Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 22RS0066-01-2020-002959-42 (N2-4810/2020) по иску Ожмеговой Натальи Александровны к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" о возложении обязанности совершить действия и выплате пособия, по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 30 ноября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
О.Н.А. обратилась в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" (далее - КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу) о возложении обязанности совершить действия и выплате пособия.
В обосновании исковых требований указала, что 14 апреля 2020 г. обратилась через Интерактивный портал по труду и занятости населения Алтайского края с запросом о предоставлении государственной услуги - оформление пособия по безработице и поиске работы в связи с объявленной пандемией COVID- 19.
Данное обращение было подано посредством портала "Государственные услуги". К запросу она приложила все правоустанавливающие документы, так как заявление было подано через портал "Государственные услуги", то каких-либо дополнительных документов не требовалось, поскольку учетная запись была подтверждена ранее в соответствии с законом и требованиями предоставления данных услуг.
4 мая 2020 г. ответчик отказал в предоставлении государственной услуги, в связи с тем, что не был предоставлен документ, удостоверяющий личность истца.
Истец с данным отказом не согласна, полагает, что Административными регламентами не предусмотрен отказ по таким основаниям.
В последующем истец повторно обратилась с указанным запросом через Интерактивный портал по труду и занятости населения Алтайского края, данное обращение обработано, предложен перечень вариантов работы.
Истец проходила собеседования у предложенных работодателей, но в принятии на работу было отказано.
Истцу был выдан талон N, в котором указано о необходимости лично явиться в Управление социальной защиты г. Барнаула 18 июня 2020 г. Приехав в указанную дату, она обнаружила, что двери были закрыты, при обращении по номеру телефона, указанному в талоне, ей ответила специалист Б.Л.А, которая нахамила и сказала, что она не поставлена на учет в службе занятости и бросила трубку.
Повторно истец дозвониться не смогла, трубку никто не брал. Также истец звонила по телефону горячей линии, где ей посоветовали обратиться в другие службы для восстановления нарушенных прав.
Просила суд с учетом уточнения исковых требований возложить на КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу обязанность признать и зарегистрировать истца в качестве безработной и выплатить пособие с 17 апреля 2020 г, взыскать пособие по безработице с 17 апреля 2020 г, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 30 ноября 2020 г. (с учетом определения от 28 апреля 2021г. об исправлении описки) исковые требования удовлетворены частично. На ответчика возложена обязанность зарегистрировать истца в качестве безработной, назначить и выплачивать пособие по безработице с 17 апреля 2020 г, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 июля 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представителем КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворений жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, что О.Н.А. 17 апреля 2020 г. обратилась в КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.
Решением от 4 мая 2020 г. КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" отказано в предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы на основании п.п. 40, 41 Административного регламента предоставления государственной услуги "Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников", утвержденного приказом управления Алтайского края по труду и занятости от 3 июля 2013 г. N.
15 мая 2020 г. истец повторно обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, в котором указано о предоставлении документа, удостоверяющего личность - паспорта.
КГКУ "УСЗН по г. Барнаулу" выдан истцу талон на дистанционное взаимодействие N, согласно которому истцу необходимо подтвердить личность 18 июня 2020 г. в 15:30 для дистанционного получения государственной услуги: содействие в поиске подходящей работы.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что обращение истца к ответчику имело место в период действия временных правил, которыми для регистрации гражданина как в целях поиска работы, так и в целях регистрации в качестве безработного, достаточно обращения с заявлением в электронном виде, оснований для вывода о несоблюдении истцом порядка обращения, непредставления необходимых документов не имеется.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при разрешении спора суды правильно применили нормы материального права.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения).
В ст. 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона о занятости населения).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзц. 1 п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения).
В соответствии со ст. 16.2 Закона о занятости населения предусмотрена информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий "Работа в России", которая является федеральной государственной информационной системой, содержащей информацию о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу, и иную информацию, перечень которой утверждается Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" установлены с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно нерабочие дни. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, сроком действия до 31 декабря 2020 г. (далее - Временные правила).
Согласно пп. 1-3 Временных правил (в редакции от 8 апреля 2020 г.) Временные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (п.8 Правил).
Как правильно отметил суд апелляционной инстанции, в период действия указанных Правил гражданину для регистрации в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного достаточно подать заявление по установленной форме в дистанционном порядке через личный кабинет информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее -ЕПГУ).
Согласно положению об интерактивном портале по труду и занятости населения Алтайского края, утвержденному приказом УТЗН Алтайского края от 8 февраля 2019 г. N 45/пр/14 (далее - Интерактивный портал), интерактивный портал создан для обеспечения реализации прав граждан и организаций на получение доступа к информации о деятельности управления Алтайского края по труду и занятости населения. Целями создания Интерактивного портала являются оказание государственных услуг в электронном виде.
Оценив совокупности представленные доказательства, суды установили, что фактически обращение истца с заявлениями осуществлялось не через вышеуказанную систему и портал, а через Интерактивный портал, но посредством перенаправления с использованием инструментов ЕПГУ, где до даты первоначального обращения к ответчику была подтверждена учетная запись истца.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, отсутствие в правилах действия Интерактивного портала возможности установления личности гражданина, не может являться основанием ограничения его прав только лишь в связи с указанными формальными обстоятельствами. Данное средство, специально созданное органом исполнительной власти Алтайского края, для доступа граждан к государственным услугам в электронном виде призвано создавать дополнительные возможности граждан в реализации предоставленных им прав, а не ограничивать граждан в доступе к ним. При необходимости подтверждения личности, ответчиком, как специально уполномоченным органом для социальной защиты населения, истцу могло быть направлено соответствующее уведомление.
Принимая во внимание, что обращение истца к ответчику имело место в период действия Временных правил, которыми для регистрации гражданина как в целях поиска работы, так и в целях регистрации в качестве безработного, достаточно обращения с заявлением в электронном виде, суды пришли к правильному выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о несоблюдении истцом порядка обращения с соответствующим заявлением.
Установив, что истец подлежала регистрации в целях поиска подходящей работы с даты первоначального обращения с соответствующим заявлением - 17 апреля 2020 г, а признание гражданина безработным предоставляет ему право на получение пособия по безработице, судами правильно применены п.п. 11-12 Временных правил с возложением на ответчика обязанности назначить и выплачивать истцу пособие по безработице с 17 апреля 2020 г.
Частично удовлетворяя исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, судами правильно применены положения ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что действиями ответчика истец была лишена конституционного права на социальную поддержку государства от безработицы и получения пособия по безработице, которые могли обеспечить истцу поиск работы, а также получение денежных средств, обеспечивающих минимальные жизненные потребности.
Следует отметить, что кассатор не лишен возможности в соответствии со ст.202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неясности решения суда обратиться с соответствующим заявлением в суд, который вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания.
Доводы кассационной жалобы о неправильном толковании судами указанных нормативных актов, о несогласии с выводами суда в отношении права истца на указанное пособие, повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом подробной и мотивированной правовой оценки суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку выводов суда и собранных по делу доказательств, что в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции, так как в соответствии со ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 30 ноября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 6 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.