Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комиссаровой В.В. на решение Советского районного суда города Орла от 15 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 8 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Комиссаровой В.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Управление Росреестра по Орловской области) о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Комиссарова В.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным решение Управления Росреестра по Орловской области от 17 августа 2020 года N об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Административные исковые требования обоснованы тем, что на основании постановления администрации "данные изъяты" от 26 октября 1992 года N, свидетельства от 8 декабря 1993 года N, выданного "данные изъяты", Комиссаровой В.В. принадлежат на праве собственности земельные участки по адресу: "адрес" Решением Управления Росреестра по Орловской области от 17 августа 2020 года отказано во включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в отношении вышеуказанных объектов недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с тем, что представленное свидетельство о праве собственности на землю от 18 декабря 1993 года, выданное Пахомовской сельской администрацией Орловского района Орловской области, издано вне пределов компетенции издавшего его органа и подписавшего его лица.
Административный истец полагала отказ административного ответчика незаконным, нарушающим ее права.
Решением Советского районного суда города Орла от 15 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 8 апреля 2021 года, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 30 сентября 2021 года почтой через Советский районный суд города Орла, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 20 октября 2021 года, Комиссарова В.В. просит отменить судебные акты, в связи с неправильным применением норм материального права. Указывает, что документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" являются основанием для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. Представленные ею документы являлись основанием для внесения необходимых сведений. Полагает, что вывод суда об отсутствии нарушения прав административного истца оспариваемыми решениями является ошибочным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Законом сведений (пункт 2 статьи 1 Закона о регистрации).
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что Комиссарова В.В. обратилась в Управление Росреестра по Орловской области с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках по адресу: "адрес", площадью 400 кв.м, 12 кв.м, 25 кв.м и 30 кв.м, как ранее учтенных объектах недвижимости.
Уведомлением Управления Росреестра по Орловской области от 17 августа 2020 года отказано во включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в отношении вышеуказанных земельных участков на основании пункта 1 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
По результатам проведения правовой экспертизы представленных документов государственным регистратором установлено, что свидетельство о праве собственности на землю от 8 декабря 1993 года, выданное "данные изъяты", не соответствует требованиям законодательства, действовавшим в месте издания документа на момент его издания.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что отказ Управления Росреестра является законным. Представленное Комиссаровой В.В. свидетельство о праве собственности на землю от 18 декабря 1993 года N, выданное "данные изъяты", издано вне пределов компетенции издавшего органа и подписавшего его лица. Заявителем в государственный орган осуществляющий регистрацию прав не представлено выданное в установленном законом порядке свидетельство о праве собственности на землю, зарегистрированное в комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению прилагаются необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 5 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в ЕГРН в случаях, предусмотренных частью 8 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в том числе если имеется несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания, или в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, или сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, или ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", вступившим в законную силу с 29 октября 1993 года, установлено, что каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю, которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.
Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок. При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации.
Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу настоящего Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными (пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767).
Оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при обращении в Управление Росреестра по Орловской области административным истцом не представлены необходимые документы, позволяющие внести в государственный кадастр недвижимости сведения об объекте недвижимости как о ранее учтенном, в связи с чем выводы судов о законности действий и решения административного ответчика, являются правильными. Совокупность условий, при которой действия органа могут быть признаны незаконными, отсутствует.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, норма материального права, регулирующим спорные правоотношения, нарушений норм процессуального права не установлено, в связи с чем оснований для отмены постановленных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Орла от 15 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 8 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комиссаровой В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.