строительства реконструкции автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" (ранее - М-53 "Байкал") - от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, в том числе, на участке км 721+600 - км 746+000, Красноярский край.
Согласно указанному проекту, Реконструкция автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" влечет изменение ее параметров и границ полосы отвода, количество полос, вследствие чего возникла необходимость реконструкции, в том числе, переходно-скоростных полос в районе расположения объекта дорожного сервиса, принадлежащего ответчику.
Установив, что фактическое обустройство участка автодороги федерального значения в месте размещения принадлежащего ответчику объекта дорожного сервиса не соответствует Рабочему проекту обустройства дорог, разработанного прежним собственником спорного объекта дорожного сервиса, который утратил свою актуальность в связи с разработанным новым проектом реконструкции автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" (ранее - М-53 "Байкал"), с учетом того, что в силу действующего законодательства в случае реконструкции автомобильной дороги федерального значения переустройство объектов дорожного сервиса и (или) подъездов, съездов, примыканий к указанным объектам осуществляется владельцами таких объектов в соответствии с техническими требованиями и условиями, выдаваемыми владельцем автомобильной дороги, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истец вправе требовать от ответчика получения письменного согласия на реконструкцию примыканий объекта дорожного сервиса в соответствии с новым проектом строительства и реконструкции автомобильной дороги Р-255 "Сибирь", разработки и согласования проектной документации на реконструкцию указанного примыкания.
Вопреки доводам кассационной жалобы строительство переходно-скоростных полос обжалуемым судебным постановлением на ответчика не возложено, конкретный перечень работ, необходимых для проведения реконструкции, будет определен после согласования проектной документации.
То обстоятельство, что в соответствии с частью 5 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ разрешительная документация на строительство нежилого здания, используемого ответчиком в качестве кафе, была выдана органом местного самоуправления, не опровергает правильности выводов суда апелляционной инстанции, которым разрешался иной вопрос - о реконструкции примыканий объекта дорожного сервиса, разрешенный судом второй инстанции в соответствии с требования действующего законодательства.
Частью 13 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ предусмотрено, что положения частей 6 - 12 настоящей статьи применяются к стационарным торговым объектам общей площадью свыше десяти тысяч квадратных метров, присоединяемым к автомобильным дорогам.
Однако принадлежащее ответчику здание (кафе) в силу пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ относится к объектам дорожного сервиса, а не к стационарным торговым объектам, в связи с чем установленное частью 13 статьи 22 данного Закона исключение в рассматриваемом случае неприменимо, поскольку не исключает применение положений частей 6 - 12 статьи 22 указанного Федерального закона к поименованным в них объектам дорожного сервиса.
Требований к ОАО "Транснефть" истцом заявлено не было, привлечение его к участию в качестве ответчика не требовалось.
При этом доводы ответчика Пархомчука К.В. о том, что его участки граничат с магистральным нефтепроводом ОАО "Транснефть", по участкам проложена линия заземления, на них наложены обременения, и строительство и реконструкция без разрешения собственника нефтепровода запрещены, полежат отклонению, поскольку доказательств в обоснование своих доводов ответчиком в ходе рассмотрения дела представлено не было.
Взыскание с ответчика судебной неустойки основано на положениях статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, оснований полагать ее несправедливой у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы после замены судей в соответствии с частью 2 статьи 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство по настоящему делу судом апелляционной инстанции было произведено с самого начала, что подтверждается протоколом судебного заседания от 16 июня 2021 г, замечания на который не принесены.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на неправильном толковании норм материального права и сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции об обстоятельствах дела. Между тем, суд кассационной инстанции при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела, а также переоценивать доказательства.
Апелляционное определение содержит выводы, которые соответствуют установленным судом второй инстанции обстоятельствам дела, нарушений норм материального права и норм процессуального права, в том числе при оценке доказательств, не допущено, в связи с чем суд кассационной инстанции не имеет оснований для пересмотра вынесенного судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 16 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Пархомчука К.В. - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Бойко
Судьи О.С. Дмитриева
Н.Н. Кравченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.